Сущностная характеристика критического мышления в преподавании


Неделя Дата 25.09.2016г Тренер Бержанова А.С. Место проведения
Тема: Сущностная характеристика критического мышления
Цель: Учителя сделают вывод о важности и актуальности критического мышления в 21 веке.
Результат обучения: Учителя разрабатывают свои подходы к развитию критического мышления на своих уроках.
Ключевые идеи: Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что в дальнейшем послужит основанием к действиям.
Ход тренинга
Этапы проведения занятия время- 90 мин
Действия тренера
Действия участников
Приветствие
Психологический настрой «Здравствуй, уважаемый!»
3 мин
Приветствие тренера, создание хорошего настроения Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.
Упражнение выполняется по кругу. « Давайте поприветствуем друг друга. Приветствие обращено к вашему соседу справа. Поздоровайтесь с ним: «Здравствуй, уважаемый (называете имя)!» и сопроводите это каким-нибудь жестом (прыжок, хлопок, поклон). Следующий участник также здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, посвященный ему, и добавляет свой. И так по кругу. Новые жесты повторяться не должны».
Деление на группы: Вызов, Осмысление, Рефлексия 1 мин
Вместе с коллегами определяет цели занятия, формирует группы. Занимают свои места в группе, распределяют роли в группах (тайм-кипер, лидер, наблюдатель, оценщик, скипер).
Просмотр видеоролика «Целеустремленный поросенок». 10 мин
Какие качества «поросенка» вам хотелось бы развить в своих учениках?
Коллеги отметили: целеустремленность, находчивость, сообразительность, настойчивость. Таким образом, мы пришли к теме.
Что такое критическое мышление? Заполнение таблицы ЗХУ (ЗУХ)
3 мин
Просмотр видеосюжета на тему: «Что такое критическое мышление?» 10 мин Заполнение таблицы ЗХУ (ЗУХ)
Задание 1. Составить кластер «Успешный ученик». 15 мин Защита постера. 10 мин
Задание 2. 1.Задание на размышление: что это может быть? На слайде дается изображение, слушателям необходимо угадать, что это и доказать свое предположение.
Какие навыки необходимы были при выполнении задания?
Почему было несколько предположений по заданию?
Какое предположение более убедительное и почему?
Выводы: почему данное задание связано с нашей темой дня?
2. Работа с фотографиями по теме «Путешествие и транспорт», как документальными источниками. Слушатели проводят наблюдение по фотографиям, классифицируют визуальные материалы, определяя связь между ними, готовят постеры:
Вариант А: классификация фотографий, определение взаимосвязи между предметами по исторической и географической категории;
Вариант В: самостоятельная разработка классификации данных, определение взаимосвязи по другим признакам: найти свой путь классификации;
Каждая группа выбирает свой вариант составления классификации данных материалов (фотографий)
Перед выполнением задания вырабатываются критерии оценивания:
определение взаимосвязи между предметами по исторической и географической категории; (5 баллов)
определение взаимосвязи по другим признакам: найти свой путь классификации; (10 баллов)
убедительная аргументация своей позиции на основе интерпретации полученной информации через наблюдение; (5 баллов)
отсутствие убедительной аргументации своей схемы классификации (0 баллов).
Задание 3. Стратегия «Галерея». Защита работ спикерами групп. На стене вывешиваются постеры, и спикеры групп знакомят работой другие группы.
Взаимооценивание работы групп на основе критериев и соответствующих баллов оценивания.
Выводы по заданию:
Какие поэтапно осуществлялись процессы при выполнении данного задания?
1 шаг………… (сбор информации через наблюдение)
2 шаг…………(интерпретация полученных данных)
3 шаг…………(выводы на основе анализа доказательств)
4шаг…………(корректирование предположений и гипотез)
На маркерной доске записывать ответы и подвести к выводам по процессу критического мышления.
Упражнение высокой активности 5 мин
"Если весело живется, делай так" - веселая и легкая игра, понравится детям разных возрастов и взрослым. Можно играть под музыку. Движения повторяются за ведущим. Перед каждым движением повторяется: "Если весело живется, делай так".
Движения могут быть любыми, например: два хлопка в ладоши перед грудью; два щелчка
пальцами; один хлопок над головой; три хлопка за спиной; прыжок, и так далее, что придумает ведущий в момент игры. Игра заканчивается тем, что при последнем исполнении песенки после слов "делай так" повторяются сразу все движения. 
Задание 4. «Мозговой штурм» (Задание 2) Участники в составе малых групп выбирают 1 фотографию из данных материалов и помещают ее на середине А4. Слушатели составляют возможные варианты вопросов по фотографии и записывают вокруг изображения. Обращается внимание слушателей на ресурс, где предлагаются различные вопросы: аналитические, на решение проблемы, на установление отличий и другие.
Стратегия «Посланник». Спикеры групп с вопросами идут в другие группы. Отмечается другой группой «самый лучший вопрос» и дается комментарий. Обсуждение в группе «самых лучших вопросов» и их классификация по уровню сложности.
Задание 5. Стратегия «Фотограф». Группа выбирает 1 фотографию и помещает на любой части листа А3. Дается задание: подумайте и представьте, что фотограф смог бы захватить в кадре справа или слева данной фотографии. Изобразите на листе А3.
Учителя обмениваются рисунками и дают комментарии работам групп.
Обратная связь по заданиям:
+1 чему вы научились, выполняя данные задания?
- 2 что было сложным в процессе этой работы?
!!! 3 вывода, которые вы сделали по заданиям.
«Подари конфету»
5 мин
Ведущий: Возьмите, пожалуйста, из коробки по одной конфетке и подарите ее тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе эту конфету, потому что ты самый...» Тем участникам, которым ничего не досталось, конфеты дарит ведущий, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого, которому он дарит подарок.
Выбирают конфеты, дарят друг другу