: Дифференцированная работа на уроках русского языка и литературы на этапе закрепления и контроля как средство повышения познавательной активности учащихся.


Обобщение опыта работы Тема: Дифференцированная работа на уроках русского языка и литературы на этапе закрепления и контроля как средство повышения познавательной активности учащихся. Учитель: Карцева О.В. МБОУ г.Иркутска СОШ № 36 Карцева О.В. Работа над темой была начата в 2009 – 2010 учебном году. (6 –й год).Формы отчета: - 2011 год – обобщение опыта «Мастерская педагога» на конкурсе «Учитель года -2011»; - 2013 -2014 г – выступление на заседании методических объединений школы с темой «Дифференциация как компонент урока»; - Открытые уроки «День открытых дверей», Методические недели и декады учителей русского языка и литературы. Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.- в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные формы, ступени. Дифференцированное обучение - это такое построение системы обучения, при котором учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее однородные группы.- Внешняя дифференциация – классы, школы, лицеи. - Внутренняя – группы внутри класса. Внутренняя дифференциация - основана на более полном учете индивидуальных и групповых особенностях учащихся. - предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя, работу на разных уровнях и разными методами. Особенность внутренней дифференциации - - Направлена не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей.- Применяются формы и методы обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого – педагогических особенностей ведут школьников к высокому уровню овладения программным материалом. Уровневая дифференциация - обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях: - базовый - определенный программой и учебником, максимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса. - продвинутый уровень – некоторые, выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения. - высокий уровень – дополнительные сведения, углубляющие знания и формирующие умения выполнять задания повышенной сложности. Деление на группы: - Дифференцированные группы от 2-7 человек: - по уровню развития мышления, творческого потенциала, интересов. - по наличию базовой подготовки. - по склонностям к определенному виду деятельности.Продолжительность на уроке – 5 -10 минут.Используется на любом этапе урока. Варианты дифференциации: - 1 вариант (в комплексе с фронтальной): Учитель излагает материал всем; Учащиеся со средними и низкими способностями, отвечая на вопросы учителя, обобщают и систематизируют знания; учащиеся с высокими способностями, отличающиеся познавательной самостоятельностью, расширяют и углубляют знания. 2 вариант - На отдельных уроках целесообразно ученикам 1 уровня (высокого) давать специальные задания, а с остальными работать над единым заданием (при изучении трудного материала). 3 вариант - При изучении легкого материала можно объяснить его всему классу, а затем работу построить дифференцированно: 1-2 уровень – дать задание для совместной работы, а с учащимися 3 уровня проработать материал вторично. 4 вариант (на этапе закрепления) - 1-2 группа- работа над источниками (отбор материала, составление таблиц, тезисных планов и т.д), а с 3 группой еще раз разбирается материал в форме беседы, выполнение заданий под руководством учителя либо по алгоритму. 5 вариант - Постепенное усложнение типов заданий: - по образцу (3 группа); - упражнения, рассчитанные на репродуктивно – поисковую деятельность 2 - 3 группы); - упражнения реконструктивно – вариативного характера (1-2 группы); - творческие упражнения (1 группа). Тема: Строение СПП.(9кл)(на этапе повторения и контроля) - На доске даны предложения: - 3 предложения для уч-ся 1гр. (выполняются под руководством учителя) : найти грамматические основы, средство связи между частями СПП, определить главную часть и придаточную, построить схему. - 3 предложения (самостоятельно) выполняют уч-ся 2гр. Задание: перестроить данные ССП в СПП, построить схемы.(реконструирование предложений). - 3 схемы на доске даны для уч-ся 1гр. Задание: Придумать и записать предложения по заданным схемам.(конструирование предложений). Тема: Составное именное сказуемое.(10кл) ( на этапе закрепления) 3гр.: опираясь на схему, данную на доске, найдите в предложениях С.И.С., подчеркните его, надпишите, чем выражены его элементы: вспомогательный глагол и именную часть.2 гр.: Употребите в качестве глагола - связки следующие слова: казаться, представляться, оставаться. Изменился ли вид сказуемого? Подчеркните, надпишите элементы.1гр. Перестройте предложения, заменяя П.Г.С. – С.И.С. Как при этом изменился смысл предложения, подчеркните, определите элементы. Домашнее задание: - Кроме упражнений разного уровня сложности, используются такие виды работ как составление орфографических пятиминуток, конструирование схем предложений на этап повторения на следующий урок, разработка тестов; иллюстрации, викторины, блиц- опросы и т.д. Виды дифференцированной помощи: - Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание;- Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция);- Указание алгоритма решения или выполнения;- Указание аналогичной задачи, решенной раньше;- Расчленение сложного задания на элементарные составные части;- Постановка наводящих вопросов;- Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях. Условия успешности дифференциации: Рекомендуется чаще переключать учащихся с дифференцированной работы на совместную. Дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах.Дифференциация не должна быть явной. Учитель должен быть сдержан в похвале сильных учеников и постоянно поощрять слабых.