Урок-расследование О ГЛОКОЙ КУЗДРЕ


Детективное расследование «О глокой куздре»
I. Организационный момент
Вступление учителя:
Сегодня занятие кружка будет необычным. Теперь мы не просто учитель и ученики, а сыщики-любители. (Сыщик-любитель – то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него – не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени.)
– Какими качествами должен обладать сыщик? (Зоркий глаз, умение слушать и слышать, быть внимательным, логически мыслить).
– Чем занимаются сыщики? (Проводят расследование.)
– Мы с вами тоже проведём небольшое расследование. (Естественно, оно будет связано с русским языком.)
II. Мотивация учебной деятельности
Писатель Константин Георгиевич Паустовский утверждал, что «Язык – самое удивительное, что есть на свете! С русским языком можно творить чудеса». Нам предстоит познакомиться с одним таким «чудом».
Задания для нашего расследования вы будете доставать из конвертов, которые лежат на парте. Выбрать нужное задание легко – я буду называть цвет листочка.
III. Актуализация знаний
Экспресс-опрос «Подготовка сыщиков к работе» (фронтальная работа)
Вопросы:
1.Какие слова всегда пишутся с большой буквы? (Имена собственные.)
2.Как называется согласная, которая пишется, но не произносится? (Непроизносимая.)
3.Что такое синонимы? (Слова, близкие по значению.)
4.Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (Имя существительное.)
5.Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, причину действия и отвечает на вопросы (Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?)
6.Какая часть слова стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (Приставка.)
7.Как называется второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета или явления и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? (Определение.)
8.Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)
9.Грамматическая основа предложения – это … (Подлежащее и сказуемое.)
10.Подлежащее – это … (Главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? Подчёркивается одной чертой.)
Минутка чистописания:
Каждый сыщик должен быть очень внимательным.
– Следующее испытание-загадка:
Оно пуще стрелы ранит.
Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.
Оно серебро, а молчание – золото.
(Слово)
– А теперь вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Эта буква обозначает в отгадке согласный, твёрдый парный, звонкий парный звук. (Буква В). И запишем мы её вместе с глухой парой – буквой Ф.
Вв Фф Ввв Ффф Вввв…
(Определите закономерность и продолжите ряд)
Словарные слова:
Очередное испытание – работа с шифровкой. (Работа в парах)
Буквы сначала друг друга нашли,
Рядышком встали и смысл обрели.
Много их, кру́гом идёт голова...
Скорей собирайте все буквы в слова.
(жёлтая карточка) Расшифруйте словарные слова:
ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА, АЛКИВЕН
(вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера, великан)
На какие группы можно разбить эти слова?
Запишите только имена существительные. Не забудьте выделить орфограммы и обозначить ударение. (Взаимопроверка.)
IV. Постановка учебной цели (проблема)
Настало время ознакомиться с материалом для расследования.
(голубая карточка)
Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка.
О чём вы подумали, читая эту фразу? Из настоящих ли слов состоит предложение? Как это доказать? (У слов нет лексического значения)
Эта искусственная фраза создана на основе русского языка. Придумал её для своих студентов русский языковед, академик Лев Владимирович Щерба почти 100 лет назад (предположительно в 1929 году).
Все корни слов учёный заменил на бессмысленные сочетания звуков. Зачем он придумал такое предложение?
Нам предстоит это выяснить. Это и будет целью нашего расследования.
Итак, запишите тему нашего урока – «Загадочное предложение»
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
1) Судебная экспертиза
Несмотря на то, что значение данных корней нам неизвестно, общий смысл фразы понятен.
Проведём «судебную экспертизу».
Запишите предложение в тетрадь. Попытайтесь дать ему характеристику по цели высказывания и по интонации. (Повествовательное, невосклицательное.)
Теперь определим грамматическую основу.
Можно ли сказать, о ком говорится в этом предложении? (О куздре.)
Какие ещё есть действующие лица? (Бокр и бокрёнок.)
Что-нибудь о них можно предположить? (Бокр – взрослый, большой, а бокрёнок – маленький)
Выделите те части слов, которые помогают сделать это предположение. (корень + суффикс, обозначающий детёныша, -ёнок-)
Как называют такие слова? (Однокоренные, родственные)
Приведите примеры настоящих слов, похожих по строению. (Кот – котёнок, слон – слонёнок.)
2) Вещественные доказательства
А теперь соберём «вещественные доказательства». Выполнить это задание поможет оранжевая карточка.
(оранжевая карточка)
Научная справка
У слов есть значение, которое содержится в основе слова, и значение, которое передаётся окончанием. Первое учёные называют лексическим, а второе – грамматическим.
Можно ли определить какими частями речи выражены эти слова? (Да, так как у слов есть грамматическое значение, значение окончания.)
– Какое же значение есть у этого загадочного предложения, а какого нет? (Есть ГРАММАТИЧЕСКОЕ. Нет – ЛЕКСИЧЕСКОГО).
Чтобы убедить нас в этом, что у слов есть не только значение основы, но и значение окончания, Л.В. Щерба и придумал это удивительное предложение про глокую куздру.
Предварительный вывод: У слова есть значение, которое содержится в основе слова – ЛЕКСИЧЕСКОЕ, и значение, которое передаётся окончанием –ГРАММАТИЧЕСКОЕ.
3) Следственный эксперимент
Несмотря на то, что значение данных корней нам неизвестно, общий смысл фразы понятен. Попытаемся «понять» лексическое значение слов загадочного предложения.
Обсудите: что можно сделать, чтобы слова этого предложения стали понятными? Как вы думаете, это легко сделать? Давайте проведём «следственный эксперимент».
(зелёная карточка)
Определите, какое предложение по формам слов повторяет предложение о глокой куздре:
Рыжая лиса быстро схватила курицу и зовёт цыплёнка.
Добрый служитель приветливо встретил слона и замечает слонёнка.
Большая собака сердито прогнала кота и видит котёнка.
Составляем фоторобот
По одному представителю от команды приглашаем к доске. Изобразите глокую куздру. (1 мин)
Давайте рассмотрим и проанализируем рисунки. Практически все люди, переводя или иллюстрируя фразу о куздре, изображают нечто агрессивное и страшное. Редко встретишь перевод вроде: Добрая женщина вкусно накормила кота и гладит котёнка.
VI. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Частное расследование. (Самостоятельная работа)
Итак, уважаемые сыщики, пришло время провести небольшое частное (самостоятельное) расследование. Но, прежде чем вы будете проводить дознание, давайте подумаем, как превратить грозную куздру в добрую, ласковую и очень милую. (Добавить суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.)
(Например:
Глокенькая-преглокенькая куздрочка ште́конько будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка.)
(розовая карточка)
Попробуйте составить предложение, похожее на то, которое придумал учёный-языковед Лев Владимирович Щерба.
VII. Включение в систему знаний
(белая карточка)
Какое значение содержится в основе слова? __________________________ (Лексическое.)
Как называют значение, которое передается окончанием? _______________ (Грамматическое.)
Что изменяется в слове с изменением его формы? ___________________ (Окончание.)
В какой части слова «хранится» его смысл? ____________________________ (В корне.)
(Взаимопроверка в группе.)
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
– Расскажите дома о загадочном предложении, о том, что оно помогает нам понять. Попробуйте придумать свою лингвистическую сказку.
IХ. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Составьте синквейн(фиолетовая карточка) (для взрослых)
Первая строка – тема синквейна (одно существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь).
Вторая строка – два прилагательных (дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта).
Третья строка – три глагола (описывают характерные действия объекта).
Четвёртая строка – фраза, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
(фиолетовая карточка) (для детей)
Первая строка – одно существительное.
Вторая строка – два прилагательных.
Третья строка – три глагола.
Четвёртая строка – фраза (личное отношение или пословица).
Пятая строка – одно слово (синоним существительного).
Людмила Петрушевская
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
– Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
– Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
– Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!