Конспект урока И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»


Тема: И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» . Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». РР. Сочинение. "Я к вам пишу..." (Письмо господину из Сан-Франциско)
ЦЕЛИ: изучить особенности композиции произведения, характеристику главного героя и автора-рассказчика; учитьхарактеризовать образ главного героя, определять роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте
ХОД МОДУЛЯ
УЭ1 Оргмомент.
Готовность  к модулю.
Сообщение  целей модуля.
УЭ2Вступительное слово учителя
Рассказ  Бунина «Господин из Сан-Франциско»  написан в 1915 году. Уже шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом. Пафос рассказа -  в ощущении неотвратимости гибели этого мира.
УЭ3Беседа  по содержанию текста.
 Образы-символы в рассказе
Как называется  океанский пароход, который везёт безымянного миллионера в Европу? («Атлантида».)
«Атлантида» - затонувший легендарный, мифический  континент, символ погибшей
цивилизации, не устоявший перед натиском стихии. Возникает также ассоциация  с погибшим в 1912 году «Титаником».
Океан, ходивший за стенами парохода, - символ стихии, природы, противостоящей
цивилизации.
Символичен образ главного героя. Господин из Сан-Франциско -  олицетворение
буржуазной цивилизации.
Образ главного героя.
Почему   герой лишён  имени? Как описывает его автор?
Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней
мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением..Найдите в тексте примеры этому.
Какие эпитеты употребляет Бунин. описывая внешность героя?
В господине нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого
богатства – осуществилась. но он не стал от этого счастливее. Только смерть проявляет в господине человеческие черты.
Найдите, как описывает автор умершего господина.
Как автор называет теперь главного героя?
Как меняется к нему отношение окружающих?
Общество в рассказе.
Пароход – последнее слово техники – является  моделью человеческого общества. Его
трюмы и палубы – это слои человеческого общества.
Проследите,  как живут пассажиры на разных этажах парохода. Сравните с
человеческим обществом.
Верхние этажи можно сравнить в раем, а «подводная утроба парохода» подобна
преисподней. Зачитайте, почему её можно сравнить с адом.
Эпизодические  герои рассказа – Лоренцо, абруццкие горцы  и др.
-    Найдите описание Лоренцо. Что его отличает от Господина?  
Чем отличается  жизнь горцев от жизни цивилизованного общества?
То, чем живут горцы – это и есть  истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих, но искусственных, мнимых ценностей «господ».
Есть ещё один герой, образ которого является обобщающим образом ничтожности и
тленности земного богатства и славы. Это тоже безымянный образ, в котором узнаётся некогда могущественный римский император Тиберий, который  последние годы своей жизни прожил на Капри.
УЭ4 Работа со статьёй учебника с. 45-47
В каких ещё произведениях Бунина поднимается  образ греха, в котором протекает жизнь человека?
Воздействие какого писателя и философа заметно в этих произведениях?
Как на примере судьбы Господина из Сан-Франциско  Бунин показывает, что «полый» человек  - создание механической цивилизации?
Какие примеры говорят об авторской иронии по отношению к герою?
УЭ5 Заключительное слово учителя.
В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка,
неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе, который был снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года: «Горе тебе. Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара  перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливают грозное предсказание, острое чувство кризиса цивилизации, обречённой на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии
РЕФЛЕКСИЯ
ОЦЕНИВАНИЕ
УЭ6 Домашнее задание:
Д.У Вопросы и задания с. 54.
С.У Прочитать «Чистый понедельник»
В.У х-КА Бунин «Господин из Сан-Франциско»