Тренинг по теме Сущностная характеристика критического мышления

Неделя
День 11
Занятие 1-2

Тема
занятия
Занятия 1–2: Сущностная характеристика критического мышления.

Цель
Учителя сделают вывод о важности и актуальности критического мышления
в 21 веке.


Результаты
обучения
Учителя разработают свои подходы к развитию критического мышления на
своих уроках.


Ключевые
идеи
Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке,
анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения,
опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить
основанием к действиям.

Ресурсы
Книга «Раздаточные материалы», прочитать текст из книги Д. Халперн «Рабочее определение Критическое мышление», ролик «Мышление богатого и бедного человека» карточки, картинки,


Дополнительное чтение
А. М. Баннов «Учимся думать вместе», Загашев И.О., Заир-Бек С.М., Муштавинская И.В. Учим детей
мыслить критически.





Заметки тренера
Время
Деятельность тренера
Деятельность
слушателей
Оценивание
Ресурсы

9.00-9.45
Упражнение на активизацию внимания.
Участники группы садятся в круг.
Инструкция: «Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются , т. е. если вам, например, досталась карточка, на которой написано"красный", то вы знайте, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет».(банан, огурец, слива, вишня, яблоко, абрикос, рис, помидор, киви, лимон, солнце, баклажан, малина, фундук, черешня, капуста)
В конце упражнения тренер предлагает объединиться в группы тем, кому достались одинаковые цвета. Объединение в группы происходит молча. После того как группы образованы, каждая группа по очереди говорит, какой у них цвет.
- Что помогло вам объединиться в группы?
- Что вам мешало?
- Каким образом данное упражнение связано с темой нашего занятия.
Объявление темы занятия, темы, ожидаемого результата.
-Чего вы хотите достичь на протяжении учебного дня?

Если маленькая группа Упражнение «10 слов» сапожник, орехи, булка, банк, сельдерей, парикмахер, ножницы, бананы, комар, корреспонденция. Необходимо классифицировать предложенные слова, разделив их на три группы по собственному принципу. Затем попытаться в одном предложении связать между собой не менее трех слов из разных групп. Для связи слов можно использовать различные предлоги и союзы.
- каким образом вы разделили слова?
-Что помогло, мешало?

Анализ визуальных и устных данных.
Каждой группе предлагается разрезанная картинка. Группе необходимо за 3 мин собрать картинку. (люди с фруктами, овощами)
- Что вы можете рассказать об этой картинке? Составить рассказ за 10 мин.
Презентовать. 5 мин на каждую группу
- что помогало выполнять задание? С какими трудностями столкнулись?
3. Сравнение, синтез и применение.
Найти как можно больше сведений в интернете об изображённом фрукте или овоще на картинке. Собрать воедино полученную информацию презентовать. (20 мин)
- Насколько важно проведение подобного задания.
Внимательно слушают инструкцию, выполняют задание, объединяются в группы










Объединяются в группы















Собирают картинку из разрезанных частей



Работают с ресурсами Интернет, презентуют собранный материал



































ФО - Что помогло вам объединиться в группы?
- Что вам мешало?



















ФО - что помогало выполнять задание? С какими трудностями столкнулись?


ФО Самооцнивание
- Насколько эффективно удалось выполнить задание?
Карточки с названием цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий)
















































Разрезанная картинка, клей, бумага



Интернет

9.45-10.00
Перерыв. Кофе-брейк.




10.00-10.45
Упражнение «Мусорная корзина» ведущий раздает участникам листочки и (если необходимо) ручки, в центр круга ставится мусорная корзина.    Ведущий обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину.    Ведущий опрашивает добровольцев: кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки.    В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место). (5 мин)
Мозговой штурм по теме «Критическое мышление».
Цель: формирование у коллег понимания понятия «Критическое мышление»
Вопрос 1. - Попробуйте дать определение понятию «критическое мышление». (Педагоги выдвигают идеи )
Вопрос 2. – Как вы думаете, какие из названных вами методов являются наиболее эффективными. (Анализ и классификация)
. Составьте кластер «Критическое мышление»
Презентация.
- Оцените работу группы по стратегии «Две звезды одно пожелание»
( 15 мин)
Чтение текста
Предлагает прочитать текст из книги Д. Халперн (приложение ) (10мин)
- Что бы вы хотели добавить в свой кластер после прочтения текста. (5 мин)
4. Упражнение «Линейка» (социометрия). Предлагаю измерить путь продвижения нашей группы с помощью линейки. Прислушайтесь к себе, найдите на линейке то значение, которое на ваш взгляд соответствует вашему состоянию, и наклейте цветной стикер с вашим именем на деление».
-Насколько вам понятна тема? (1мин)
5. Предлагаю задать мне 1 интересующий вас вопрос по теме. (5 мин)
6. Спрашиваю о том, все ли согласны очистить «мусорное ведро», которое было наполнено в начале занятия. Почему? (3 мин)

Пишут на листах негативные эмоции




Желающие делятся своими мыслями



Выдвигают идеи

Анализируют и классифицируют идеи
Составляют и презентуют кластер
Задают друг дугу вопросы

Читают текст, вносят дополнения в свой кластер

Определяют уровень понимания на линейке









ФО.
















ФО «Две звезды одно пожелание»











ФО. Самооценивание

Корзина, листы бумаги


















Постер, маркеры











Текст
Изображение линейки

10.45-11.15
Перерыв. Обед.




11.15-12.00
1.Упражнение «Скульптор» Это упражнение позволяет участникам применить креативное мышление в решении поставленной задачи. Для проведения этого упражнения необходимо несколько помещений (или одно большое), чтобы подготовить игроков. Предлагаю выйти 4, кто считает себя смелым, затем красивым (становятся за смелыми, потом все за ними), умными, добрыми, весёлыми, творческими, остались скромные.
«Каждой группе необходимо в течение 10-15 минут подготовить и показать «скульптуру» на заданную тему, причем в ней должны быть задействованы все участники группы. Итак, задания для групп: первая готовит скульптуру под названием «Трудность», «Радость», «Размышление», «Любовь».
Тренер может самостоятельно задавать символику «скульпторам», увязав ее с тематикой тренинга. Другой группе необходимо угадать название, объяснить почему они так думают.
Просмотр видеоролика «Мышление богатого и бедного человека» с остановками. (видеоанализ)
Первая часть просмотра до с 0.13до3.16 мин.
Вопрос: - как вы думаете какая идея пришла в голову Пабло?
Просмотр до 3.49мин
- Как отреагировал Бруно?
Просмотр 5,43мин.
- Как вы думаете чем закончилась история?
Просмотр до 7.05. (25 мин)
- Что бы произошло, если бы люди не придумали водопровод?


Составляют скульптуру









Размышляют и дают ответ

Высказывают предположения.



выдвигают гипотезы


















- Что помогло создать скульптуру?








- Насколько было полезным это упражнение? Возможно ли применять на уроке? Каким образом?





















Мульт. Доска
видеоролик «Мышление богатого и бедного человека»

12.00-12.15
Перерыв. Кофе-брейк.




12.15-13.00
Работа с дидактическим материалом. (с.229-253) изучение страниц разделено по группам. (15мин)
Проиграть один из инструментов по теме сегодняшнего занятия ( 5мин)


Перекрестная дискуссия
– «Формирование критического мышления необходимо»
Коллеги заполняют левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы; обмениваются мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся им убедительными, продолжают заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, делают вывод.. (15 мин)







Рефлексия по стратегии"РАФТ"(5 мин)



Изучение инструментов инструментов обсуждения


Разрабатывают и проигрывают один из инструментов


Заполняют таблицу
Имя (имена) Дата


Формирование критического мышления необходимо

Аргументы за:


Аргументы против:


По подведенным итогам, я/мы думаем:


Потому что




Р(оль)Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему
А(удитория)Выяснение, кому может предназначаться данный текст
Ф(орма)Выбор жанра, формы повествования
Т(ема)Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем

Раздаточный материал








таблица








Листы бумаги, ручки




Рабочее определение критического
мышления
Из книги Дайаны Халперн
«Психология критического мышления»
Хотя специалисты по психологии и смежным с ней наукам предложили несколько определений термина критическое мышление, все эти определения довольно близки по смыслу. Вот одно из самых простых, передающее суть идеи: критическое мышление – это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, – такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. Другие определения дополнительно указывают, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решении, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи. Слово критическое, используемое в определении, предполагает оценочный компонент. Иногда это слово употребляется для передачи отрицательного отношения к чему-либо, например, когда говорят: «Она отнеслась к фильму весьма критически». Но оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата. Мечты, сны и прочие виды мыслительной деятельности, занимаясь которыми мы не преследуем определенной цели, не относятся к категории критического мышления. Точно так же не является критическим и мышление, которое стоит за нашими повседневными привычками. Например, когда мы встаем утром с постели, чистим зубы и идем знакомым путем в школу или на работу, наше мышление ориентировано на определенную цель, но практически не предполагает сознательной оценки действий, которые мы совершаем. Все это примеры ненаправленного, или автоматического, мышления. Хотя психология занималась изучением процесса мышления в течение почти всего своего более чем столетнего существования в качестве академической дисциплины, когнитивная психология, т. Е. Отрасль психологии, исследующая природу мышления и знания, в последние 20 лет играет в научной психологии поистине доминирующую роль. Когнитивные психологи ставят перед собой задачу изучить техники и стратегии, которые используются при решении задач, построении рассуждений и принятии решений. Также их интересует, каким образом эти способности зависят от интеллекта. Этот пристальный интерес к мыслительным процессам дал жизнь новой области психологии, которую стали именовать обучением когнитивным процессам. Ее задача – найти применение накопленным нами знаниям о процессах и механизмах человеческого мышления, чтобы помочь людям улучшить свои мыслительные способности. Например, изучая правильные и неправильные действия человека в различных ситуациях, психологи обнаружили, что спонтанный и интуитивный подход многих людей к решению различных проблем зачастую оказывается ошибочным. Более того, ученые нередко могут предсказать, когда неверное решение будет принято в силу самого характера задачи, а когда – из-за неверного понимания этой задачи решающим ее человеком. Знания, накопленные в этой области, уже находят применение на практике при решении многих практических задач – от обучения военных навыкам чтения карт до разработки компьютерных программ с удобным и понятным интерфейсом.
http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/education/supporting/2.1.html
Сайт Центра интенсивных технологий образования
Факультет повышения квалификации__










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3Љђ Заголовок 415