План урока по русскому языку на тему «Официально-деловой стиль речи»


Составил: преподаватель ГАПОУ «Аграрный техникум»
И. В. Гагаринова.
Урок «Официально-деловой стиль речи»
Тема: Официально-деловой стиль речи.
Цели:
1) познакомить обучающихся с признаками и особенностями официально-делового стиля речи;
2) развивать умение сравнивать и сопоставлять различные стили речи, определять, к какому стилю относится тот или иной текст;
3) помочь обучающимся осознать важность умения владеть речевыми нормами в жизни человека, его успешности и востребованности; 4) воспитывать языковую и речевую грамотность обучающихся.
Оборудование: образцы официальных документов (заявление, резюме, доверенность и др.); учебник.
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Эпиграф к уроку:
«Кто не умеет говорить, тот не карьеры не сделает».
(Наполеон Бонапарт).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного.
Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку является высказывание Наполеона, согласны ли вы с этой мыслью?
На доске текст:
Глава 2.
Статья 37.
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Учитель: К какому стилю принадлежит этот текст? Какова тема сегодняшнего урока?
Сегодня мы познакомимся с особенностями еще одного стиля речи - официально-делового. Но сначала давайте вспомним, что такое стиль речи.
Обучающийся: Стиль речи- это разновидность языка, которая используется в какой-либо конкретной сфере человеческой деятельности: в быту, в деловых отношениях, в науке или пропагандистской работе, в художественном творчестве. Каждой сфере соответствует свой стиль речи.
Учитель: Назовите известные вам стили речи.
Обучающийся: Разговорный, публицистический, научный, художественный, официально-деловой.
Учитель: А. Сент-Экзюпери однажды сказал: «Единственная роскошь- это роскошь человеческого общения». На нашем уроке мы рассмотрим такой тип общения, который используется в служебной, деловой сфере жизни.
2. Работа над новым материалом.
Учитель (раздает обучающимся образцы документов):
-Что вы можете сказать об этом стиле речи ?
Обучающийся: Это официально-деловой стиль.
Учитель: Аргументируйте свое мнение.
Обучающийся: Документы используются в сфере деловых отношений, в которой, как мы уже знаем, используется официально-деловой стиль речи. Этому стилю присущи такие признаки, как точность формулировок, соответствие стандартам, неличный и предписывающий характер.
Учитель: Заполним таблицу «Основные признаки официально-делового стиля», используя материал учебника.
Цель использования
Обстановка
Жанры
Языковые средства
Стилевые черты
Сфера употребления

Передача информации
Официальная
Законы, приказы, акты, протоколы и т. д.
Официально-деловая лексика, стандартные обороты речи
Точность и однозначность толкования
Государственные, правовые и дипломатические отношения; служебная, производственная, деловая сферы


Учитель: Деловое общение часто понимается как общение деловых людей-бизнесменов, предпринимателей, коммерсантов. Однако деловое общение следует понимать более широко - как общение в производственной и служебной сфере (деловой разговор коллег, служебный спор, собрание).
-Какие сферы или виды общения вы можете назвать?
Обучающиеся: Личностное, бытовое, научное.
Учитель:А каковы их цели?
Обучающиеся: Общение в неофициальной обстановке, эмоциональное воздействие на людей через СМИ, публичные речи, художественные произведения, а также передача точной научной информации в ходе бесед, дискуссий.
Учитель: Цель делового общения – организация деятельности. Этим оно отличается от другого общения. Еще одно отличие – строгая регламентированность, формализованность, поэтому большую роль играют нормы служебного этикета: они регламентируют отношения между людьми, занятыми совместной деятельностью.
-Ваша будущая профессия предполагает деловое общение?
-В чем оно будет выражаться?
Учитель: Различают устное и письменное деловое общение.
-Какие виды устных контактов вы знаете?
Обучающиеся: Телефонные разговоры, беседы, дискуссии, переговоры.
Учитель: Назовите известные вам виды письменного делового общения.
Обучающиеся: Деловое письмо, заявление, биография, характеристика, протокол, доверенность, объяснительная записка, резюме, апелляция.
3. Закрепление изученного
Работа с теоретическим материалом учебника: знакомство с оформлением и написанием заявления, автобиографии, характеристики, объяснительной записки и др.
Учитель: Наиболее актуальные виды делового общения в начале вашей трудовой деятельности в качестве работника?
Обучающиеся: Заявление, резюме.
Практическая работа (по группам):
(1-й вариант работы):
Задание 1-ой группе: Используя образцы документов, составьте заявление.
Задание 2-ой группе: Используя образцы документов, составьте резюме.
(2-й вариант работы):
Ситуативно-ролевая игра «Прием на работу» (на роль администрации какого-либо учреждения выбираются 2-3 обучающихся, которые принимают от обучающихся составленные заявления и резюме).
Конкурс эрудитов.
Учитель: Знаменитый персидский мыслитель и поэт Х111 века Саади в одном из своих поэтических трактатов заметил:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы,
Пока ты слово не сказал.
Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесенное нами, говорило о нашем уме и значимости. Это желание особенно обостряется, если речь идет о каких-то деловых контактах человека, где так важно (для создания репутации, карьерного роста, успеха переговоров и т. д.) создать о себе благоприятное впечатление.
Словарный запас человека является немаловажной составляющей речевого портрета, а значит, и деловой характеристики.
Следующие задания для тех, кто стремится постоянно увеличивать свой словарный запас, частенько заглядывает в толковые словари и потому слывет настоящим эрудитом.
Задание 1.
Объясните значения приведенных ниже слов, составьте с каждым из них предложения:
Акция, риелтор, брокер, тендер, ипотека, бренд.
Задание 2.
Вставьте пропущенные окончания.
По прибытии на совещание, по предъявлении документа, по истечени срока, по приезд в город.
Задание 3.
Составьте словосочетания с предложенными парами слов и ответьте на вопрос: «Как называются такие слова?»
Гарантийный - гарантированный, исполнительный – исполнительская, выборный – выборочный, методический – методичный, жилой – жилищный, демократический – демократичный, командированный – командировочное.
Задание 4.
Укажите, сколько слов в этой шуточной заметке написано неправильно?
Беспрецендентный инциндент
В полицейском участке индентифицировали скомпроментировавшего себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъюнктура,- константировали в полиции.- Воспитатели – не наш контингент».
(Ответ: ошибки допущены в словах: беспрецедентный, идентифицировали, скомпрометировавшего, констатировали, инцидент).
4. Подведение итогов.
На занятии мы повторили, что такое стиль речи, вспомнили, какие бывают стили речи, рассмотрели особенности официально-делового стиля и закрепили знания в ходе выполнения упражнений.
Скажите, пожалуйста, каким должен быть язык современного делового человека?
5. Домашнее задание
Составить самостоятельно 2-3 образца официальных документов; составить список из 10-15 слов и выражений, наиболее часто употребляемых в официальной речи.




Использованная литература:
Русский язык. Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников. Разработки уроков. 9-11 классы. И.Б.Чевтаева, В.П.Шампур, В.Н. Пташкина. Волгоград, «Учитель», 2011 г.
Открытые уроки русского языка. 9-11 классы. Н.С.Раилко, Ю Л.В.Антонова. Ростов-на- Дону, «Феникс», 2008 г.
Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. М., «Просвещение», 2011г

·