Конспект урока по русскому языку на тему: Официально-деловой стиль (6 класс)








КОНСПЕКТ УРОКА

по теме " Официально-деловой стиль. Языковые особенности"

Русский язык 6 класс

















Ф.И.О. учителя: Ботникова В.И.













г. КОСТРОМА



2015 г.


Тема урока. Официально-деловой стиль речи. Языковые особенности.
Цель урока: расширить и углубить представление об официально-деловом стиле речи.

Задачи:
Знать лексические, морфологические и синтаксические особенности официально-делового стиля речи.
Уметь отличать официально-деловой стиль речи от других стилей
Редактировать тексты
Конструировать тексты официально-делового стиля.

Тип урока: объяснение нового материала.
Вид урока: урок-эксперимент.
Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point, Microsoft Word.
Наглядные пособия: таблицы по развитию речи, карточки.
Межпредметные связи с историей(появление первых деловых документов).
План урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Психологическая подготовка к изучению новой темы.
Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале.
Самостоятельная работа.
Подведение итогов урока.
Задание на дом.

Ход урока.
1 Организационный момент.
2 Проверка домашнего задания.
-Ребята! На прошлом уроке я просила вас найти материал о появлении первых деловых документов на Руси (сообщения учеников).
3 Подготовка к изучению новой темы.
1 Речевая разминка.
- Вспомните, когда и для чего вам приходилось использовать деловые документы? Например, получать и предъявлять справку .Сумеете ли вы её написать?
(1 слайд)
-Заполните данную основу справки- напишите на месте точек вашу фамилию, имя , отчество; название учебного заведения, в котором вы учитесь.

Справка
Дана...
в том, что он(а) действительно является учеником(ученицей) ... класса ...лицея.
Справка выдана для предъявления в .................. школу.
Директор ...

-Как вы думаете, к какому стилю речи относится текст, в котором точно передана деловая информация? (официально-деловой).

(2 слайд)

- Записываем тему урока Официально-деловой стиль речи. Языковые особенности.

(3 слайд)
-Определите цель урока (на компьютере).
(4 слайд)
- Какие стили речи вы знаете? (на компьютере)
- Как отличаете их друг от друга? ( У них разные цели, стилевые черты, языковые средства, использование.

(5 слайд)
Задание
- Сравните 2 текста. Проанализируйте Р.С.

- Привет, Кать! Ты слышала, что завтра электричество отключат?
-Нет. А надолго?
-Не знаю. Возможно, на весь день.


1 – 1
Р.С. Неофициальная обстановка


Общение
(Этот текст относится к разговорному стилю, т.к. участники разговора видят и слышат друг друга. Общаются в неофициальной обстановке с целью общения, обмена мнениями Используют разговорные слова и выражения( привет, Кать, нет. Предложения короткие, вопросительные, восклицательные.)

(6слайд)
- Прочитайте 2 текст. Определите Р.С.

Текст№2
Объявление
13 мая 2013 года с 10.00 до 12.00 в вашем доме будет отключение электричества в связи с профилактическими работами в электрощитовой.
10 мая 2013 г. Управляющая компания

-К кому обращено? Указана ли точная дата, время отключения электричества? Делится ли автор мнениями или сообщает точные сведения?
(Автор общается со многими людьми, в официальной обстановке с целью точной передачи деловой информации).
-Как вы думаете, к какому стилю относится этот текст?
(-Этот текст относится к официально-деловому стилю).
(7 слайд)

-1-много
Р.С.
- О.О.

-сообщение точной, деловой информации


-В чем сходство и различие текстов? ( на одну тему, но в зависимости от Р.С. используются разные стили речи).

4 Объяснение нового материала.

-Сегодня на уроке мы расширим представление об официально-деловом стиле речи.
-Работаем с таблицей.

(8 слайд)
- Итак, в чем же особенность официально-делового стиля речи? По каким признакам вы отличаете его от других стилей речи?(речевая ситуация, стилевые черты, языковые средства).
(9-10 слайд)
-Какова цель текстов официально-делового стиля? (сообщение точной, деловой информации).
-О чем сообщается в тексте?( об условиях трудового договора).
-Запишем это в таблицу.
-Анализируя тексты разговорного стиля, мы обращаем внимание на богатство интонации. А как произносятся предложения этого текста( спокойно, без ярко выраженных эмоций).
-Прочитайте стилевые черты. Приведите примеры слов с отвлеченным, обобщенным значением( приоритет, проект, на основании, категории, учреждении Здравоохранения и т.д.).
-Назовите точные даты, используемые в трудовом договоре?(13 января 2009года, 40 часов).
-Итак, отвечая на мои вопросы, вы называли стилевые черты официально-деловых текстов. Прочитайте их еще раз.

-А сейчас понаблюдаем за использованием языковых средств в этом тексте.
-Найдите официальные слова и выражения( директор, программист).
-Выпишите отглагольные существительные с суффиксами -ени-, -ств-, -ость-(изложении, присвоении, расторжении, обязанности).
-Найдите. какие использованы глаголы (производить, соблюдать-инфинитив; устанавливаются- возвратный).
-Приведите примеры стандартных оборотов(соблюдать трудовую дисциплину, заключили настоящий договор, согласно даты приказа).
- Обратите внимание на структуру предложений. Какие они по наличию второстепенных членов, количеству основ, по интонации. Один из учеников выполнял эту работу дома. Давайте послушаем его.(Используются невосклицательные , распространенные предложения. Работник приступает к работе с 13 января 2009года. Могут быть односоставные предложения).

-Вывод. По структуре и интонации предложения в официально-деловых текстах чаще всего невосклицательные, распространенные, используются стандартные обороты.

- Заполните графу "использование"( трудовой договор).
- Проверьте, что у вас получилось.
(11 слайд)

-Теперь основные сведения об официально-деловом стиле у вас есть. Вы можете анализировать тексты и составлять их самостоятельно.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5 Закрепление знаний.

а)-Выполните упражнение №58 на 45 странице.
(Чтение задания)
-Необходимость какого качества речи иллюстрирует этот текст?(точности)
-Для какого стиля речи это качество характерно?(официально-делового)
-Помогите мэру сочинить приказ.
Текст приказа.
Каждый горожанин при выходе из дома обязан иметь в руках фонарь с зажжённой свечой.
б)-В объявлениях называют адресата; кратко излагают деловую информацию; указывают от чьего имени она дается.
(12 слайд)
.-Прочитайте текст. К кому обращаются? От чьего имени написано объявление? Какая деловая информация содержится в объявлении?

Уважаемые родители!
1 февраля 2012года в 19 часов в актовом зале лицея состоится родительское собрание.
Администрация лицея №5.

6 Самостоятельная работа.

-А сейчас задание посложнее. Определите стиль текста. Сигнальной карточкой какого стиля текста являются выделенные слова? Найдите в данном тексте слова, которые не соответствуют тексту заявления. Почему?
(13слайд)

Директору школы№5
Ивановой Т.П.
ученика 9"Г" класса
Кораблёва С.
заявление.
Товарищ директор, очень прошу вас освободить меня от занятий 25.12.2012г. в связи с участием в соревновании по волейболу.
23.12.2012г. Кораблёв С.
(Товарищ директор, очень).

(14слайд)
- Сейчас попробуйте сами написать заявление по образцу.

Директору лицея№20
............................................
ученика ...."..." класса
... .........................................
заявление.
Прошу вас ................................................................................................................................
....................................................................................................................................................

..Число............................. Подпись ..................................



- Прочитайте, что у вас получилось.


7 Подведение итогов урока.
(15-16 слайд)
- Итак, подведем итоги урока.
-О каком стиле речи мы говорили? Что узнали об официально-деловом стиле речи? -Чему научились? (узнавать тексты официально-делового стиля, доказывать, редактировать, сочинять) В объявлениях называют адресата; кратко излагают деловую информацию; указывают от чьего имени она дается.


Домашнее задание. Подберите из газет примеры объявлений или напишите объявление самостоятельно.



15