Скань или филигрань

5 класс, 4 четверть, 2 урок. «Ты сам себе мастер» программа Неменского Б.М.

Учитель Пальмова Галина Юрьевна МКОУ «Средняя школа №1» г. Сухиничи

Урок: Изобразительное искусство.
Тема урока: Скань или филигрань.
Цель: Дать представление об искусстве скани.
Выявить уровнь сформированности графических навыков в процессе работы над эскизом ювелирного украшения в технике скани.
Задачи: (Планируемые результаты)
Разработать эскиз ювелирного украшения (кулона, подвески) в технике скани;
Развивать воображение, фантазию, абстрактное мышление и художественный вкус
Воспитывать любовь к декоративно - прикладному искусству
Познавательные учебные действия
Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ;
- выбирать основания для сравнения, классификации;
- выстраивать логическую цепь рассуждений.
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Научиться осуществлять поиск информации из различных источников, расширяющей и дополняющей представление о скани.

Регулятивные учебные действия
Учиться определять цель своей деятельности;
Составлять план выполнения творческой задачи;
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, дать оценку своей и чужой работе.
Коммуникативные действия
Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;
Учиться согласовывать свои интересы и взгляды с другими.

Личностные: мотивация учебной и творческой деятельности

Оборудование:
Для учителя: презентация «Скань или филигрань», шаблон, подборка репродукций изделий в данной технике

Для учеников: лист формата А4, карандаш,ластик, фломастер

Этап урока
Ход урока
УУД

1.Организационный момент
Проверка готовности к уроку.

РУУД
ПУУД

2.Эмоциональная,
психологическая и мотивационная подготовка просмотр презентации



СЛАЙД 1 Есть на Волге село Красное. Живут там мастера, которые работают в технике скани или филиграни.
СЛАЙД 2 Рассмотрим образцы изделий, выполненных в этой технике.
Что это за изделия ?
Для чего предназначены?
Из чего они изготовлены?
(Серьги, брошки, кулоны, кольца. Из золота, серебра, металла)

РУУД
ПУУД



3.Сообщение темы урока

Чем же мы сегодня будем заниматься?
СЛАЙД 3
- Тема урока: Скань или филигрань.
(запись темы на доске)

РУУД
ПУУД

4.Беседа, просмотр мультимедийной презентации

СЛАЙД 4
Название филигрань происходит от двух латинских слов: «филиум» - нить и «гранум» - зерно. Слово «скань» древнерусское и означает свить, скрутить. И то и другое указывает на особенность обработки металла.
СЛАЙД 5
Первые упоминания о скани появились ещё в Киевской Руси в Х веке.
СЛАЙД6
Такие украшения носили русские красавицы.
СЛАЙД 7
Можно было встретить скань и на воинских доспехах: щите, ручке меча, шеломе(шлеме).
СЛАЙД 8
Получается скань от скручивания двух проволочек, образующих «веревочку». Дополняется скань «зернью» т. е, маленькими шариками, которые делают её ещё нарядней.
СЛАЙД 9
По технике изготовления скань весьма трудоёмка.
Мастер из отрезков витой проволоки укладывает рисунок, расположенный на металлической основе. Затем все части скрепляет легкоплавким припоем. Такое кружево используется на просвет, чтобы показать всю красоту ажурного орнамента. Украшает все изделие шариками зерни.
СЛАЙД 10
Завиток, репейничек, листочек, дулечка, огурчик, ягодка, вилюшка – так ласково их называют мастера. Рассмотрим основные элементы скани и попробуем дать им свое название.
СЛАЙД 11
Основой композиции изделия служит толстая линия. Остальные части узора выполняются тонкими линиями
СЛАЙД12
Компонуя узор, художник следит за соразмерностью отдельных частей произведения, за плавностью и красотой изгибов, как крупных и средних, так и мелких элементов.

















ПУУД

КУУД


ЛУУД





5.Работа


На столах лежат шаблоны будущих ювелирных изделий
СЛАЙД 13
Создайте эскиз ювелирного изделия (подвеску). Составьте узор в технике скани из крупных, средних и мелких элементов, используя линии различной толщины и конфигурации, применяя ритм и симметрию.

КУУД
ПУУД



6.Составление плана

СЛАЙД 14
Технологическая карта
СЛАЙД 15-18
План:
1. Необходимо расположить шаблон на листе, согласно вашего замысла,(лепестками вверх или лепестками вниз) и обведите его фломастером.
2. Поставить точку на месте крепления подвески.
3. Соединить лепестки линиями.
4. Выбрать центральную часть композиции или придумать свою и зарисовать её. Все элементы подвески должны крепиться друг к другу
5. Составить и придумать узор для боковых лепестков.
6. Украсить готовое изделие шариками зерни.
7. Обвести контур толстой линией.
8. Нарисовать цепочку.

РУУД


7.Физминутка
СЛАЙД 19
ФИЗМИНУТКА ( В воздухе кистями рук рисуем формообразующие элементы скани, повторяя контуры и названия)




8.Самостоятельная работа

Самостоятельная творческая работа по составленному плану.
КУУД
ЛУУД


9. Подведение итога урока


- Демонстрация готовых работ. Сегодня мы с вами были художниками ювелирами. Разрабатывали эскиз ювелирной подвески в технике скани. Вывешиваем работы на доску.
РУУД
КУУД



10.Критерии оценивания














11. Рефлексия
- Как зрители оценим работы. На что обращаем внимание:
Аккуратность.
Красота орнамента.
Сочетание и соразмерность больших, средних и мелких элементов, их симметричность и ритмичное расположение, крепление между собой.
Наличие зерен.
-Попробуем дать оценку каждой из представленных работ.
Замечательно!
А теперь подберите слова, которые наиболее подходят к нашим работам: невесомые, прозрачные, легкие, воздушные, кружевные и. т.д.
По вашим эскизам мастера смогут изготовить ювелирные изделия – подвески.
Слайд20
-Подведем итог. Что узнали о промысле
-Как переводится слово филигрань на русский язык?
-Как получается скань?
-Где и когда появились первые упоминания о скани?
-Название каких элементов для изготовления скани вы запомнили?
-Почему много лет искусство скани живет и не угасает?
Я научился(ась)
-С каким настроением вы заканчиваете урок?
-Спасибо за урок.
РУУД
КУУД














РУУД
КУУД



15