Презентация к Докладу Технология развития критического мышления и возможность ее реализации на уроках математики


Доклад на тему «Технология развития критического мышления и возможность ее реализации на уроках математики»   Выполнила: Левченко Лилия Анатольевна учитель математики первой категории КГУ «Бугровская средняя школа» Кызылжарского района Бугровое 2015 «Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыка критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации», - подчеркнул Президент РК Н.А.Назарбаев в своем Послании народу РК «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решение того, во что верить и что делать. Д. Дьюи описывал критическое мышление как сложную, связанную с поступками человека, основанную на содержании сеть деятельности, вовлекающей всего человека. Современные исследователи Д. Х. Кларк и А. У. Бидл определяют это понятие как процесс, при помощи которого разум перерабатывает информацию, чтобы понять установившиеся идеи, создать новые идеи или решить проблемы. Р. Пол считает, что критическое мышление - это организованное, рациональное, самонаправленнное мышление, которое умело преследует цель мышления в некоторой сфере знаний или интересов человека. По мнению Б. Бейера, критическое мышление – это способ оценки аутентичности, ценности или точности чего-либо. Диана Халперн определяет критическое мышление как использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Критическое мышление- это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросом и проблемам. Свойства обыденного и критического мышления Обыденное мышлениеКритическое мышлениеГадательное предположение;Предпочтение;Группирование;Верование;Формулирование выводов;Объединение понятий по ассоциации;Предположение (без достаточных оснований);Предложение мнений без аргументов;Формулирование суждений без опоры на критерии.Оценивающее суждение;Взвешенное суждение;Классификация;Допущение;Логическое формулирование выводов;Понимание принципов;Построение гипотезы;Предложение мнений с аргументами;Формулирование суждений на основе критериев. Четыре основных принципа критического мышления1. Выявление и оспаривание предположений;2. Проверка фактической точности и логической последовательности;3. Рассмотрение контекста; 4. Изучение альтернатив. Технология развития критического мышленияТРКМ- основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Технология развития критического мышления (ТРКМ) Учебная модель развития критического мышленияРКМБазовая модельПриемыУчебная средаВызовОсмыслениеРефлексия«Кластер»«Верно – не верно»и т. д.Обучение «сообща»Доверительная атмосфера… Учебная модель РКМВызовОсмыслениеРефлексияЦелиАктуализация опыта предыдущих знаний;Активизация деятельности учащихся;Формирование мотивации; Постановка учащимися индивидуальных целей.Освоение новых знаний;Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с неизвестным;Освоение способа работы с информацией;Поддержка целей учащихся.Присвоение нового знания;Создание целостного представления (образа) о предмете изучения;Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности;Работа по оценке и самооценке развития учащихся.ПриемыРазбивка на кластеры;Чтение с остановками;Свободное письменное задание;Ключевые термины;«Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»;«Дерево предсказаний»;«Таблицы» (графическое представление материала);Дискуссии;Игры.Инсерт;«Круглый стол»;«Зигзаг»;«Уголки»;«Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»;«Таблицы»;Дискуссии;Игры.«Синквейн»;Свободное письменное задание; «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»;«Дерево предсказаний»;«Таблицы»;Дискуссии;Игры.РезультатыАктуализированный опыт;Активизированное знание;Сформированный мотив;Персональный отклик на информацию.Систематизированное знание;Укрепление целей, заявленных на стадии на Вызов;Персональная интерпретация новых сведений.Присвоенное знание;Сформированное целостное представление о предмете;Поставленные проблемы на дальнейшее продвижение. Применение технологии РКМ на примере уроков по теме: «Проценты» в 5 классеУрок 1.Тема урока: «Проценты»Тип урока: урок изучения нового материалаЦель урока: формирование понимания процента как специального способавыражения доли величины и умения выражать проценты соответствующей десятичной дробью и десятичную дробь в процентах; Игра “Верю -не верю”{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}№ п/пВопрос“+” верю,“-” не верю1Верите ли вы, что один процент одна сотая величины? +2Верите ли вы, что вся величина составляет 100 процентов? +3Верите ли вы, что величины соответствует 25 процентам? -4Верите ли вы, что 50 процентов от 200 равно 100? +5Верите ли вы, что 1 процент от центнера называется 1 кг? +6Верите ли вы, что при записи процентов используется знак %?+7Верите ли вы, что чтобы перевести проценты в дробь, нужно убрать знак % и умножить число процентов на 100 или разделить на 0,01 -8Верите ли вы, что 2%=2:100=0,02?+9Верите ли вы, что чтобы перевести десятичную дробь в проценты, нужно дробь разделить на 100 или умножить на 0,01 и добавить знак %.-10Верите ли вы, что 0,07=0,07:0,01%=7?+ Процент - это одна сотая часть от числа. Вся величина это 1, что составляет 100%. 1=100% Процент записывается с помощью знака %.Чтобы перевести проценты в дробь, нужно убрать знак % и разделить число процентов на 100 или умножить на 0,01. Или 2%=2∙0,01=0,02 49%=49∙0,01=0,49Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, нужно дробь умножить на 100 или разделить на 0,01 и добавить знак %. Или 0,14=0,14:0,01%=14% 0,07=0,07:0,01%=7Текст Таблица вопросов к тексту.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Что?Как?Почему?    Кластер. Прием «Составление «Синквейна»»Для его написания существуют правила:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Название существительное -1Описание Прилагательное - 2ДействияГлагол - 3Чувство Фраза из 4 словПовторение сути(синоним) 1 слово Синквейн ПроцентыСотая, дробнаяИспользуются, переводятся, подсчитываютсяОчень интересно работать с процентамиДоля Применение технологии РКМ на примере уроков по теме: «Проценты» в 5 классеУрок 2.Тема урока: «Проценты»Тип урока: урок закрепления изученного материалаЦель урока: систематизирование знаний и умений по теме “Процент” , обучение учащихся применению их при решении практических задач. Ключевые слова: процент, сотая, дробь, вся величина Таблица ЗХУЗнаюХочу узнатьУзнал(а)Процент Перевод процентов в дробьПеревод дроби в процентыполовинаЧетвертьВся величинаЗачем нужны проценты?Как решать задачи с процентами?Новая информация. Задачи 1) Определить какая сумма лежала на вкладе «Семейный» в банке, если доход в размере 6 %, начисленный на нее, составил 7200 тенге? 2) Банк начисляет на вклад ежегодно 8 % от вложенной суммы. Сколько рублей будет начислено через год на вклад в 50 000 тг ? 3) В избирательном округе 25 000 избирателей. В голосовании приняло участие 60 % избирателей. Сколько человек голосовало? 4) За три часа поезд прошел 200 км. В первый час он прошел 40 % всего пути, во второй час 50 % остатка. Сколько километров прошел поезд за третий час? 5) Дружная семья – мама, папа, брат и я отправилась в магазин за покупками. Было у нас - 50000 тенге, 50% всей суммы потратили на обувь детям, а 40% остатка израсходовали на продукты. Сколько денег осталось? Таблица ЗХУЗнаюХочу узнатьУзнал(а)Процент Перевод процентов в дробьПеревод дроби в процентыполовинаЧетвертьВся величинаЗачем нужны проценты?Как решать задачи с процентами?Зачем нужны проценты.Как решать задачи с процентами.Новая информация.Человеку нужны проценты в разных ситуациях:для семейного бюджета, для банков, для вычисления разных величин (количество, длина, температура и т.д.)Чтобы решить задачу на проценты надо обязательно найти, сколько величины содержится в одном ее проценте. Технологию РКМ необходимо применять на уроках математики, так как она:развивает мыслительную деятельность учащихся; формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения .Методы и приёмы технологии способствуют:лучшему запоминанию изученного материала;активизируют деятельность учащихся на уроке;формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.Различные формы рефлексии развивают:способность формулировать мысли;помогают лучше понять причины явлений.