Методическая работа — составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной педагогической деятельности.


Методическая работа - составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной педагогической деятельности.
Слово "методист" обозначает по С. И. Ожегову, специалист по методике. А методика в свою очередь, - это совокупность методов обучения чему – либо, практического выполнения чего – нибудь. А значит, методист обязан не только обучить, но и показать практическое выполнение, определённого процесса.
Должность методиста предполагает высшее педагогическое образование. Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы колледжа – педагогический процесс. От того, насколько методист профессионально компетентен в педагогике, психологии, современных технологиях и методиках работы будет зависеть качество работы всего коллектива.
Одним из основных направлений работы методиста является организация повышения профессиональной компетентности преподавателей. Задачей профессионального совершенствования является развитие их ценностных ориентаций, профессиональных потребностей, а так же профессиональных знаний, умений и личностных качеств, наиболее значимых для профессии.
Качества методиста, позволяющие проводить аналитическую, диагностическую, прогностическую, методическую работу, - «открытый интеллект»:
- способность решать задачи, требующие открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений;
- умение создавать, созидать новое;
- способность противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания, и своим собственным методам и приемам работы;
- умение видеть перспективы изучаемого объекта, на основе ограниченной информации предсказывать его будущее состояние;
- способность схватывать объект как одно целое;
- способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах изучаемых явлений.
 Социальная компетентность:
- принятие других такими, какие они есть;
- терпимое отношение к ошибкам;
- интерес к широкому кругу проблем, к широкому окружению;
- пунктуальность;
- стремление к сотрудничеству;
- искренность с собой и другими;
- социальная совесть.
Способность к практическому решению проблем:
- отслеживание всех аспектов проблемы;
- идентификация связей между идеями;
- аккуратность в интерпретации информации;
- использование оригинальных источников базовой информации;
- принятие точных решений;
- усиление генерации идей;
- оптимальные пути постановки программы;
- внимание ко всем сторонам аргументации.
Вербальные способности:
- конструктивное, аналитическое и творческое мышление;
- хорошая память на текстовую, зрительную, звуковую информацию;
- речь ясная и аргументированная;
- умение поддержать беседу;
- учет особенностей в области познания;
- высокая грамотность;
- достаточный большой словарный запас;
- высокая работоспособность.
  Методические умения:
- диагностирование;
- целеполагание;
- проектирование и разработка программ профессионального роста, изучение и обобщение опыта специалистов;
- сбор и хранение информации по специалистам;
- разработка методических рекомендаций;
- владение техникой экспертизы.         
         Методист решает вопросы непрерывного методического обеспечения творческого процесса. Он не должен давать вчерашние советы, а призван стать ориентиром в развитии специалиста, уметь сотрудничать, вести диалог, раскрывая насущные задачи и объясняя свои действия.
         Методическая служба сегодня должна обеспечить:
- всестороннюю и регулярную информацию о современных требованиях к работе;
- тесную связь теории с практикой;
- обновление содержания культурно-досуговой деятельности;
- анализ деятельности учреждений культуры с целью выявления проблем в рабочих группах, методических советах, проблемных семинарах и т.д.;
- формирование у специалистов учреждений культуры умений прогнозировать, анализировать, планировать собственную деятельность;
- оказание помощи специалистам и поддержка их творческих инициатив;
- организация широкого обмена опытом, содействие в осмыслении практики, в освоении современных подходов к организации творческого процесса;
- определение реальных перспектив развития сферы культурно-досуговой деятельности;
- создание системы подготовки и повышения квалификации кадров.
Со стороны методиста созданы благоприятные условия для повышения творческого потенциала коллектива. Решению данной задачи способствуют традиционные и инновационные формы организации повышения квалификации: профессиональная переподготовка, стажировка, проблемные семинары, мастер-классы, научно-практические конференции, система педагогических советов, работа в методических объединениях, работа по самообразованию.
Самообразование педагогов пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом, к тому же в современных условиях является одним из основных способов повышения квалификации. Каждый педагог работает над темой самообразования, согласовывает ее с методистом, который корректирует ее. Выбор темы основывается на оценке деятельности, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, в последовательности их решать, в умении проектировать и контролировать свою деятельность. Курсы повышения квалификации стало источником новых знаний и общения с коллегами. Оно позволяет преподавателям расширить локальные рамки своей работы и поставить ее на более высокий уровень. Создана система повышения квалификации, которая позволяет совершенствовать педагогическое мастерство, для этого используются следующие формы повышения профессионального мастерства педагогов.
Первое, это курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов.
Второе, это различные смотры – конкурсы. Их мы планируем согласно годовому плану. Разрабатываем положения, критерии, оценки конкурса. К участию в смотрах – конкурсах мы привлекаем как педагогов, так и обучающихся.
Третье, это создание «Школы начинающего специалиста». Цель работы «Школы начинающего специалиста» - оказание помощи начинающим специалистам в их профессиональном становлении, а также формирование высокопрофессионального кадрового потенциала.
Инновационная деятельность является неотъемлемой частью методической работы.
Методист сегодня должен сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне уметь проектировать методическую работу, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта. Очень важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого, уметь настроить на инновационную деятельность весь педагогический коллектив.
Если ты методист только по должности – результата от такой деятельности будет мало. А если это призвание и желание работать, тогда и результат будет другой.
Методист - это генератор идей, непосредственный участник, теоретик, способный анализировать педагогический процесс, явления и делать выводы, существенные для повышения качества работы. Профессионализм методиста – не в сохранении образа «все знающего, все умеющего», а в умении оказать эффективную помощь.
Моя работа заключается в том, чтобы помочь коллегам в открытии самих себя. Возможность проявить свои таланты, свое творчество, мастерство. Чтобы каждый член педагогического коллектива стал Мастером педагогического труда.
Мои жизненные принципы, которыми я руководствуюсь в данный момент в своей профессиональной деятельности:
Не оправдывай свое незнание чего – либо, а займись самообразованием;
Окажи помощь, если к тебе обратятся и попросят о помощи;
Уважай выбор и мнение другого человека;
Умей услышать других, и будешь услышанным сам.
Методическая работа мне представляется хором, где дирижер чутко улавливает голоса всех певцов, и искусно направляя, добивается гармоничного сочетания голосов. Присмотревшись к дирижеру более пристально, мы замечаем, что он не только должен управляет хором, но являться в то, же время и исполнителем произведения. Устанавливая и регулируя хоровую звучность, дирижер в то же время добивается правильного воспроизведения произведения в целом. Если бы дирижер не сумел этого добиться, то возникла бы только хорошая хоровая звучность, а исполнение произведения было бы неизбежно испорчено.
Так каким же должен быть методист – дирижер?
Несомненно, творческий, знающий новинки педагогической науки, передовой педагогический опыт, играющий главную роль в педагогическом хоре.
В новом учебном году, я желаю всем своим коллегам быть профессионалами и помнить, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу и стремления к постоянному познанию.