Программа по курсу Русский речевой этикет 5-7 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Магнитогорска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей Заместитель директора Директор МОУ «СОШ №1»
МОУ «СОШ №1» МОУ «СОШ №1» МОУ «СОШ №1»
г. Магнитогорска г. Магнитогорска г. Магнитогорска
протокол № ______ ____________/_______/ ___________Н.А. Борисова
от____________________
«____» ________20__г. «____» ________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 по курсу
«Русский речевой этикет»
для 5-7класса
Срок освоения 3 года

Составитель:
учитель русского языка и литературы Хмелевская О.А.
Магнитогорск, 2015
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа в 5-7 классах составлена на основе Программы факультативного курса «Русский речевой этикет», реализующего с Реализация приоритетных целей образования на современном этапе развития общества связана с формированием ключевых компетенций, важнейшей из которых является коммуникативная компетенция, предполагающая развитие коммуникативной деятельности.Коммуникативная деятельность и общение определяются как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» (М.И. Лисина). Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетенции, помогающей школьникам решать многообразные коммуникативные задачи:
способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми,
удовлетворительное владение нормами и техникой общения,
умение определять цели коммуникации,
оценивать ситуацию общения,
учитывать цели и способы коммуникации партнера,
•выбирать адекватную стратегию и тактику коммуникации и др.
Программа нацелена на формирование и развитие коммуникативной компетенции, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, учебной, учебно-научной и других сферах человеческой деятельности. Коммуникативная компетенция оказывает влияние на социальное позиционирование личности. В настоящее время компетентность специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также развитыми социально-коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности.
Цель программы: развитие потребности в доброжелательном общении с окружающими, соответствующем современным нормам этикета
Задачи курса:
•повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;
•формирование необходимых языковых, социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции (виды общения, вербальные и невербальные средства коммуникации, коммуникативные барьеры, принципы коммуникационного сотрудничества и т.д.);
формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полилогический виды речи).
Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практических упражнений, задающих определённую коммуникативную ситуацию и требующих выбора языковых средств в процессе общения: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия.
Виды и формы обучения. Основной единицей учебной работы является лекционно-практическое занятие. Для формирования практических навыков и умений введена система обучающих игр (имитационных, поисковых, исследовательских, ролевых), тренингов, система мультимедийных уроков в виртуальном классе. Для самостоятельной работы предлагаются следующие виды работ: работа на персональном компьютере по обучающей программе «Фраза», использование электронного «Лингвокультурологического учебного пособия по русскому речевому этикету», создание текстов различных видов и жанров, анализ коммуникативных ситуаций, создание мультимедийных презентаций и др.
Предполагаемые результаты освоения курса. Формирование у школьников представлений:
а)о сущности языка как универсальной знаковой системы, являющейся выражением мыслей, чувств, волеизъявления и служащей важнейшим средством общения людей, их взаимодействия;
б)о роли языка в развитии культуры и в становлении личности;
в)о формах речи (устной и письменной), о ее разновидностях (монолог, диалог, полилог), об особенностях функциональных стилей русского языка;
г)о сущности литературной нормы, ее разновидностях; об основных типах лингвистических словарей.
Владение системой достаточных знаний по всем уровням языка: фонетическому (орфоэпия), грамматическому (морфология, синтаксис, словообразование, орфография, пунктуация), лексическому (выбор слова, сочетаемость слов и т.д.), стилистическому (стили языка и речи).Владение умениями организовывать речь в соответствии с видом и ситуацией общения, а также правилами речевого этикета
Формирование потребности в речевом совершенствовании.
Формирование коммуникативных действий:
а)осуществлять общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией (точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, адекватно использовать речевые средства, вести диалоги полилог);
б)действовать с учетом позиции собеседника (готовность к пониманию, сравнение различных точек зрения, аргументация собственного мнения);
в)организовывать сотрудничество (добывать недостающую информацию, устанавливать рабочие отношения, продуктивновзаимодействовать со сверстниками и взрослыми);
г)анализировать эффективность общения;
д)следовать морально-этическим и психологическим принципам общения (формирование доброжелательного отношения друг к другу, стремление к взаимопониманию, готовность оказать помощь и эмоциональную поддержку в процессе совместной деятельности).
Содержание данного элективного курса тесно связано с базовым курсом русского языка, так как для успешной реализации его целей и задач необходима базовая подготовка учащихся, сформированность лингвистической и языковой компетенций учащихся на соответствующем данном) этапу обучения уровне. В курс включены материалы, соответствующие содержанию национально-регионального компонента языкового и литературного образования.
Формы контроля. Промежуточный и итоговый контроль проводится в форме тестов с использованием техники множественного выбора, открытых тестовых заданий, заданий на установления соответствия, правильной последовательности, мультимедийных презентаций, сочинений-миниатюр на заданную тему, составления памяток, рекомендаций (по результатам наблюдений), словников, письменного аргументированного ответа на проблемный вопрос, индивидуальных сообщений, терминологических диктантов и т.д.
Необходимый уровень владения культурой речи в обиходно-бытовой и учебной сферах общения, является одним из важных коммуникативных умений. Коммуникативно-деятельностный подход, положенный в основу преподавания школьных предметов, целью обучения ставит формирование определенных умений в конкретном виде речевой деятельности на основе знаний о способах ее осуществления.
Обучать детей адекватному речевому поведению необходимо в ситуациях живого общения, подвергая анализу не только языковую сторону речи, но и сами речевые события, которые построены на взаимодействии вербальных и невербальных инструментов общения.
Образцовая речевая стратегия рождается у обучающихся в процессе наблюдения, анализа, оценки, корректировки речевой ситуации. Первичная ситуация, предлагаемая для обсуждения, всегда является проблемной и неоднозначной; она стимулирует процессы мышления и поиска ее разрешения. Коллективно решая проблему выхода из сложившейся ситуации, в которую попадают виртуальные участники речевого взаимодействия, младшие подростки овладевают основами вербального и поведенческого этикета. После каждого обсуждения ситуация меняется и вновь подвергается осмыслению, до тех пор пока не обретет своего «идеального» воплощения.
Факультативная деятельность обеспечивает межпредметную связь с русским языком и литературой, обществознанием и курсом ОРКСЭ.
Количество часов: 35 часов (один час в неделю); чередование теоретических и практических занятий, при необходимости – объединение теоретических и практических занятий.
Содержание программы
Тема: «Введение» (2 часа)
Этикет, РЭ, речевая ситуация, речевое общение, речевое поведение, культура общения. Виды и формы речи (чтение, аудирование, говорение, письмо, устная и письменная речь). Стили речи. Жанры речи: монолог, диалог, полилог. Подготовленная и спонтанная речь
Ситуации, рекомендованные для урока: «Как познакомиться со взрослым?», «Слова приветствия», «Сколько раз в день нужно здороваться?», «Нужно ли здороваться с незнакомыми людьми?», «Нужно ли при приветствии обмениваться рукопожатием?», «Всегда ли нужно говорить старшим Вы?», «Есть ли случаи, когда можно уйти, не попрощавшись?».
Тема: «Роль речевого этикета в общении» (7 часов)
Общение в жизни человека. Специфика русского речевого этикета: тактичность, предупредительность, откровенность, толерантность. Речевой этикет как часть общей культуры человека. Чистота речи (речевые штампы, шаблоны, приводящие к обезличенности речи; слова-паразиты). Особенности научного стиля речи. Жанры учебно-научной речи. Особенности сферы научного общения. Внеязыковые свойства научного стиля речи. Выражение особенностей научного стиля в его языковых характеристиках. Языковые единицы научного стиля. Особенности речевого поведения в официальном общении. Слова и выражения, недопустимые в официально-деловом общении
Ситуации: «Выступление на научной конференции», «Ситуации на уроке», «Разыгрываем сказку»
Тема: «Роль речевого этикета в различных ситуациях» (16 часов)
Техника реализации этикетных форм. Речевые дистанции и табу. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета. Коммуникативное поведение, его соответствие ситуации общения. Выбор этикетных формул в зависимости от обстановки общения (официальной, неофициальной), адресата (его социального статуса, личных заслуг, возраста, пола, степени знакомства). Этимология наиболее употребительных этикетных слов
Установление контакта общающихся. Принципы использования этикетных формул: вежливость, соответствие речевой ситуации. Знакомство без посредника и при помощи посредника. Визитная карточка. Знакомство в деловой обстановке. Языковые способы выражения благодарности. Речевая ситуация поздравления и пожелания и её разновидности. Устные и письменные формы. Грамматические способы выражения просьбы. Умение высказать просьбу, выполнить или отказать в ее выполнении. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе. Правильное реагирование на отказ в просьбе. Учет мнения другого человека, понимание приятие возможности разных мнений. Умение тактично отказывать. Языковые способы выражения совета. Роль интонации в данной речевой ситуации. Умение понять позицию собеседника и высказать критические замечания. Грамматические способы выражения извинения. Речевые стереотипы и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Языковые способы выражения предупреждения. Роль интонации в данной речевой ситуации. Вербальные и невербальные способы выражения утешения. Смыслоразличительная роль интонации. Выражение потребности в поддержке. Из истории правил этикетного обращения в Росси. Устаревшие этикетные формулы. Обращение-индекс: водитель, доктор, кондуктор, профессор. Общеупотребительные обращения. Недопустимые обращения, отвергаемые нормами нравственности и речевого общения. Особенности комплимента. Техника комплимента. Комплимент и лесть.
Ситуации: «Когда поздравлять?», «Как выбирать поздравительную открытку?», «Как написать открытку?» «Подари мне комплимент»,
Тема: «Роль речевого этикета в письменном общении» (5 часов)
История эпистолярного жанра в России. Адресат, адресант. Этимология терминов. Техника реализации этикетных форм в письменном общении. Письмо как речевой жанр. Письменные формы приглашения. Особенности SMS-сообщений
Ситуации: «СМС-ка – вот ты какая!» «Напишу-ка я письмо другу»
Тема: «Речевой этикет и электронная почта» (2 часа)
Этика интернет-общения. Особенности языка пользователей интернета
Ситуации: «Я и интернет»
Тема: «Итоговый контроль» (1 час)
Повторение изученногоТема: «Подведение итогов» (2 часа)
Урок-праздник «В мире этикета»
Календарно-тематическое планирование. 5 классРаздел Количество часов Тема учебного занятия Содержание образования Учебная деятельность, виды и |»ормы контроля
1. Введение 2 1,Что такое речевойэтикет (РЭ)?
2.Основные понятияРЭ Этикет, РЭ, речевая ситуация, речевое общение, речевое поведение, культура общения. Виды и формы речи (чтение, аудирование, говорение, письмо, устная и письменная речь). Стили речи. Жанры речи: монолог, диалог, полилог. Подготовленная и спонтанная речь Работа со словарями. Запись основных понятий. Обсуждение вопроса: зачем нужен этикет?
Ролевая игра «Качества, не обходимые для общения»
Роль речевого этикета в общении 7 3. Роль РЭ в общении Общение в жизни человека. Специфика русского речевого этикета: тактичность, предупредительность, откровенность, толерантность Анализ речевых ситуаций, Ролевые игры (составление диалогов и полилогов)
4.РЭ и культурная деятельность человека Речевой этикет как часть общей культуры человека. Чистота речи (речевые штампы, шаблоны, приводящие к обезличенности речи; слова-паразиты) Анализ видеофрагмента. Тренинг по речевому поведению
5-6.РЭ и учебно-научная деятельность человека Особенности научного стиля речи. Жанры учебно-научной речи. Особенности сферы научного общения. Внеязыковые свойства научного стиля речи. Выражение особенностей научного стиля в его языковых характеристиках. Языковые единицы научного стиля Сообщения учащихся: « Твоя речь на уроке», «Как работать в группе», «Выступление на научной конференции»
7. РЭ и официально-деловая деятельность человека Особенности речевого поведения в официальном общении. Слова и выражения, недопустимые в официально-деловом общении Игра «Ситуации» (проигрывание ситуаций с использованием различных форм речевого поведения)
8. Отражение основных правил речевого поведения в русских пословицах и поговорках Особенности употребления пословиц и поговорок в речи. Синонимичные варианты. Осознанный выбор из существующих синонимичные вариантов наиболее точных, уместных пословиц и поговорок с учётом особенностей речевой ситуацииРабота со словарями пословиц и поговорок и русского речевого этикета
9. «Сказка - ложь, да в ней намёк...» (Ситуации речевого общения в сказках народов Урала) Литературная сказка. Народная сказка. Уральские писатели-сказочники. Формулы русского речевого этикета в сказках Анализ текста. Инсценировки.
Составление словника «Формулы речевого этикета в произведениях УНТ»
Роль речевого этикета в различных ситуациях 16 10-11. Этикетные формы Техника реализации этикетных форм. Речевые дистанции и табу. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета. Коммуникативное поведение, его соответствие ситуации общения. Выбор этикетных формул в зависимости от обстановки общения (официальной, неофициальной), адресата (его социального статуса, личных заслуг, возраста, пола, степени знакомства). Этимология наиболее употребительных этикетных слов Работа с книгой А. Мирзояна «Мир этикета. Энциклопедия» (комментированное чтение, ответы на вопросы, выписки)
12.Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях.
Приветствие. Прощание Установление контакта общающихся. Принципы использования этикетных формул: вежливость, соответствие речевой ситуации Составление диалогов и их анализ. Анализ художественных текстов (содержащих речевые ситуации)
13. Знакомство Знакомство без посредника и при помощи посредника. Визитная карточка. Знакомство в деловой обстановке Составление диалогов и их анализ.
14. Благодарность Языковые способы выражения благодарности Составление диалогов и их анализ
15. Поздравление и пожелание Речевая ситуация поздравления и пожелания и её разновидности. Устные и письменные формы Составление поздравления
(+ пожелания) от лица разных людей (родителей, друзей, учителей, коллег и др.). Составление дружеского поздравления в форме акростиха
16. Просьба Грамматические способы выражения просьбы. Умение высказать просьбу, выполнить или отказать в ее выполнении. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе. Правильное реагирование на отказ в просьбе Игра «Ситуации»
17. Согласие, отказ Учет мнения другого человека, понимание/ приятие возможности разных мнений. Умение тактично отказывать Составление диалогов и их анализ. Составление компьютерной презентации по теме, сформулированной учителем
18. Совет Языковые способы выражения совета. Роль интонации в данной речевой ситуации Составление диалогов и их анализ. Интонационный тренинг
19. Замечание Умение понять позицию собеседника и высказать критические замечания Составление диалогов и их анализ. Наблюдение над интонационными особенностями речи
20. Извинение Грамматические способы выражения извинения. Речевые стереотипы и выбор наиболее уместной этикетной формулы Составление диалогов и их анализ. Анализ видеофрагмента
21. Предупреждение Языковые способы выражения предупреждения. Роль интонации в данной речевой ситуации Составление диалогов и их 1 анализ
22. Утешение Вербальные и невербальные способы выражения утешения. Смыслоразличительная роль интонации. Выражение потребности в поддержке Ролевые игры
23. Обращение Из истории правил этикетного обращения в Росси. Устаревшие этикетные формулы. Обращение-индекс: водитель, доктор, кондуктор, профессор. Общеупотребительные обращения. Недопустимые обращения, отвергаемые нормами нравственности и речевого общения Анализ речевых ситуаций. Гест с использованием техники множественного выбора
24. «Давайте говорить друг другу комплименты...» Особенности комплимента. Техника комплимента. Комплимент и лесть Составление словника «Копилка комплиментов на все случаи жизни»
25. Повторение изученного по темам данного раздела. Тест с использованием техники множественного выбора
Роль речевого этикета в письменном общении 5 26. Эпистолярный жанр История эпистолярного жанра в России. Адресат, адресант. Этимология терминов Сообщения учащихся («Из истории эпистолярного жанра»», «Переписка знаменитых людей»). Анализ текста
27. Особенности письменного общения Техника реализации этикетных форм в письменном общении Составление словника («Формулы словесной вежливости, используемые в письме»)
28. Письмо как речевой жанр Композиция письма. Зачин и концовка письма. Обращение к адресату Составление памятки « Ты пишешь письмо». Письмо другу, родителям, учителю
29. Письменные формы приглашения Обращение к адресату. Композиция приглашения. Осознанность выбора из существующих синонимичные вариантов наиболее точных и уместных речевых формулВарианты оформления открыток-приглашений. Создание стилизованных приглашений от лица представителей разных эпох
30. Особенности SMS-сообщений Особенности использования формул речевого этикета при письменном дистанционном общении Анализ SMS -сообщений учащихся
Речевой этикет и электронная почта 2 31-32. Твой электронный ящик Этика интернет-общения. Особенности языка пользователей интернета Написание заметки об особенностях языка интернет-общения33. Твои контакты Этика интернет-общенияРабота в интернете («Контакты»)
Итоговый контроль 1 34. Повторение изученного. Контрольное тестирование Тест с использованием техники множественного выбору
Подведение итогов 2 35. Урок-праздник «В мире этикета» Инсценировки «В мире этикета»

Описание учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект включает:
1.Касаткин Л.Л. Современный русский язык: слов.-справ.: пособие для учителя / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант; под ред. П.А. Леканта. - 2 – изд. – М. : Просвещение, 2005.
2.Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся 5-9 классов. – 8-е изд. , испр. и доп. – М. : Просвещение, 2006.
3.Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи: ок. 85000 слов: более 400 коммент. / ИЛИ РАН; Н.В.Соловьев. – М. : АСТ: Астрель, 2007.
4.Комплексный словарь русского языка / А.Н. Тихонов и др. ; под ред. д-ра филол. наук А.Н. Тихонова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.
5.Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок. 1500 ил. / В.И. Даль. – М. : Астрель: АСТ, 2006.