Конспект урока по математике на тему: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8 (2 класс)


Конспект урока по математике
УМК: Школа России
Класс: 2 «В»
Учитель: Кузьмина Т.Н.
Методист: Дармина М.А.
Студент-практикант: Колыбина Л.А.
Дата проведения: 28 января 2016 год
Тема: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: организовать деятельность обучающихся по осмыслению новых предметных ЗУНов по изучению письменного сложения двузначного числа с однозначным с переходом через разряд и вычитания однозначного числа из двузначного в случае разбиения разряда десятков.Задачи формирования УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
Познавательные: применять правила о порядке выполнения действий в число в выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
Знать: алгоритм записи примеров в столбик.
Уметь: решать примеры на сложение и вычитание.
Оборудование: Учебник «Математика. 2 класс. 2 часть», презентация.
Организационная структура урока:
Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой на урок.
Актуализация знаний.
Мотивация к деятельности. Целеполагание.
Организация учебной деятельности по решению цели и задач уроку.
Рефлексия деятельности. Итог урока.
Ход урока.
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Орг. момент.
Психолого-эмоц. настрой на урок. 1 мин. -Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут Лариса Александровна
Я хочу, чтобы этот урок принёс вам много нового и интересного. Подарите друг другу ваши очаровательные улыбки, хорошее настроение, и желаю вам, конечно, успеха, удачи. Наш урок пройдёт под девизом: «Будь внимателен! У тебя всё получится!»
-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
Приветствуют учителя, следят за тем, что лежит у них на парте.
II. Актуализация знаний. 6 мин Решите ребус.
13493751485900635014859007302591440 *6 *4
73025153670 3* 2*
1349375-31750 89 64
Сколько единиц в одном десятке?
Заселите числа в домик?
10 это сколько да сколько?

Игра «Волшебные числа»
Представьте число по образцу, в виде 10 единиц и оставшихся десятков:
40 это 10 единиц и 3 десятка
30, 90, 70
Повторение устных приёмов.

Что общего в выражениях?
Как удобнее сложить? Что заметили в полученных результатах?
Что общего в последующих выражениях?
Как удобнее вычесть?
Найдите значения выражений:
13874751485900635014859007302591440 56 84
130175191770 33 20
1349375-31750 89 64
1дес.=10ед.
10 это 2 да 8
10 это 5 да 5
10 это 9 да 1
10 это3 да 7
10 это 6 да 4

30 это 10 ед. и 2 дес.
90 это 10 ед. и 8 дес.
70 это 10 ед. и 6 дес.
73 это 70 да 3. 70+(3+7)=70+10=80
60
50
Сложение двузначного числа с однозначным числом.
Удобно единицы складывать с единицами.
В значениях выражений двузначное число, оканчивающее нулем.
Вычитание из двузначного числа, единицы которого равны нулю однозначного числа.
Уменьшаемое представим в виде 10 единиц и оставшихся десятков. Удобнее из десятка вычесть единицы.
60 это 50 да 10; 50+(10-6)=50+4=54
67
28
III. Мотивация к деятельности. Целеполагание
10мин Вычислите устно с объяснением.

-Откройте учебник на стр. 18 и посмотрите, как еще можно записать эти примеры.
-Сравните записи решения.

-Какова будет тема урока?
-Какую цель поставим перед собой?
Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом записи решения выражений т.е. в столбик вида:
-Сложение двузначного числа с однозначных, в значении суммы которых число в котором единицы равны нулю;
-Вычитание из двузначного числа однозначное. В уменьшаемом единицы равны нулю. 1 слагаемое разложим на удобные слагаемые. Получается 30 и 2 Удобнее единицы сложить с единицами. Получается:
32+8=30+(2+8) =40
Уменьшаемое представим в виде 10 единиц и оставшихся десятков. Удобнее из десятка вычесть единицы.
40 это 30 да 10; 30+(10-8)=32
Приёмы сложение и вычитание двузначного числа с однозначным.
Научиться записывать данные вычислительные приемы в столбик.
IV. Организация учебной деятельности по решению цели и задач уроку.
17мин – Предлагаю вам сейчас поработать в парах.
Обсудите со своим соседом по парте, как выполнено сложение.

– Что необходимо, чтобы правильно выполнить сложение?
– Определим шаги алгоритма сложения:
1.Пишу…
2.Складываю единицы…
-10 единиц это…
-Запишу…
-Запомню…, чтобы не забыть…
3.Десятков стало …, т.к…
4.Читаю ответ…
-Обратите внимание на 2 столбик 40-8.
-Послушайте, как объясню решение примера на вычитание.
1. Единицы нужно вычитать из единиц, но в числе 40 - 4 десятка и 0 единиц, т.е. нет отдельных единиц. Значит, нужно из 4 десятков взять 1 десяток. Из этих10 единиц будем вычитать 8 но, чтобы не забыть о том, что 1 десяток взят, поставим над цифрой 4 точку. Вычитаем единицы: 10 единиц – 8 единиц =2 единицы. Записываем 2 под единицами. Из 4 десятков взяли 1 десяток (об этом напоминает точка, осталось 3 десятка). Пишем 3 под десятками. Читаем ответ: разность равна 32.
Алгоритм решения примера на вычитание.
1. Пишу…
2. Вычту единицы…
- Это 10 единиц и дес.
- Надпишу над …
- Из 10 вычту …
3. Десятков осталось …
4. Читаю ответ…

Посмотрите в учебнике на странице 18 № 1. Попробуем решить примеры.
Что требуется сделать?
-Разбейте выражения на две группы. По какому принципу осуществили разбиение?
Выполним вычисления в тетради. Один ученик у доски с устным объяснением.
Запишите в тетради №1.
Вычисления производим столбиком.
– Что помогало выполнить вычисление верно?
-А какими способами мы можем проверить правильное решение примером?
Проверим.
Задача №2.
Прочитаем.
Когда Оля прочитала 40 страниц книги, ей осталось прочитать на 5 страниц меньше, чем она прочитала. Сколько страниц в книге?
- О ком говорится в задаче?
- Что Оля делала?
- Сколько страниц она прочитала?
- Сколько страниц осталось прочитать?
- Какой вопрос в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Почему?
- А это можем узнать?
- С помощью какого действия?
-Знаем, сколько прочитала и сколько осталось.
-Теперь можем ответить на вопрос задачи?
-Какое действие будет следующим?
-Какой ответ получим?
-Молодцы, вы отлично справились.
Задача №3.
Прочитайте задачу.
-О ком говорится в задаче?
-Купюры, какого достоинства у Кати?
-Что она сделала?
-Что требуется найти?
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
-А можем узнать? Как?
-Знаем, сколько денег было и сколько истратила. Как найти сколько осталось?
-А как еще можно решить данную задачу?
-Получилось 3 способа.
№ 4 выполните самостоятельно. Один ученик у доски.
Проверим.№6.
Прочитайте задание.
Реши уравнения.
-Рассмотрим 1 уравнение.
х – 9 = 4.
Запишите решение в тетрадь.
-Следующие уравнения решите самостоятельно. Что получилось?
Решим примеры под вопросительным знаком.
Каков порядок выполнения действий в выражениях, содержащих скобки?
Без скобок?
Найдите значения выражений самостоятельно.
Какой ответ получили в первом примере? Во втором? В третьем?
1.Пишу единицы под единицами.
2.Складываю единицы 2+8=10. 10 единиц это 1 десяток и 0 единиц. Запишу 0 единиц под единицами. Запомню 1 десяток, чтобы не забыть надпишу 1 над десятками первого слагаемого или стрелочку.
3.Десятков стало 4 т.к. 3 да 1 четыре.
4.Читаю ответ: значение сумы чисел тридцати двух и восьми равно сорока.
Вычисли с объяснением. Проверь вычисления разными способами.
Первая группа примеры на сложение, вторая группа на вычитание.
635014859007302591440 73
139700191770 7
80
1.Пишу единицы под единицами.
2.Складываю единицы 3+7=10. 10 единиц это 1 десяток и 0 единиц. Запишу 0 единиц под единицами. Запомню 1 десяток, чтобы не забыть надпишу 1 над десятками первого слагаемого или стрелочку.
3.Десятков стало 8 т.к. 7 да 1 восемь.
4.Читаю ответ: значение сумы чисел семидесяти трех и семи равно восьмидесяти.
80
1905-31750 7
6350-31750 73
1.Пишу единицы под единицами.
2.Вычту единицы. 80 это 0 единиц и 8 десятков. Возьмем из 8 десятков 10 единиц. Поставим над цифрой 8 точку, чтобы не забыть, что 1 дес. мы заняли. Из 10 вычту 7, получится 3. Запишу под единицами.
3. Десятков осталось7.
4.Читаю ответ: значение разности восьмидесяти и семи равно семидесяти трем.
635014859007302591440 56
139700191770 4
60
1.Пишу единицы под единицами.
2.Складываю единицы 6+4=10. 10 единиц это 1 десяток и 0 единиц. Запишу 0 единиц под единицами. Запомню 1 десяток, чтобы не забыть надпишу 1 над десятками первого слагаемого или стрелочку.
3.Десятков стало 6 т.к. 5 да 1 шесть.
4.Читаю ответ: значение сумы чисел пятидесяти шести и четырех равно шестидесяти.
90
1905-31750 9
6350-31750 81
1.Пишу единицы под единицами.
2.Вычту единицы. 90 это 0 единиц и 9 десятков. Из 9 дес. возьмем 10 единиц, поставим точку над цифрой 9, чтобы не забыть, что мы заняли 1 дес. Из 10 вычту 7, получится 3. Запишу под единицами.
3. Десятков осталось7. Об этом напоминает точка.
4.Читаю ответ: значение разности восьмидесяти и семи равно семидесяти трем.
Алгоритм.
Вычитанием, другим способом сложения.

73+7=70+(3+7)=70+10=80
80-7=70+(10-7)=70+3=73
56+4=50+(6+4)=50+10=60
60-4=50+(10-4)=50+6=56
60-56=4
90-9=80+(10-9)=80+1=81
90-81=9
Об Оле.
Читала книгу.
40 страниц
На 5 страниц меньше, чем она прочитала.
Сколько всего страниц в книге?
Нет. Не знаем, сколько страниц осталось прочитать.
Да.
Вычитания.
40-5=35 (с.) – осталось прочитать.
Да.
Сложение.
40+35=75 (с.) – всего страниц в книге.
Ответ: 75 страниц.
У Кати было 10 р. и 50 р. Она истратила 8 р. Сколько денег осталось у Кати?
О Кате.
10рублей и 50 рублей
Истратила 8 рублей
Сколько денег осталось у Кати?
Нет. Мы не знаем, сколько всего денег было у Кати.
10+50=60 (р.) – было у Кати.
Вычитанием.
60-8=52 (р.) – осталось у Кати.
Из 10 р. вычесть 8 р. и прибавить 50 р.
50+(10-8) = 52 (р.) – осталось у Кати.
И наоборот:
(50-8) + 10 = 52 (р.)-осталось у Кати.
21355051358900109728012636501049655173990020878801835150157353018351505276851822450781051168400304801835150 32 64 74 98 86
48 23 18 65 14
80 41 92 33  100
Неизвестно уменьшаемое, чтобы его найти нужно к разности прибавить вычитаемое.
х-9=4
х=4+9
х=13____
13-9=4
4=4
Ответ:13
у + 7 = 15 35 – х = 30
у = 15 – 7 х = 35 - 30
у = 8 х = 5_____
8+7=15 35-5=30
15=15 30=30
Ответ: 8 Ответ: 5
Сначала выполняют действия в скобках
Слева направо
63-(5+8)=50; 68 – 20 +2 = 50; 80 – 32 = 48
V. Рефлексия деятельности.
Итог урока.
1 мин Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 18 № 2, №5
-Давайте вспомним, какие примеры мы сегодня научились решать?
-Какие задачи мы ставили?
-Выполнили мы их?
-Каким образом?
-Как же поступить, если нельзя из единиц уменьшаемого вычесть единицы вычитаемого?
-Оцените свою деятельность на уроке.
У каждого на парте кружочек, нарисуйте на нем смайлик, соответствующий вашему настроению.
Веселый - я был активен, у меня все получилось.
Нейтральный – не совсем все получилось, был не очень активен.
Грустный – я не работал, у меня ничего не получилось.
Поднимите вверх веселые смайлы, нейтральные, грустные. Почему вы нарисовали именно такой смайл?
-Вы отлично поработали. Молодцы! Урок окончен. Научиться записывать данные вычислительные приемы в столбик.
Ответы детей.
Занять 10 единиц у десятка.
Подпись: Оценка:
Учитель:___________ -за подготовку:___________
Методист:___________ -за проведение:___________
-самоанализ:_____________