Занятие по развитию элементарных математических представлений в старшей группе дошкольного общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему Высокий-низкий


Тема: Высокий-низкий.
Цель: формирование величинных представлений: высокий-низкийЗадачи:
1. Образовательные: учить сравнивать предметы по величине: высокий-низкий на основе аналитического сопоставления предметов с помощью зрения, сопоставления частей (деталей) предмета по высоте, установления различия между предметами (их частями) по высоте путем прикладывания и наложения, расположения по возрастающей и убывающей величине; учить отражать в речи результат сравнения: высокий, низкий, выше, ниже, самый высокий, самый низкий, одинаковые по высоте; закрепить понятия «широкий-узкий», умение различать правую и левую стороны на себе и в пространстве.
2. Коррекционно-развивающие: развивать восприятие, внимание, память, мыслительные процессы, пространственную ориентировку, мелкую моторику рук, речевую функцию.
3. Воспитательные: развивать учебную мотивацию, интерес к предмету.
Оборудование: игрушки разных размеров, предметы разной высоты, предметные и сюжетные картинки, геометрические фигуры
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
2. Коррекционная направленность начала занятия: развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, мышления
«3-лишний» (по форме, цвету)
«Помоги Незнайке»
- Кто подскажет Незнайке, какие рисунки он может нарисовать, используя круг, квадрат и т.д. (солнце, мяч, яблоко, тарелку, обруч, колесо, картину, стол и т.д.)3. Актуализация прежних знаний. Повторение изученного: широкий-узкийВопросы и задания детям (Работа по картинке)
Кто идёт по широкой дорожке? По узкой тропинке?
Какого цвета широкая лента, узкая?
Ручеёк какой? Какая по ширине река?
Покажите одинаковые по ширине полоски.
4. Постановка цели. Игровая мотивация «Кто выше?»
Вызовите 2-х детей одного роста и поставьте их на небольшом расстоянии друг от друга. Спросите: «Как вы думаете, кто из них выше?» Дайте возможность высказаться детям. Как узнать, кто выше? Их надо поставить рядом. Какие они по высоте? Одинаковые.
- Они вот какие (учитель показывает высоту детей), а я – вот какой высоты (показывает рукой). Кто выше, я или дети? Кто ниже?
- Верно, ниже – значит низкий; выше – значит высокий.
- А дети одинаковые по высоте? (да)
- Будем учиться сравнивать предметы по высоте.
5. Изучение нового материала: практическая работа
«Кто самый высокий?»
Вызовите детей (разного роста) и поставьте их по росту. Спросите:
Кто самый высокий? Кто пониже? Кто еще ниже?
Кто самый низкий? Кто выше …? Кто ниже …? и т.д.
Поддержите детей низкого роста, объяснив им, что и они обязательно вырастут.
Сравнение предметов по высоте. «Что выше?»
Вопросы и задания детям.
Какой стол выше? Какой стул ниже?
Что выше стола? Какие игрушки стоят на высоких полках?
Предложите детям попробовать их достать, спросите: почему не получается? Как можно достать игрушки с высокой полки? Дети самостоятельно должны найти средства для достижения цели (встать на стул).
Задания на восприятие высоты предметов на картинках.
Учитель демонстрирует иллюстрацию к стихотворению С.Я. Маршака «Дядя Степа» и читает стихотворение.
Ростом он высокий очень,
Добрый дядя Степа, всем спешит помочь он.
Он моряк и постовой,
Всем известен высотой.
Вопросы детям.
Кто выше всех?
Кто из детей самый низкий?
Какого цвета у него рубашка?
Учитель демонстрирует следующую картинку. Воробей взлетел повыше
Видно все с высокой крыши.
Вопросы.
На крыше какого дома сидит воробей? (высокого)
Сколько окон в низком доме?
На какой картинке одна птица летит ниже других?
Возле какой по высоте ёлочки растёт гриб? И т.д.
«Скажи наоборот» (по картинкам) Ёлка низкая, а дерево … (высокое) и т.д.
6. Физкультминутка:
«Раз-два» «Право - лево».
Мы становимся все выше, Это правая рука, это левая рука,
Достаем руками крыши. Это правая нога, это левая нога, Ох, наука нелегка.
Раз-два - поднялись, Мы играем, браво! Мы науки познаем.
Раз-два – руки вниз. И налево, и направо, И, конечно же, кругом.
7. Закрепление материала. Практические упражнения для закрепления понятий по теме занятия.
«Построй башню». Учитель предлагает каждому ребенку построить 2 башни: справа из трех и слева из двух одинаковых по цвету кубиков.
Одинаковы ли по высоте эти башни?
Как это определить? Что надо сделать? (придвинуть одну башню к другой).
Башня, какого цвета выше? Какая башня ниже?
«Выложи елочки».
. А сейчас вы не девочки и мальчики,
Все сейчас вы – попугайчики.
Попугай, не зевай,
То, что видишь, повторяй!
Дети выкладывают елочки из счетных палочек, из треугольников, подражая действиям учителя.
8. Итог занятия. Оценка деятельности детей.