Урок по математике Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого 4 класс


Технологическая карта урока (25.11.2015)
Предмет, класс Математика , 4 «А» класс МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Орска»
Учитель Попова Оксана ВикторовнаТема урока Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.
Тип урока Урок «открытия» нового знания
Цель урока Познакомить с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.
Планируемые результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения; научатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; оценивать себя и товарищей.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта приобретенная компетентность):
Регулятивные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока
Познавательные: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности; самостоятельно выполняют определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат.
методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический
Оборудование Мультимедийный экран, компьютер, слайды, карточки с заданиями,
Основные понятия и термины Уравнение. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельностьучащихся
1.Организационный этап эмоциональной подготовки к работе.
Цель:
- обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке;
- психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.
- Сегодня на уроке у нас присутствуют уважаемые гости. Давайте повернёмся к ним, поприветствуем их кивком головы. Повернулись, встали красиво.
Прозвенел для нас звонок,
Нам пора начать урок!
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Наш урок сейчас начнем.
Слайд 1
-Ваша задача дать себе оценку за урок. Заполнять карточку будете в течение урока. За устный счёт, уравнение, задачу, сам.работу№ Задание рефлексия Самооценка
1 Устный счёт Верно, ли посчитал 2 Решение уравнения Верно, ли нашёл значение уравнения 3 Задача Правильно решил 4 Самостоятельная работа Справился с решением уравнения Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать,
Только лишь отметку пять.
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.
2. Проверка домашнего задания Наличие домашней работы в тетрадях. Взаимообмен тетрадями.
Обратная связь «светофор».
3.Актуализация знаний
Цель:
- обеспечить мотивацию к учебной деятельности, включение учащихся в совместную деятельность по определению цели урока;
- актуализировать субъектный опыт учащихся (личностный смысл, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения), помочь детям осознать, что они что-то не знают.
Самоопределение к деятельности.
Устный счёт.
Слайд 2 с ответами
А) уменьшите число 600 на 330=270
Б) увеличьте число 400 на 460=860
В) найдите сумму чисел 560 и 240 =800
Г) найдите разность чисел 270 и 90 =180
Д) найти произведение чисел 800 и 7 =5600
Е) 4200 разделить на 6 = 700
Слайд 3 – таблица
Задача заполнить таблицу
уменьшаемое 42 60 846 вычитаемое 45 537 542
разность 36 85 28 362 140 834
Ответы 6,130,32,899,706,1376
ДАНЫ: (проговаривают вместе)
-В первой строчке - уменьшаемое
-Во второй строчке – вычитаемое
-В третьей строчке - разность
-В первом столбике, что неизвестное?
-Как найти вычитаемое?
-Во втором столбике - неизвестное …..?
- Как найти уменьшаемое?
ВЫВОД: Так как же найти вычитаемое…..
Как найти уменьшаемое…..
На доске запись: х-39=73 65-х=34
61-х=91:7 х-85=350+150
- Что записано на доске?
-Что такое уравнение?
- Что значит «решить уравнение?»
-Какие компоненты нам неизвестны?
-Кто может уже догадался назвать тему нашего урока?
Выполняют задание.
Обратная связь «светофор»
Вызываемые к доске ученики заполняют пустые клетки в таблице, во время проверки поясняя, как они находят неизвестное уменьшаемое или вычитаемое.
Работа в паре (карточка)
Проверка «светофор»
Вычитаемое
– Чтобы найти вычитаемое надо от уменьшаемого вычесть разность.
Уменьшаемое
- Чтобы найти уменьшаемое надо вычитаемое сложить с разностью
-Выражение с неизвестным компонентом
-Найти значение переменной при котором уравнение станет верным равенством.
- Уменьшаемое, вычитаемое.
-Формулируют тему урока.
«Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого»
4. Изучение нового материала. Сообщение темы и цели урока.
Цель:
- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала;
- содействовать осмыслению усваиваемых учащимися понятий;
- обеспечить осознание школьниками своих способов переработки учебной информации.
Слайд 4
Тема урока: Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого
- Поставьте перед собой задачу, чтобы Вы хотели от урока.
-Открываем тетради и записываем число
25 ноября
Проверьте свою осанку, как лежит тетрадь, поставьте ноги на пол.
Классная работа.
Слайд 5 «Математическая цепочка»
-Решив «Математическую цепочку» вы узнаете число, которое будем писать.
Мин. чистописания.
«Математическая цепочка»
-Дайте характеристику этому числу.
- Поменяйте местами цифры. Какое число получилось?
- Запишите чередуя. С записью цифр 2 и 5 вы знакомы с 1-го класса
25 52 25 52 -Научиться решать с неизвестными уменьшаемыми и вычитаемыми уравнения.
25
-двузначное число
-его соседи 24 и 26
-количество единиц 5, количество десятков 2
-нечётное
-некруглое
52
Работа с учебником.
– Откройте учебник на странице 63 № 284
64-х=91:7
-Скажите, а мы умеем решать такого вида уравнения?
-Это уравнение, какое простое или сложное
- Давайте представим себя учёными и выведем правило по решению данного вида уравнения.
- Правая часть уравнения выражена частным
91=70+21, 10+3=13
64-х=13
- Что нам неизвестно?
- Как найти вычитаемое?
Х= 64-13
Х=51
Проверка
64-51=91:7 13=13 Слушают учителя .Выполняют задание
- Нет
- Сложное.
-Надо уравнение упростить, а для этого посчитать правую часть уравнения.
ВЫЧИТАЕМОЕ
Чтобы найти вычитаемое, надо от уменьшаемого вычесть разность.
5.Первичная проверка усвоения знаний.
Цель :- установить правильность восприятия, понимание и осознанность учащимися изучаемого материала;
- выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления школьников;
- провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися нового материала;
Х-85=350+150
Х-85=500
Х=500+85
Х=585
585-85=350+150
500=500
-Исправьте ошибки. На последующих уроках мы будем отрабатывать решения сложных уравнений и количество ошибок у нас сократиться. - Надо решить правую часть уравнения.
записывают и решают уравнение самостоятельно
Решение уравнения двумя учениками у доски.
Оцените свою работу «ладошки»
Зелёная-справилсяЖёлтая- допустил ошибку
Красная-нужна помощь учителя
6.Физкультминутка
Утомились! Отдохнём! Физминутку проведём!
1 упр. Носиком в воздухе пишем цифру 1
2 упр. Правым ухом -2
3 упр. Левым ухом -3
4 упр. Правым локтем – 4
5 упр. Левым локтем – 5
6 упр. Правым коленом – 6
7 упр. Левым коленом – 7
8 упр. Носочком правой ноги – 8
9 упр. Носочком левой ноги – 9
Молодцы! 7. Практическая деятельность № 286 ( под руководством учителя).
- Текст задачи читают самостоятельно.
Что означает число 176?
Что означает число 145?
Прочтите вопрос.
Продано – 176 кг
Осталось - ? на 145 кг <
Привезли - ?1)176-145=31 (кг) осталось
2) 176+ 31=207 (кг) было, привезли
Ответ: в магазин привезли 207 килограммов хлеба. Записывают краткое условие,
самостоятельно решают задачу
-Продано
-Осталось на 145 кг. Меньше
Ск-ко килограммов хлеба привезли?
Взаимопроверка.
2 ученика решают у доски.
8.Самостоятельная работа. Закрепление знаний.
Цель:
- обеспечить осмысление учащимися изученного материала, глубины его усвоения, умение применять на практике;
- обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, которые необходимы им для самостоятельной работы;
- обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях.
Выберите себе карточку и выполните задание
Слайд 6
1карточка – зелёного цвета «5»
Найди уравнение с ответом 424, реши
600-х=424
Х-120=912:3
Х-200=24
364+х=984
2 карточка – жёлтого цвета «4»
Выбери сложное уравнение, реши
Х-380=520
607+х=982
600-х=802:2
Х-520=189
3 карточка – красного цвета «4»
Реши уравнение
Х-80=280+2
Проверяем уравнения (Обменяемся карточками с соседом и возьмём в руки простой карандаш проверим и поставим оценку)
Слайд 7
2) 600-х=802:2
600-х=401
Х=600-401
Х=199
600-199=401
600-199=802:2
401=401
3) х-80=280+2
Х-80=282
Х=282+80
Х=362
362-80=280+2
362=362
Выполняют самостоятельно.
9.Подведение итогов урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- инициировать рефлексию учащихся по поводу деятельности на уроке, взаимодействия учителя и одноклассников.
-Тема нашего урока?
-Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока, что мы хотели узнать на уроке?
Выполнили мы поставленные задачи?
ПОСТАВИЛИ ОЦЕНКИ
«Листопад»- смотрим на карточку.
- Если у вас все задания выполнены верно, вам всё понятно, то берём «зелёный» лист
-Если допускались ошибки, вам требовалась помощь учителя, товарища, то берём жёлтый лист.
- Если сегодня во всех заданиях допущены ошибки, то берём красный лист и прикрепляем к доске.
- Мы решали уравнения, находили неизвестное уменьшаемое и вычитаемое. Научились решать уравнения с неизвестным.
Повторили как найти уменьшаемое? Вычитаемое?
10. Домашнее задание
Цель:
- обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. Запишите домашнее задание. С. 63, № 289, 290 соблюдать порядок выполнения действий. Задают уточняющие вопросы
-Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо за работу!