Тренинг на тему: «Сущностная характеристика диалогического обучения. Методика использования беседы на уроках в целях повышения качества обучения»


Неделя 1 День 8 Занятие 19-20Тема
занятия Занятие 1: Сущностная характеристика диалогического обучения.
Занятие 2: Методика использования беседы на уроках в целях повышения качества обучения.
Общие цели Учителя проанализируют способы внедрения диалогических подходов в преподавание как части эффективной практики, посредством, к примеру, применения метода опроса и работы в малых группах.
Результаты
обучения Учителя сформируют свои собственные идеи о методике эффективного использования беседы как формы, способствующей индивидуальному обучению, включая применение опроса и работы в группе.
Ключевые
идеи: Беседа является мощным инструментом, с помощью которого учителя могут помогать и развивать обучение учащихся. Посредством использования диалога в классе, учителя могут существенно влиять на качество обучения учащихся. Искреннее стремление учителя изучить знания и идеи учащихся способствует большей вовлеченности учеников в обучение. Следуя данному типу мышления, диалогические подходы (опрос, работа в малых группах) обладают значительным потенциалом для развития обучения учащихся.
Ресурсы Дополнительное чтение Домашнее задание Заметки тренера
Время Задание\Деятельность тренера\микроцелиДеятельность
слушателей Оценивание Ресурсы
Сессия 1
15 минутУпражнение на активизацию внимания.
Построение. Игра «Что в чудесном мешочке?»
Разминка направлена на отработку навыков невербального общения, развивает артистические способности участников, формирует умение задавать вопросы.
«Сейчас мы с вами будем строиться. Но это будет необычное построение. Вам придется строиться молча. Вообще запрещено издавать любые звуки. Жесты и мимика позволительны без ограничений. Первое задание — построиться по росту».
Тренер засекает время, затем сообщает группе, сколько ушло времени на выполнение команды и, проверяет правильность исполнения.
«Следующее условие — построиться по цвету волос, от светлого к темному (процедура повторяется)».
«У меня есть чудесный мешочек. Но он может раскрыться и показать, что в нем есть, только если вы сумеете отгадать, что это за предмет. Для этого нужно у меня спрашивать об этом предмете, а я буду отвечать на ваши вопросы. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они вам помогли узнать о нем как можно больше».
(в мешочке зеркало).
Получают заряд энергии, отрабатывают навыки невербального общения, развивают артистические способности.
Ставят себе цель. Заполняют лист дня. Обратная связь на 2-3 цели. Секундомер, мешочек, зеркало.
5 минутДеление на 4 группы «Собери фразу»
Собирают афоризмы и делятся на группы Наблюдение за умением взаимодействовать в группе. Карточки с афоризмами.
(приложение 1)
25 минут Обсуждение материалов о поощрительных беседах и определение типов бесед.
Работают с раздаточным материалом «Три типа разговора». Изучают особенности каждого вида беседы, определяют типы бесед, предложенные каждой группе. Записывают свои идеи и обсуждают их в группе. Презентуют работу другим участникам.
Наблюдение за умением взаимодействовать в группе.
- Инструкция по работе в группе
- Руководство по организации работы в группе.
Пять примеров беседы.
(приложение 2)
Постеры, маркеры.
20 минут Подход, основанный на совместной работе:
- Использование вводной презентацию Нила Мерсера для объяснения материалов исследования.
- Постановка учителями вопросов и письменное их фиксирование на стикере.
Просматривают презентацию, индивидуально ставят вопросы и фиксируют их на стикере. Обратная связь на вопросы 2-3 участников Образовательная платформа. - Презентация: Использование диалога,
стикеры25 минут Работа в группах.
- Предложение учителям, работающим в малых группах, разработать диаграмму исследовательского характера для рассмотрения препятствий, возникающих при использовании беседы учителями в классе.
Записывают свои идеи и обсуждают в группе. Презентуют работу другим участникам. Наблюдение за умением взаимодействовать в группе. Обратная связь постер от группы.
Лист А3, маркеры
Сессия 2
10 минут Упражнение высокой активности.
Однажды в автобусе
Подвижная и веселая разминка. Может применяться в любой части тренинга или после обеда. Способствует повышению групповой динамики. Тренер делит участников на две группы и просит стать в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и наружный круги.
«Внутренний круг —это «билетики», а наружный — «пассажиры». Каждый пассажир имеет только «свой» билетик, стоящий напротив него. В центре стоит «заяц»-безбилетник».
Если число участников четное, тренер может сам исполнять роль «зайца».
«По команде «Поехали» круги начинают вращаться в противоположные стороны.
По команде «Контролер» пассажиры начинают искать свои билетики, а «заяц» имеет право поймать любой «билетик». Пассажир, оставшийся без билета, становится „зайцем"».
Получают заряд энергии Наблюдение за умением взаимодействовать в группе. 10 минут Индивидуальная работа.
Определение степени Вашей вовлеченности в использование диалогических подходов.
Оценка текущей практики: как обычно вы ведете беседу с классом?
Рассматривают степень занятости, которую используют в диалоговых подходах изо дня в день при работе с классом. Рассмотреть собственный процесс развития. Самооценивание завершения работы. Таблица
(приложение 3)
10 минут Стратегия «Горячий стул».
- Каково, на Ваш взгляд, процентное соотношение объема времени, когда говорите вы, ко времени, когда говорят ученики в процессе урока?
- Как часто ученикам предоставляется возможность поговорить со своими одноклассниками во время урока?
- Как часто ученики имеют возможность задавать друг другу вопросы?
- Какой порядок установлен Вами в классе для предоставления возможности ученикам задавать друг другу вопросы? Какие методы Вы используете для этой цели?
- Насколько комфортно Вы будете себя чувствовать, если Ваши ученики не будут сидеть строго на своих местах в процессе урока?
На стул садится участник, который отвечает на заданные по теме вопросы
15 минут Что такое активный и пассивный класс?
Стратегия «Автобусная остановка» по 5-7 минут на каждую остановку.
Работают с раздаточным материалом, рассматривают и заполняют таблицу. Записывают свои идеи и обсуждают их в группе (группе не повторять написание понятий).
Обратная связь постер от группы. Таблица
(приложение 4)
20 минут Для чего нужны вопросы?
1 задание Вопросы – это тот инструмент, который мы часто используем, чтобы помочь нашим ученикам продумать сложную проблему или спорный вопрос. Наши вопросы должны быть тщательно разработаны, иначе мы не получим от учеников предполагаемый результат.  Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Я раздала Вам  «Ромашку Блума», внимательно рассмотрите. Эти вопросы связаны с  классификацией уровней познавательной деятельности Б. Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов. 
ВоспроизведениеПростыеКто? Когда? Где? Как?
ПониманиеУточняющиеПравильно ли я понял..?
ПрименениеПрактическиеКак можно применить..?Что можно сделать из..?
Анализ Интерпретационные Почему?
Синтез Творческие вопросы Что будет, если..?Оценка Оценочные Как вы относитесь ? 
Каждый из Вас, я думаю,  помнит из детства  сказки, и сегодня давайте вспомним сказки. Составьте вопросы по сказке «Курочка Ряба» - 1 группа, «Колобок» - 2 группа, «Репка» - 3 группа, «Красная шапочка»- -4 группа, «Маша и медведь» - 5 группа  с использованием таксономии Блума.
Учителя рассматривают модели вопросов и заданий по таксономии Б.Блума, определяют уровни познания и мышления, составляют вопросы с использованием  таксономии Блума. 
Обратная связь постер от группы. Ромашка Блума,
постер, маркеры
10 минут 2 задание Раздаются вопросы к басне   «Стрекоза и Муравей».  Группам нужно разложить все вопросы по Таксономии Блума.
Обсуждают и классифицируют вопросы в соответствии с таксономией БлумаСравнение с эталоном Таблица
(приложение 4)
10 минут Задание 1Видео «Открытые вопросы»
Задание 2 Задача
Знак вопроса по своей форме напоминает рыболовный крючок. Любой знает, что с его помощью можно поймать рыбу. Но у каждого ли это получится? Для тех, кто-то сомневается, что умение задавать вопросы требует дополнительного развития, предлагаю задачку про Джона и Билла:
Джон и Билл находились в комнате. Хлопнула дверь. Раздался звук разбитого стекла. Джон посмотрел на Билла. Билл был мертв. Отчего почил Билл? 
Чтобы найти решение, разрешается задавать любые вопросы, кроме основного, значащегося в конце текста задачки. Тренер отвечает на них честно, но не развернуто. Кто-то из участников начнет гадать, кто-то станет вспоминать схожие ситуации из фильмов. Но победит тот, кто лучше всех умеет задавать вопросы! 
Просматривают видео
Находят решение задачи, задавая открытые вопросы тренеру. Наблюдение за умением задавать открытые вопросы. Образовательная платформа
5 минут Рефлексия «Для меня сегодня самым ценным было…, потому что…» Записывают на стикерах