Конспект урока по теме: Творческая мастерская «Цех поэтов» (обобщающий урок по творчеству Есенина).


Тема: Творческая мастерская «Цех поэтов» (обобщающий урок по творчеству Есенина).
Цель: развитие творческого потенциала учащихся через художественное слово поэзии Есенина; воспитывать любовь к Отечеству, пробуждать у учащихся эстетические переживания; закрепить знания по теории литературы, обобщить сведения по творчеству Есенина.
Оборудование: компьютер, анимационный фильм «В сердце светит Русь», слайдовый фильм «С.А. Есенин», портрет писателя, фотографии, таблицы, картины Н.Н. Гуреева, иллюстрации к стихотворениям поэта.
План урока.
Организация класса.
Объяснение цели урока.
Романс «Отговорила роща золотая».
Представление групп.
Работа групп за компьютерами.
Конкурс поэтов.
Характерные черты стиля Есенина.
Создание странички к сборнику Есенина.
Изобразительные средства поэзии.
«Мой Есенин» глазами А.Каменцевой.
Анимационный фильм «В сердце светит Русь».
Выставка картин Н.Н.Гуреева.
Стихотворение о родном крае Т. Блохиной.
Самооценка урока.
Ход урока.
Организация класса.
Тема урока, его цель. В течение нескольких уроков мы знакомились с творчеством С.Есенина. Сегодня на уроке мы посмотрим на него с другой стороны, попытаемся заглянуть в его творческую лабораторию. Но прежде прочитаем эпиграф, который написан на доске.
Поэзия – такая же наука, как, скажем, математика. Не изучив ее, не только нельзя стать поэтом (за редким исключением гениев), но нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим ценить стихи.
Настроиться на романтический лад урока, чтобы мы за деталями слышали Есенина, поможет романс на стихи поэта «Отговорила роща золотая». (Исполняют учащиеся под аккордеон и гитару).
В это же время идет слайдовый фильм о С.Есенине, созданный учащимся класса.
Поэзия – мир волшебный, таинственный, завораживающий. Мы наслаждаемся звуками стихотворений, но не задумываемся, что они еще и мастерски, искусно сделаны и что поэты очень долго работают над каждым словом.
Итак, начнем со стихотворной азбуки. Определить размер, рифму по строению и звучанию. (Первая группа садится за компьютеры и выполняет задание. После его выполнения один из учеников сделает вывод. Учитель проверяет самостоятельную работу через главный компьютер, если надо, по ходу делает замечание).
У вас на столах не случайны названия групп. Расскажите нам о своем Есенине.
«Я последний поэт деревни»
Мой Есенин – поэт влюблённый в свою родную природу, в её красоту. Восхищение и преклонение перед ней вошло в его душу. «Моя лирика жива одной большой любовью-любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве», - писал Есенин.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Его природа одухотворена, наделена человеческими чертами, тревогами и болями, надеждами и радостями.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкою
Подвязалася сосна.
Он отражает мир одновременно просто, незатейливо, как-то по-домашнему тепло и удивительно празднично.
Пахнет рыхлыми драчёнами,
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
(Первая группа заканчивает работу)
Заметался пожар голубой, А
Позабылись родимые дали. В
В первый раз я запел про любовь, А
В первый раз отрекаюсь скандалить. В
(трёхстопный анапест, рифма перекрёстная, приблиз.)

Ты такая ж простая, как все. А
Как сто тысяч других в России. В
Знаешь ты одинокий рассвет, А
Знаешь холод осени синий. В
(трёхстопный анапест, рифма перекрёстная, приблиз.)

Пускай ты выпита другим, А
Но мне осталось, мне осталось. В
Твоих волос стеклянный дым А
И глаз осенняя усталость. В
(четырёхстопный ямб, рифма перекрёстная, точная)

Дорогая ,сядем рядом, А
Поглядим в глаза друг другу. В
Я хочу под кротким взглядом А
Слышать чувственную вьюгу. В
(четырёхстопный хорей, рифма перекрёстная, очная)
Вывод: стихотворения любовного цикла, в основном, написаны анапестом, т.к. их ещё называют «рыдающими», передающими душевное состояние поэта.
2.Настоящий поэт должен «дружить» ещё с одним крайне важным элементом стиха - рифмой. (Вторая группа работает за компьютером. Восстановите последние две строки стиха.)
«Я душой стал как жёлтый лист»
Мой Есенин-это бунтарь, непокорный, гордый, дерзкий.
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и весёлый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Это период тягостных раздумий, разочарований, скитаний, скандалов, эпатажных выходок.
Я нарочно иду нечёсаным
С головой как керосиновая лампа на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потёмках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы.
Даже знакомство с Айседорой Дункан не принесло покоя его мятежной душе.
«Поэт стал её повелителем, её господином. Она ,как собака ,целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней».
Растоптано, распято самое высокое чувство, самое великое слово-любовь.
Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои в полукруг
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.
Не гляди на её запястье
И с плечей её льющейся шёлк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашёл.
Наверное, это и была та самая точка падения, после которой начнётся восхождение, воскрешение души - вечного начала.
(Вторая группа заканчивает работу, читает тот, у кого вариант схож с Есениным)
Эх, гармошка, смерть – отрава,
Знать с того под этот вой
(Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой)

На лазоревые ткани
Пролил пальцы багрянец.
(В тёмной роще, по поляне.
Плачет смехом бубенец.)

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари,
(Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло)
Рифма, «послушная памяти строгой»,как говорил Пушкин, сохраняет в себе основной смысл стихотворения, в рифме часто заключён весь фокус мысли.(Третья группа работает за компьютером. По рифме определить заглавие стихотворения).
«По-смешному я сердцем влип»
наш Есенин- это Есенин, возвращённый из мира теней, одиночества и забвения в мир живых людей, радостей и созидания - на круги своя. А это возможно только через любовь к женщине.
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.
Вечная, совершенная, неземная любовь исцелит его страдающую душу.
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь.
В первый раз отрекаюсь скандалить
Встреча с Августой Миклашевской прожила столько, сколько живёт золотя московская осень, сливаясь для поэта с радостным переживанием воскресшего к жизни сердца.
Дорогая, сядем рядом.
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Это золото осеннее,
Это прядь волос белесых-
Всё явилось как спасение
Беспокойного повесы.
(Третья группа заканчивает работу, читает названия своих стихотворений)
-«Исповедь хулигана»
-«Кавказ»
-Не жалею, не зову , не плачу»
V.Вам, молодым поэтам, ещё трудно самим создавать талантливые стихи, но уже можно попробовать писать по прописям Есенина. Сочинить стихотворение по рифмам. (Выходят три человека из разных групп и выполняют задание, затем сличают с оригиналом)
Не спится-на лужок-зарница поясок -берёза-свечка-серебра –сердечко-гусляра- загляжусь ли- красоту-гусли-фату-зеленеют-купыри-склоны-зари.
VI.1.Если вспомнить характерные черты стиля Есенина,то нельзя не сказать о цвете. Перед вами абстрактная картина-радуга. Что вы можете о ней сказать.
Голубой - этот период в творчестве Есенина можно назвать весенним. В народной символике этот цвет означает юность, молодость, чистоту, красоту, радость, т. е. всё положительное и возвышенное. Например, «Голубень», «Плеск голубого ливня», «Заметался пожар голубой».
Красный - за долгой весной в поэзии С.А наступает короткое красное лето. Этот цвет революции, борьбы и крови. Например, «Плещет рдяной мак заката», «отелившееся небо лижет красного телёнка», «с небес через красные сети, дождит молоко».
Жёлтый - в поэтическом мире поэта наступает осень-«скорбный срок». «Златой октябрь осыпает перстни/ с коричневых рук берёз/срежет мудрый садовник осень/с головы моей жёлтый лист».Этот цвет увядания.
Белый - есенинская зима(его последние годы). «Снежная равнина, белая луна, саваном покрыта наша сторона. И берёзы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?»
2.В художественно- философском мире Есенина немало концептуальных сквозных образов. Дайте им характеристику.(На компьютере высвечиваются образы матери, дома, автора, розы)
Мать - «Письмо к матери», «Письмо от матери», «Разбуди меня завтра рано».
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Мать-это и кормилица, и защитница, и печальница за невзгоды детей, она и олицетворение родной земли, она и «мати зелёная дубравушка», и «Волга-матушка».
Дом, изба, хата - «В хате», «Гой ты, Русь моя родная», «Я покинул родной дом».
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты - в ризах образа.
Не видать конца и края,
Только синь сосёт глаза.
Дом в лирике Есенина-это олицетворение Родины, семейного очага, согретого материнской любовью. Дом-это историческая память и духовная колыбель.
Роза - «Голубая да весёлая страна», «Улеглась моя былая рана», «Я спросил сегодня у менялы».
Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи веют,
Лепестками тая на губах.
Роза-символ персидской красоты, временный покой для поэта.
Автор - «Устал я жить в родном краю», «Не вернусь я в отчий дом», «Мой путь».
Я спросил сегодня у менялы
Что даёт за полтумана по рублю.
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное люблю?
Автор яркий представитель своего народа, жаждущий воплотить в жизнь прекрасные принципы идеального мира, в котором человек - неотъемлемая часть единой живой природы.
В лирике Есенина присутствует мир звуков и запахов. Исследуя творчество поэта, мы нашли звуковые образы, которые чаще всего озвучивают есенинские сюжеты:
Звон - «Звонкой позолотой взвенивает лес», «Поёт зима аукает».
Тихие звуки – «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох».
Многообразие запахов: «запах меда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «духовитые дубравы», «пахучий мякиш тишины».
VII. Любое стихотворение поэта – это иллюстрация. Три человека от групп оформите страничку для сборника есенинских стихов.
VIII. Не может поэт создать свое творение без изобразительных средств. А ими богата лирика поэта. Первая и вторая группа работают у доски: записывают метафоры и эпитеты; а третья – работает со стихотворениями поэта, находя и объясняя письменно значения диалектных слов.
Метафоры: Эпитеты:
любовь – пожар сердца свет зари – алый
береза – изглоданные кости плат небес – синий
дождик – моросит с души мать – голубица
месяц – язык ветер – схимник
дорога – дремлет березка – невеста
воспоминание – мед счастье – глупое, милое
(Правая сторона закрыта, открывается после выполнения работы)
Диалекты: «В хате» - драчены – запеканка в виде толстого блина;
Дежка – кадка для закваски хлеба, махотка – небольшой глиняный горшок для молока.
«Дед» - жамковая слюда – глазурь на прянике.
«Заглушила засуха засевки» - ледащий – хилый, загузынил – заплакал.
IX. 1. Чтобы создать стихотворение, мало знать теорию, необходимо вдохновение. Каждый из вас проявил свою индивидуальность, творчество, неповторимость. У каждого свое видение и понимание поэзии. Перед вами иллюстрации к стихотворениям «Отговорила роща золотая», «Муза» Каменцевой Анны. Она видит таким мир Есенина. А Маркова А. своим фильмом доказывает, что Есенин очень современен и сегодня можно найти есенинский уголок природы. (Ученица рассказывает о фильме).
2. Есенин говорил, что все его творчество – это любовь к рязанской земле, России. Мы тоже россияне, живем и обитаем в не менее живописном крае – Донщина. Вольный, свободный казачий край. Из покон веку главным качеством казака была безграничная любовь и преданность донской земле. Перед нами картины художника, учителя, частого гостя Гуреева Н.Н.. От них веет жизнелюбием, радостью, оптимизмом и поэзией.
Красота родного края, полученные знания сподвигли вас на создание поэтических, может быть, еще не шедевров, но первые робкие шаги в мире поэзии сделаны.
X. Блохина Татьяна читает свое стихотворение «Мой хутор Богураев».
XI. Самооценка урока. Учащиеся заполняют карты оценки урока.


































15