Методические рекомендации к составлению образовательных программ Дополнительного Образования Детей

Методические рекомендации к составлению образовательных программ ДОД
1.Нормативно-правовой аспект.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст.26, п.2).

2.Содержание дополнительных образовательных программ.
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения, (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

быть направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

3.Классификация дополнительных образовательных программ

Примерная (типовая программа)

Утверждается Министерством образования и рекомендуется Управлением дополнительного образования по той или иной области или направлению деятельности.
Задаёт некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности.
Любая программа в процессе применения в педагогической практике подвергается модификации и адаптации.

Модифицированная (адаптированная) программа
В основу положена примерная программа либо программа, разработанная другим автором. Но изменённая с учётом особенностей образовательного процесса, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности. Нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Диагностика результатов связана с демонстрацией достижений обучающихся: экзамены, отчётные концерты, выставки, выступления на конкурсах, конференциях, при этом не отрицаются количественные показатели знаний, умений и навыков. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса. Традиционной структуры занятий, присущих исходной программе.
Данная программа должна обсуждаться на методическом совете и утверждаться руководителем УДОД.

Экспериментальная
программа
Разрабатывается педагогом с целью решения какой – либо практической задачи, связанной с преодолением трудностей в образовательном процессе.
Экспериментальная программа- это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно- педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии.
Экспериментальная программа проходит апробацию с целью снять конкретные трудности образовательном процессе. По мере апробации- в случае выявления новизны предложений автора- может претендовать на авторскую. На работу по экспериментальной программе должно быть разрешение методического совета и руководителя УО

Авторская программа
Это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом и принадлежит ему на правах интеллектуальной собственности. Это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода к традиционным темам.
Автор в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему.
Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе органом управления образованием.



3. Структура программы дополнительного образования детей.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.

4. Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.

4.1. На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.

4.2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

4.3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4.4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

4.5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

4.6. Список использованной литературы.

5. Технология разработки образовательной программы

№ п\п
Структура программы
Содержание структурных компонентов программы


Титульный лист
Вышестоящие органы образования.
Название УДОД, в котором разработана программа.
Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.
Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
Название программы.
Возраст детей, на который рассчитана программа.
Автор программы (Ф.И.О., занимаемая должность).
Название города.
Год создания программы.


Пояснительная записка
Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, даётся краткая характеристика формам работы с детьми и условиями реализации программы.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
актуальность;
практическая значимость;
связь с уже существующими по данному направлению программами;
вид (модифицированная, эксперимен-тальная, авторская);
новизна (для претендующих на авторство).
Цель и задачи программы.
Цель – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. Необходимо избегать абстрактных формулировок, не отражающих специфики конкретной программы. Цель должна быть связана с названием программы. Отражать её основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать для определения цели.
Задачи бывают:
Обучающие – развитие познавательного интереса к чему либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определённых знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определённому виду деятельности и т.д.
Воспитательные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков ЗОЖ
Развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности. Активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Формулирование задач не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Отличительные особенности программы:
базовые теоретические идеи;
ключевые понятия;
этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
возраст детей и их психологические особенности;
вид детской группы и её состав;
особенности набора детей;
число обучающихся по годам обучения.
Режим занятий:
общее число часов в год;
число часов и занятий в неделю;
периодичностьзанятий.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (что он должен знать, уметь);
перечислить качества, которые могут развиты у детей в результате занятий;
описатьсистему отслеживания и оценивания результатов обучения детей: способы учёта знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся (могут использоваться тесты, зачёты. Экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно – исследовательские конференции и т.д.).

3.
Учебно-тематический план
(по годам обучения)
Раскрывается последовательность тем курса;
указывается число часов на каждую тему;
соотношение времени теоретических и практических занятий.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

4.
Содержание программы
Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно – тематическом плане. Описание темы включает:
её название;
что должны знать, уметь воспитанники по каждой теме;
основные узловые моменты;
формы организации образовательного процесса (теоретические. практические).
Содержание излагается в виде констатации вопросов. Изложение ведётся в именительном падеже. Первая тема – введение в программу.

5.
Методическое обеспечение программы
Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий.
Описание основных методов организации учебно – воспитательного процесса.
Перечень дидактических материалов.
Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы:
Кадровых – перечислить педагогов, охарактеризовать из профессионализм, квалификацию, критерии отбора;
Материально – технических – дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов.

6.
Список литературы
Приводятся два списка литературы:
Используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
Рекомендуемая для детей и родителей.








Завершающей стадией создания программы является заполнение её автором
Информационной карты образовательной программы.
Образова-тельная область
Направле-ние
образоват.
деят-ти
Название
программы
Аннотация на программу
Перечень методических приложений
К программе
Статус программы
Сведения о разработчике


























































15