Конспект внеклассного занятия (из цикла Полезные навыки) Риск.Принятие решений


Риск. Принятие решений.
Цель: довести до сознания детей, что независимо от называемых причин, можно снизить риск в любой ситуации.
Задачи: - обсудить представления учеников о риске;
- способствовать формированию навыка снижения потенциального риска;
- развивать здоровый образ жизни среди молодежи.
Теория. Рискованное поведение — это нормальное поведение подросткового возраста. Некоторые подростки занимаются рискованными видами спорта. Другие совершают рискованные поступки на отдыхе, в свободное время - с друзьями. Ученики должны понять, что, рискуя, они берут на себя ответственность за возможные последствия.
Словарь. Риск – вероятность того. Что поступок может иметь опасные последствия.
Материалы : Два больших листа бумаги с заголовками. На первом листе заголовок - «есть риск», на втором - «риска нет». Листы бумаги, фломастеры, маркеры.
Подготовка . Предложите детям вместе с родителями проверить, как хранятся средства бытовой химии в семье. Находятся ли они в надлежащем месте, соблюдаются ли при их хранении и использовании необходимые правила безопасности
Ход урока.
I .Организационный момент.- Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. Улыбнемся друг другу и пожелаем успешной работы.
II. Проверка Д/З
- Ребята. Скажите пожалуйста, как вы дома проверяли безопасность хранения и использования различных ПАВ.(психоактивных веществ), которые мы уже знаем? (в специальных отведенных местах, использовать в перчатках и масках)
- Вспомните, что вы узнали о риске на предыдущих уроках, посвященных соблюдению правил безопасности.
Ответы детей: - разные вещества могут быть опасными или безопасными, в зависимости от того. Как их используют;
- перед использованием любого вещества надо сначала прочитать инструкцию, а затем следовать ей;
- разные места, люди и поступки могут быть опасными или безопасными в зависимости от ситуации;
- чтобы избежать ненужного риска, соблюдай правила безопасности.
- Ребята, но кроме различных опасных веществ, есть и другие рискованные ситуации, в которых мы с вами можем оказаться.
Вывод: определение слова «риск» из словаря.
Риск – вероятность того. Что поступок может иметь опасные последствия.
III. Работа в тетрадях – выполняем задание № 20 в рабочих тетрадях.
- Запишите пять рискованных ситуаций, в которых вы не хотели бы оказаться.
(кататься на коньках, доставать воду из колодца, лазать по деревьям, прыгать с крыши, стоять под проводами).
- Пусть желающие приведут примеры рискованных ситуаций и поступков.
Составляем список рискованных ситуаций на доске.
Вывод: риск – понятие относительное и зависит от поведения человека в конкретной ситуации.
- А что же делает ситуацию рискованной?
- Одинаково ли она раскованна для всех? На эти вопросы мы попробуем найти ответы.
IV.Самостоятельная работа в тетрадях, задание 21.
Задание. Прочитай внимательно каждую из перечисленных в таблице ситуаций.
Поставь галочку в графе «есть риск» или «риска нет» в соответствии со своим пониманием ситуации.
Ситуации
Есть риск
Риска нет
Курить сигареты
Кататься на велосипеде
Переходить через дорогу
Восходить на высокую гору
Идти по парку
Подобрать бывший в употреблении шприц
Выпить алкогольный напиток
Улыбаться человеку, которого не знаешь
Выпить лекарство от кашля
Выходить гулять поздно вечером
Пробовать наркотики
Догонять автобус
Летать на дельтаплане
Играть в футбол
V. Работа с плакатами и разбор каждой ситуации
-У нас в классе висят два плаката «Риска нет» и «Есть риск», сейчас я буду медленно зачитывать ситуации, а вы должны встать и подойти к одному из плакатов.
Зачитывание ситуаций из задания 21.
Ситуации: (1) курить сигареты; (2) кататься на велосипеде; (3) переходить черездорогу; (4) восходить на высокую гору; (5) идти по парку; (6) подобрать валяющийсяна земле бывший в употреблении шприц; (7) выпить алкогольный напиток; (8)
улыбаться на улице человеку, которого не знаешь; (9) выпить лекарство от кашля;
(10) выходить гулять поздно вечером, когда уже темно; (11) пробовать запрещенныезаконом наркотики; (12) догонять автобус, который отошел от остановки; (13) летать
на дельтаплане; (14) играть в футбол.
После того как ситуация зачитана и дети встали группами около каждого из двух
плакатов, попросите каждую группу ответить на соответствующие плакату
вопросы:
1. Почему ситуация рискованная?
2. Почему ситуация нерискованная?
3. Что делает ситуацию рискованной?
4. Что делает ситуацию нерискованной?
5. Что нужно знать, чтобы снизить риск в ситуации?
6. Что можно сделать, чтобы снизить риск в ситуации?
7. Почему некоторые люди готовы рисковать?
8. Можно ли любую ситуацию считать рискованной?
Зачитываем столько ситуаций и продолжаем задавать вопросы детям до тех пор,
пока не убедимся, что ученики поняли связь понятия «риск» с поведением включенных в ситуацию людей.
VI . Работа творческих групп.
-А сейчас разобьемся на творческие группы. Каждая группа возьмет по выбору одну из рассмотренных ситуаций и создаст плакат, иллюстрирующий снижение потенциального риска в ситуации при выполнении простых правил безопасности.
Представление плакатов групп классу и необходимые пояснения к рисункам.
Подведение к выводу о том, что риск можно уменьшить.
Вывод.
1. Ситуация может быть более или менее рискованной в зависимости от того, как ты в ней поступаешь.
2. Снизить риск можно в любой ситуации.
Каждый ученик записывает на листке бумаги содержание урока в виде одного слова и приклеивает скотчем на доску. Вместе с учителем обсуждают ответы, группируют. В итоге основное содержание урока оказывается в сжатом виде, можно озаглавить каждый пункт, тогда содержание будет иметь ключевые слова.
VII. Рефлексия.
- У вас на партах лежат разноцветные листочки.
Если урок вам был полезен поднимите красный цвет, если не очень – синий, а если совсем бесполезный – белый.