Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием приемов логического мышления для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие познайки»


Интегрированное занятие по познавательному развитию
с использованием приемов логического мышления
для детей старшего дошкольного возраста
«Маленькие познайки»
ЦЕЛЬ:
Выяснить знания детей из разделов математики: количество и счет, геометрические фигуры, ориентирование в пространстве и времени.
Упражнять детей в различении геометрических плоскостных и объемных фигур; закрепить знания о числовом ряде; формировать умение решать задачи и примеры; ориентироваться в пространстве и времени. Закреплять умение детей группировать предметы по различным признакам; моделировать определенные наглядные объекты, опираясь на опыт выполнения операций логического мышления: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и систематизации.
Развивать умение выражать и обосновывать свое мнение, развивать логическое и ассоциативное мышление, зрительное восприятие, память, воображение, объяснительное речи, слуховое восприятие, внимательность, скорость реакции, интеллект.
Воспитывать положительное отношение к играм с элементами логики, стремление быть сообразительным, любознательность, активность, умение работать в команде.
МАТЕРИАЛ:
10 мягких игрушек;
10 конвертов с номерами от 1 до 10;
2 карточки с цифрами в медленном порядке из серии «Соедини цифры»;
2 карточки из серии «Найди отличия»;
несколько наборов счетных палочек;
картинки в Д/игры «Математическая гусеница»;
карточки с цифрами от 1 - 10;
кубики Никитина;
карточки с логическими заданиями «На что похоже?»;
карточка с логическим заданием «Посчитай геометрические фигуры»;
аудиозапись «Времена года»;
2 карточки из серии «Найди отличия»;
сундучок с гостинцами;
2 маркера.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня вас ожидает интересное соревнование двух команд. Обеим командам придется проявить не только свои знания, но и свою логическую сообразительность, умение быстро решать любые задачи, внимание и умение работать в команде.
(воспитатель помогает детям поделиться на две команды и выбрать капитанов: 1команда - «Пчелки», 2 команда - «Капельки»).
Перед началом соревнований воспитатель проводит разминку (каждой команде воспитатель читает в быстром темпе 10 вопросов, а дети на них также быстро отвечают):
1) Конура - это домик для ...; аквариум - это домик для ...; огурец - это ...; ромашка - это ...; чашка - это посуда для ...; дуб - это ...; март - это месяц ...; высокий, а наоборот ...; у каждого человека на руке 5 ...; снег бывает ...
2) Берлога - это домик ...; улей - это домик ..; хлебница - это посуда для ...; помещения в котором лечат называется ...; человек, который учит детей - ...; дерево на котором растут яблоки ...; посуда для соли называется ...; февраль - это месяц ...; Ноябрь бывает только ...; веселый, а наоборот ...
Воспитатель: Посмотрите, кто пришел к нам в гости (перед детьми 10 игрушек, в каждой из них конверт с соответствующей цифрой).
Воспитатель: Дети, у каждой игрушки есть конверт с заданием. За каждое верно выполненное задание команда будет получать фишку. В конце соревнования мы их посчитаем и узнаем, кто победитель. И главное победителя ждет сюрприз.
(капитаны обеих команд по очереди выбирают конверт с заданием).
Задание №1: «Соедини цифры»
(надо соединить по порядку цифры от 1 до 10 и показать дорожку к домику бабушки Красной шапочки).

Задание №2: «Найди отличия»
(надо рассмотреть два рисунка, найти, посчитать и показать различия)

Задание №3: «Составь из счетных палочек такой орнамент»
203835184150
20542255080000103251064135003193415546100
45605702222500


Задание №4: «Математическая гусеница»
(составить числовой ряд в виде гусеницы)

Задание №5: «Музыкальные загадки»
(прослушать музыку, представить и рассказать с каким временем года она вызывает ассоциации, перечислить название месяцев в соответствии со временем года)
Задание №6: «Собери узор»
(работа с кубиками Никитина)

Задание №7: «Стихотворные задачи»
Ежик по лесу шел И подснежники нашел: Два под березкой, Один - у осины, Сколько их будет В плетеной корзине?
Два цыпленка стоят, Два в скорлупке сидят. Сколько будет детей У наседки моей?
Пять ребят в футбол играли Одного домой позвали. Он в окно глядит, считает, Сколько их теперь играет?
Под кустом за полем ржи Жили дружные ежи: Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать?Три пушистых кошечки Улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибежала. Сколько вместе кошек стало?
Четыре сороки пришли на уроки. Одна из сорок не знала урок. Сколько прилежно Училось сорок?
Задание №8: «Веселые цифры»
1. Какая цифра потерялась?
(дети первой команды держат в произвольно порядке цифры, один ребенок прячет свою цифру, дети второй команды отгадывают, какой цифры не хватает).

2. Поймай цифру.
(воспитатель рассказывает сказку, дети внимательно слушают и когда слышат цифру, хлопают в ладоши).
• «Сказка про Зайчика» (1 команда)
Жил в лесу маленький Зайчик. И было у него четверо друзей. Первый это Мишка, второй - Ежик, третий - Лисенок, а четвертое бельчонок. Вместе они гуляли в лесу и собирали грибы и орехи. Однажды Ежик нашел 3 гриба, а Зайчик 2, Белочка 4, а Мишка только 1. Когда друзья посчитали все грибы, то узнали, что их было 10.
• «Сказка про Медвежонка» (2 команда)
Сегодня у Медвежонка День рождения. Ему исполнилось 5 лет. На День рождения Медвежонок пригласил своих друзей. Зайчик подарил 2 воздушные шарики, одну желтую как солнышко, а вторую голубую как небо. Белочка подарила 10 разноцветных карандашей, а Ежик - 3 раскраски. Последним пришел поздравить Медвежонка Лисенок, он задержался, когда собирал в подарок ромашки. Их в букете было 9.
Задание №9: «Веселые фигуры»
1. Посчитай фигуры.
(посчитай, сколько ты видишь фигур на рисунке)

2. Дидактическая игра «На что похоже?»
(Воспитатель показывает карточку-схему, а дети называют предметы, которые в них вызывают ассоциации).
Задание №10: «Живая гусеница»
(дети становятся друг за другом, руки на поясе у ребенка, стоящего впереди; воспитатель предлагает представить, что все они - одна волшебная гусеница, которая может двигаться в разных направлениях, главное условие - не разорваться).
Движения для «гусеницы» могут быть разнообразными: хождение между кеглями с указанием направления (повернули налево, справа) прохождения невидимой преграды («пролезать» между ветвями: для этого дети приседают, стараясь не разорвать цепочку и т.д.).

Подведение итогов соревнования