Тренинг по теме: Занятие 1: Сущностная характеристика обучения тому, как учиться. Действия учителя по развитию способностей учеников к обучению тому, как учиться Занятие 2: Концентрация внимания и педагогических усилий на личности каждого ученика о


Неделя 2 День 8-9 Занятие 1-2
Тема
занятия Занятие 1: Сущностная характеристика обучения тому, как учиться.
Действия учителя по развитию способностей учеников к обучению тому, как учиться
Занятие 2: Концентрация внимания и педагогических усилий на личности каждого ученика; оказание помощи ученикам в обучении тому, как учиться. Концентрация внимания и усилий на методах и подходах в вопросе обучения тому, как учиться.
Цель Учителя изучат условия и факторы, способствующих формированию учеников как саморегулируемых личностей, способных к осознанному обучению, самоуправлению своими эмоциями, мотивацией и процессом социального взаимодействия. Учителя сделают анализ методики развиттия детей как саморегулируемых учащихся, осознающих своё обучение и способных к самоуправлению своими эмоциями мотивацией и социальным взаимодействием.
Результаты
обучения Учителя сделают вывод о сущности и значимости саморегуляции в обучении.
Проведут наблюдение и оценивание поведения учеников, характерное для саморегулируемого обучения. Также учителя проанализируют аспекты практической работы, содействующих саморегулируемому обучению. Учителя выработают рекомендации по развитию навыков саморегулируемого обучения.
Ключевые
идеи Ученики младшего школьного возраста при обеспечении соответствующих условий способны принимать ответственность за свое обучение.
С раннего возраста дети осознают процесс своего обучения, умеют организовать собственный подход к обучающим заданиям и положительно позиционируют себя в качестве учеников.
Уровень развитости у ребенка саморегулируемых и метакогнитивных способностей является ключевым показателем его потенциальной успешности в процессе обучения, достижение которой возможно при условии высококвалифицированной педагогической практики учит. Ученики младшего школьного возраста, при обеспечении соответствующих условий, способны принимать ответственность за своё обучение. С раннего возраста дети осознают процесс своего обучения, умеют организовать собственный подход к обучающим заданиям, и положительно позиционируют себя в качестве учеников. Уровень развитости у ребёнка саморегулируемых и метакогнитивных способностей является ключевым показателем его потенциальной успешности в процессе обучения, достижение которой возможно при условии высококвалифицированной педагогической практики учителя.
Ресурсы Руководство для учителя, раздаточный материал
Дополнительное чтение Руководство для школьного тренера
Заметки тренера
Время Деятельность тренера Деятельность
слушателей Оценивание Ресурсы
10 мин Д/З20мин
15 мин.
5 мин
5 мин
20мин
15 мин Обратная связь:
Возникли ли сложности при выполнении дом. задания?
Как вы думаете почему?
Кто из коллег помог или может помочь разобраться в этом вопросе?
1.Упражнение на активизацию внимания:
Список слов (15 картинок). В течение одной минуты предлагается коллегам запомнить слова. Узнать, кто больше всего запомнил слов.
2. Обратная связь:
По какому принципу шло запоминание слов.
Что даёт данный вид работы?
Что было сложным? Почему?
Овечая на вопросы о чём вы рассуждали(говорили)
(вы сейчас говорите о собственных возможностях, т.е размышляете о том как вы мыслите)
3. Целеполагание
Слушатели встают в круг и начинают говорить по одному предложению по кругу (вправо от тренера).
Слушатели запоминаю слова, показанные на доске. По команде тренера в течение 1 минуты восстанавливают список слов, предложенных раннее.
Отвечают на вопросы
Ставят цели
.
Интерактивная доска и презентация
4.Просмотр ролика «Урок бабочки»
https://www.youtube.com/watch?v=cNE_D5FENUY
какие чувства,эмоции возникли у вас . соотнесите с темой занятия
Всегда ли мы даем детям возможность делать самостоятельные шаги в обучении или самим делать выводы по тем или иным вопросам? Почему?
- Каких школьников вы можете назвать самостоятельными?
вывод: ученики должны учиться обучению, т.е нам необходимо развивать способности саморегулирования.
5.Мозговой штурм
-Как вы думаете, что такое саморегуляция.слайд 8-11
6.Деление на группы
Каждый участник вытягивает слово- стимул, побуждение, интерес, увлечение усвоение, понимание, изучение, освоение связь, диалог, беседа, дружба. переживание, чувство, страх, настроение и рассаживаются по группам .
МОТИВАЦИЯ – стимул, побуждение, интерес,
ПОЗНАНИЕ – усвоение, понимание, изучение,
ОБЩЕНИЕ – связь, диалог, беседа,.ЭМОЦИЯ – переживание, страх, настроение.
Проверьте все ли на своём месте
7.
Тематическое упражнение:
Составление модели развития саморегулирования
Разрезанный проверчный лист развития самостоятельного обучения детей 3 – 5 лет распределить в моделях развития саморегуляции (эмоциональный, когнитивный социальный, мотивационный).
Для подсказки: Раздаточные материалы стр. 150.
8. рефлексия «+ - ?» Высказывают мнения.
Слушатели отвечают на вопросы.
Делятся на 4 группы.
Распределяют действия детей в четырёх моделях саморегуляции ( каждая группа получает отдельные листки с заданием) Проверяют себя по шаблону
Листки с заданием и проверочный лист самостоятельного обучения детей от 3 – 5 лет.
Перерыв.. 10 мин
15мин 2 сессия
1.Разминка ДВА ДЕЛА
Описание упражнения
Доброволец-водящий садится на стул, в упражнении одновременно с ним участвуют еще три человека. Один из них садится напротив водящего и начинает совершать какие-либо движения, постоянно меняя их. Тот исполняет роль «живого зеркала», повторяя все эти движения. Два других участника в это же время садятся от него по бокам и начинают в быстром темпе
поочередно задавать ему какие-либо вопросы. Водящий должен, не прекращая копирования движений, отвечать на эти вопросы, по возможности логично и впопад. Упражнение продолжается 1 — 2 мин, потом на роль водящего приглашается следующий доброволец.
Смысл упражнения
Тренировка умения распределять внимание между несколькими действиями, уверенно вести себя и не теряться в ситуациях «информационной перегрузки», когда разнородная информация, требующая немедленной реакции, поступает сразу из не-
скольких источников. Полезно рассказать участникам, что создание такой «информационной перегрузки» — один из излюбленных приемов манипуляторов, стремящихся «задурить голову» человеку, лишить его возможности принять самостоятельное и осмысленное решение.
Обсуждение
Что вызывало затруднения при выполнении этого упражнения, а что помогало распределить внимание и успешно справляться сразу с несколькими делами? Когда в жизни возникают ситуации, требующие восприятия информации одновременно из нескольких источников и быстрой реакции на нее? Можете ли
вы привести примеры из жизненного опыта, когда на человека специально обрушивают сразу слишком много информации, что-
бы он растерялся, утратил возможность здраво мыслить? Что можно порекомендовать себе и другим людям, чтобы не растеряться, если вдруг возникнет такая ситуация?
Обрартная связь:
На что направлен данный комплекс выполнения заданий?
Деление на группы:Расположитесь за столами так, чтобы за каждой партой было 4 человека
2.Просмотр видеоклипов, демонстрирующих четыре аспекта независимого обучения/ саморегулирования:
Надеть куртку.
Сделать мороженое.
Клипборды.
В офисе.
Каждое видео отобрано для иллюстрации поведения саморегулирования по отношению к категориям, адаптированным Мартой Бронсон.
Задание группам: сделать записи по результатам их наблюдений , проанализировав признаки – характеристики и определить к какому аспекту саморегулирования относится их видеоролик (эмоциональная, социальная, познавательная, мотивационная)
1 гр – Надеть куртку - эмоциональная
2 гр – Сделать мороженое - социальная
3 гр – Клипборды - познавательная
4 гр – В офисе - мотивационная Повторяют за тренером движения.
Отвечают на вопросы тренера.
Делятся сами на группы
Просматривают видео выполняют задание, определяют аспекты саморегулирования.
Видеоролики по темам: «Надеть куртку» и т.д.
40мин 3.Составить «Концептуальная карта по саморегуляции»
- у вас возникли вопросы.(перед вами возникла проблема?
-как можно решить эту проблему?
-Как вы думаете, что необходимо сделать вам для того чтобы составить концептуальную карту? (отыскать информацию как составлять карту, углубиться в понятие метапознание: руководство для учителя с. 103-129)
Задача:
Концептуальная карта поможет вам организовать свои мысли и удачные идеи после мозгового штурма для любого творческого проекта. Концептуальные карты – отличное наглядное пособие, потому что дает возможность увидеть, как множество тем и процессов связаны друг с другом. Концептуальные карты обычно делаются так: слово обводится в квадрат или овал, от него рисуются стрелки, связывающие его с другими словами, показывая взаимоотношения между этими предметами.
Самые распространенный типы концептуальных карт – карта иерархий, карта связей («паук»), карта схемы потоков.
Предварительно найти инструкцию написания в интернете.
1 гр – Карта иерархий
2 гр – Карта связей ( «паук»)
3 гр – Карта схемы потоков.
Защита постеров ( 20 минут)
Составляют алгоритм действий для выполнения задания
«Две звезды , одно желание» Постеры (4)
ноутбуки
15мин
Написание рефлексивных листков:
Чем занимались?
Что получилось/не получилось?
Что я должен сделать для того, что бы устранить пробелы в работе ( 10 – 15 мин)
Шеринг:
«Какие изменения произошли в понимании сути обучения тому, как обучаться »
Какие изменения произошли в теоретическом обосновании по данной теме?
Что было сложным в понимании, что было легко уяснить?
Какие остались вопросы?
Рефлексия «Лестница»
Упражнение «Прощание» каждый по очереди будет не спеша выходить из класса. Все на прощание говорят различные пожелания ндивидуально зачитывают по просьбе тренера ( каждый третий от каждой группы). листки для написания рефлексии.
Приветствие . Образовать два круга лицом друг к другу. Я буду называть ситуации, а вы этим способом должны поздороваться друг с другом: пришли на деловую встречу, встретили лучшего друга, проезжаете мимо в машине, встретили давнего товарища, приехали в гости бабушке, военнослужащий с военнослужащим. Понравилось ли вам приветствие. почему
МОТИВАЦИЯ
– стимул, побуждение, интерес,
ПОЗНАНИЕ
– усвоение, понимание, изучение,
ОБЩЕНИЕ
– связь, диалог, беседа,.ЭМОЦИЯ
– переживание, страх, настроение.