Коллективный творческий проект учащихся 8 класса Давайте понимать друг друга с полуслова…

Коллективный проект учащихся 8 класса
Тема: «Давайте понимать друг друга с полуслова»

Автор: Золотарева Галина Витальевна, учитель музыки
МКОУ СОШ с. Осиновая Речка
Хабаровского муниципального района, Хабаровского края.

I ЭТАП.

Цель проекта:
Познакомиться с бардовской песней, её своеобразием.


Задачи проекта:
вызвать интерес к бардовской песне нашей страны;
совершенствовать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности;
побудить учащихся к слушанию и выразительному исполнению бардовских песен, путем осмысления музыкальной и литературной речи.
заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью
(подбор, изучение и систематизация информации)
развивать навыки работы в группах: умение выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, вести устный диалог, строить монологическое высказывание.
побудить профориентационное самоопределение педагогов-стажеров (руководителей творческих групп из числа способных обучающихся) в вокально-хоровой, творческой и исследовательской деятельности.


Гипотеза проекта:
«Авторская песня – тут уж без обмана.
Здесь будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой – глаза в глаза»
Владимир Высоцкий

Актуальность проекта:
В наш технический, информационный, стремительный век очень важно сохранить в себе человека чувствующего, нравственного, духовного.
Бардовская песня является тем островком светлой души, тем чистым родником, в котором отражается душа народа, его нравственные качества.
Авторы-исполнители помогают нам увидеть мир другими глазами, понять его несовершенство, его суетность и непостоянство и осознать себя частью этого мира. В результате постараться изменить и себя, и окружающий мир.

Аудитория проекта:
Обучающиеся 12-16 лет
Учителя школы
Педагоги дополнительного образования
Односельчане



II ЭТАП
Планирование.

*Распределение обязанностей в рабочих группах:
1 группа: исследование на тему «Что такое бардовская песня»;
2 группа: «Основоположники бардовской песни»;
3 группа:«Барды нашего времени»;
4 группа: «Фестиваль бардовской песни»;
5 группа: «Дальневосточные барды».
* Выбор руководителей групп (педагогов-стажеров)
*Определение источников информации;
*Обсуждение проблем, которые могут возникнуть в ходе работы над проектом и пути их решения.
*Проведение анкетирования учащихся 8 класса по теме: «Знакомы ли вы с бардовской песней?»


III ЭТАП
Выполнение проекта.
Поиск информации о самых известных бардах страны и истории создания песен;
Знакомство с основоположниками этого направления;
Исследовательская работа в группах.
Подбор репертуара (бардовских песен) для восприятия и исполнения.
Вокально-хоровая работа педагогов-стажеров при разучивании бардовских песен в группах.
Создание презентации проекта и сценария его представления.







IV этап:
Представление проекта.
Музыкальная гостиная «Давайте понимать друг друга с полуслова».

1группа (исследователи):
Авторская песня, или бардовская музыка  песенный жанр, возникший в середине ХХ века в разных странах.
БАРДЫ
– у древних кельтов: певец – поэт;
- в наши дни бардами называют создателей авторской песни.

Отличительными чертами бардовской песни являются:
совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя;
поется под гитару,
текст важнее музыки;
исполняется автором или группой
(коллективом).

Отличительные особенности бардовской песни:
правдивость
открытость
высокая нравственность
разнообразие тематики
единство текста и музыки

Истоки бардовской песни:
Городской романс;
Кант (многоголосая бытовая песня)
Крестьянские песни;
Творчество декабристов (революционные песни 20-х годов)
Песни беспризорников;
Студенческий фольклор

2 группа («Основоположники бардовской песни»)
Представление творчества Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора. Исполнение песен «Пожелание друзьям», «Милая моя». Слушание песен: «До свидания, мальчики», «Песня о друге» и др.

3 группа ( «Барды нашего времени»)
Рассказ о творчестве Олега Митяева, Сергея Трофимова, Татьяны и Сергея Никитиных, Александра Розенбаума, Юлия Кима. Исполнение песен «Песня о маленьком трубаче», «Мы живы».
Слушание песен «Когда окончится война», «Весеннее танго», «Вальс-бостон».

4 группа ( «Фестиваль бардовской песни»)
Рассказ о «Грушинском фестивале», его истории, участниках.
Фоторепортаж с фестиваля. Исполнение песни Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

5 группа ( «Дальневосточные барды»)
Рассказ о дальневосточных бардах Сергее Косыгине, Михаиле Лысикове и др., фестивалях дальневосточных бардов, встреча с д/в бардом Сергеем Богдановым и совместное исполнение его песни.
Вывод:
Авторская (бардовская) песня - это искренний разговор по душам со слушателем. Барды поют о любви и романтике, о дружбе и взаимовыручке, о кострах и походах, о победах и поражениях, о силе и слабости человеческого духа – то есть о жизни во всех её проявлениях.
Авторская песня очень близка к каждому человеку и до сих пор находит отклик в сердцах всех поколений.

V этап
Оценка результатов работы.

Опрос «Что дала нам работа над проектом?»
увеличение численности учащихся в самодеятельном творчестве;
повышение интереса к слушанию бардовских песен и сочинение собственных песен.

Перспектива развития проекта.
Проведение в школе
творческой встречи с дальневосточными бардами;

Участие в дальневосточном фестивале бардовской песни в июне;

Организация и проведение школьного фестиваля бардовской песни, посвященного дню рождения В. Высоцкого 25 января;

Открытый урок в рамках семинара учителей музыки.


Компетентности, которые мы развивали в ходе работы над проектом:

В сфере самостоятельной познавательной деятельности
ставили и решали познавательные задачи;
применяли нестандартные решения, проблемные ситуации - их создавали и разрешали;
пробовали себя в интеллектуальной деятельности ;
проводили исследования;

компетентность в сфере социально-трудовой деятельности
учились оценивать собственные профессиональные возможности;

компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности
выбирали пути и способы использования свободного времени, культурно и духовно обогащающие личность.

Итоги проекта:
пробовали себя в интеллектуальной деятельности, проводили исследования;
учились оценивать собственные профессиональные возможности;
создали мультимедийную презентацию «Давайте восклицать», которую можно использовать в качестве пособия на уроках музыки;
разучивали и исполняли бардовские песни ;
повышали интерес к слушанию бардовских песен .


15