Рабочая программа по элективному курсу «Избранные вопросы грамматики русского языка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Избранные вопросы грамматики русского языка»
учителя муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Иж-Бобьинской средней общеобразовательной школы
имени Братьев Буби Агрызского муниципального района
Республики Татарстан
Хисматуллиной Алсу Фаатовны
11 класс













Количество часов в неделю – 1, всего часов – 34.
Учебник. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2006)

Литература для учителя:
1. Гольцова Н. Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы. Поурочное планирование. - М.: Русское слово,2005.
2. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. - М.: Русское слово,2008.
3. Иванова С.С. Русский язык в таблицах , Санкт-Петербург «Тригон», 2008
4. Штоль А.А Русский язык в таблицах Сибирское университетское издательство, 2008
5. Учебник: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык10-11 классы. М.: «Просвещение», 2007.
6. Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете « Первое сентября»

Литература для ученика:
Ожегов С., Шведова Т. «Толковый словарь русского языка». М., 2004.
Розенталь Д.Э. «Словарь трудностей русского языка». М., «Айрис-пресс», 2005.
Розенталь Д.Э. «Справочник по русскому языку. Правописание. Произношение. Литературное редактирование». М., «Айрис-пресс», 2005.
Розенталь Д.Э. «Управление в русском языке. Словарь-справочник». М., «Книга», 1986.
Орфоэпический словарь русского языка. С.п., 2005.
Фразеологический словарь русского языка. С.п., 2005.
Орфографический словарь русского языка. С.п. 2005.

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), на основе «Программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (автор Н.Г. Гольцова).-М. «Русское слово», 2010.
Цель курса повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к единому государственному экзамену.
Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена». Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета «Избранные вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно выразительных средств языка.
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.

Содержание элективного курса

Орфоэпия
Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).

Лексика и фразеология
Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.

Словообразование
Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.

Морфология
Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.

Орфография
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
Речь. Текст
Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Календарно-тематическое планирование


Тема урока
К-во часов
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Раздел учебника*
Дата проведения
Примечание

1.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
1
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Произношение согласных звуков, ударение.
14



2.
Лексическое значение слова.
1
Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова).
1-10



3.
Употребление фразеологизмов, их роль в речи.
1
Фразеологизм. Употребление фразеологизмов. Синтаксическая роль фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.
11



4.
Стили и функциональные типы речи.
1
Стили и функциональные типы речи. Признаки стилей и типов речи. Функциональные особенности стилей и типов речи.
111-116



5.
Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.
1
Упражнения на определение смысловой и композиционной целостности текста, средств связи предложений в тексте. Создание собственного текста.
116



6.
Практическая работа. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
1
Упражнение на формирование умения извлекать главную информацию из письменных текстов различных стилей и жанров. Выполнение тестовых заданий.




7.
Переносное значение слова, тропы.
1
Упражнение на определение переносного значения слова, тропы, основанные на переносном значении слова, их роли в тексте.
3



8.
Практическая работа. Выразительность русской речи.
1
Анализ средств выразительности в тексте.
3



9.
Контрольная работа по темам «Орфоэпия», «Лексика и фразеология».
1
Разноаспектный анализ текста, включающий задания на знание орфоэпических и лексических норм, тропов.

29.10


10.
Образование слов, способы словообразования.
1
Образование слов в русском языке, упражнения на основные способы образования слов.
15-16



11.
Словообразование и орфография.
1
Словообразование и орфография. Упражнения на правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.
18-32



12.
Тест «Правописание корней, приставок, суффиксов»
1
Выполнение тестовых заданий




13.
Разноаспектный анализ текста
1
Разноаспектный анализ текста, включающий задания из разделов «Речь. Текст», «Словообразование», «Лексика и фразеология».




14.
Практическая работа. Информационная обработка текста.
1
Упражнение на извлечение главной информации из текста, анализ средств выразительности в тексте.




15.
Морфологический анализ слова.
1
Морфологический анализ слов различных частей речи. Синтаксическая роль различных частей речи. Переход из одной части речи в другую.
33,37,42, 46, 48, 50, 53, 54, 56, 57, 59, 61, 65



16.
Морфологические нормы.
1
Образование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных, сравнительных числительных, родительного падежа числительных, именительного и родительного падежа множественного числа существительных, косвенных падежей личных местоимений
3 лица после предлога.
34, 38,



17.
Контрольная работа по темам «Словообразование», «Морфология».
1
Тест




18.
Самостоятельные и служебные части речи.
1
Морфологические признаки частей речи. Упражнения на формирование умения различать самостоятельные служебные части речи, похожие по звучанию и написанию.
57-62



19.
Морфология и орфография.
1
Упражнения на определение морфологического принципа русской орфографии.
18



20.
Разноаспектный анализ текста.
1
Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Морфология».




21.
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
1
Выполнение упражнений, тестовых заданий.
40, 52



22.
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
1
Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий учащимися.
40, 52



23.
Тест по теме «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи»
1
Выполнение тестовых заданий




24.
Практическая работа. Средства выразительности русской речи.
1
Анализ средств художественной выразительности в тексте. Создание собственного текста на заданную тему.
3



25.
Правописание НЕ с разными частями речи.
1
Выполнение упражнений, тестовых заданий.
63, 64



26.
Правописание НЕ с разными частями речи.

Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий.
63, 64



27.
Тест «Правописание НЕ с разными частями речи»
1
Выполнение тестовых заданий




28.
Частицы НЕ и НИ.
1
Выполнение упражнений, тестовых заданий.
63



29.
Практическая работа
« Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения».
1
Анализ текстов различных стилей и жанров.




30.
Контрольная работа по теме «Правописание -Н- и -НН-», «Правописание НЕ и НИ».
1
Выполнение тестовых заданий.




31.
Правописание служебных частей речи.
1
Выполнение тестовых заданий по теме.
57-63



32.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
1
Выполнение тестовых заданий по теме.
41, 63, 64



33.
Разноаспектный анализ текста.
1
Разноаспектный анализ текста, включающий изученные орфограммы, задания из раздела «Морфология», «Словообразование», «Речь. Текст».




34.
Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам.
1
Выполнение тестовых заданий






* Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык 10-11 классы. М.: Русское слово, 2006.