Урок.1 класс. Русский язык. Тема Деление слов на слоги


Конспект АМО-урока
Организационная информация
Автор урока: Сивова Вера Владиславовна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МАОУ «Экономический лицей»
Город/поселение: город Бердск
Предмет: русский язык
Класс, количество человек: 1А класс, 24 человека
Продолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: Перенос слов
Автор учебника, по которому ведётся обучение: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». 1класс. «Школа 2100»
Классификация урока: Урок ознакомления с новым материалом
Данный урок проводится в рамках раздела «Слово» (30 часов).
Учащиеся уже владеют понятиями «гласные буквы и их звуки», «согласные буквы и их звуки», «слово», «слог», «ударение». В рамках раздела это восьмой урок.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса: В 1А классе обучается 24 учащихся: 14 девочек и 10 мальчиков. Низкая познавательная активность учащихся при достаточно высоком уровне развитии познавательной сферы – специфика данного набора первоклассников. Дети исполнительны, но действуют только в рамках инструкции учителя. Активность и инициативу проявляют лишь единицы. Самостоятельность в работе над учебным материалом вызывает у большинства серьезные затруднения. Трудность в учебе испытывают 5 человек. Совместная работа в парах и малых группах позволяет создать на уроках комфортные условия для успешного развития личностных особенностей каждого ребенка.
Цели урока: Развить умение переносить слова в соответствии с существующими правилами.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Слог. Деление слов на слоги»;
- познакомить с правилами переноса слов на письме с одной строки на другую.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, аналитические способности, внимание, память, умение обобщать, делать выводы;
-развивать навыки сотрудничества. 
Воспитательные:
-воспитывать познавательный интерес к русскому языку;
- соотносить результат действия с поставленной целью.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:
Закрепят понятие слогообразующей функции гласной.
Актуализируют полученные знания при делении слов на слоги.
Приобретут знание правильного переноса слов с одной строки на другую при письме в простых и сложных случаях.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
1.Алгоритм действия при делении слов на слоги.
2.Правила переноса слов при письме.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока:
Мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в группах; картинки с солнышком и тучкой; демонстрационные карточки.
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Инициация – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность. АМО «Подари доброе слово»
Время проведения: 3 мин.
Происхождение метода: Адаптированный на основе АМО «Карусель»
Цель:
1.Создание благоприятного эмоционального начала урока.
2. Снятие напряжения во взаимоотношениях с одноклассниками.
3. Формирование ситуации доверия и готовности к совместной работе.
Необходимые материалы:
Возможно использование музыкального сопровождения
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения:
Дети встают парами в два круга: внутренний и внешний. Внутренний круг в процессе игры остается на месте, внешний круг перемещается по часовой стрелке. Встречаясь с каждой новой парой, учащиеся обращаются друг к другу по имени и дарят партнеру доброе слово. Если слова совпали, то каждый придумывает и дарит новое слово.
Примечание: Перед проведением упражнения дать детям возможность вспомнить добрые слова.
Добрый день, ребята. Я предлагаю начать наш урок с игры «Подари доброе слово». Сейчас ребята, сидящие за столами 1-ой, 2-ой и 3-ей команд встанут во внутренний круг, а остальные составят им пару во внешнем круге. При вращении нашей карусели вы, встречаясь с одноклассником, дарите доброе слово. Если ваши слова совпадут, то вам необходимо будет придумать и подарить другое слово.

Песня «Дружба – это не работа»Вхождение или погружение в тему. АМО «Фоторобот»
Время проведения: 10 мин.
Происхождение метода: Авторский
Цель:
1.Помочь первоклассникам сформулировать учебную задачу урока;
2.Развитие внимания, умение синтезировать слово из отдельных слогов.
Необходимые материалы:
Слова, составленные из слогов на листочках бумаги (предъявляются по одному слогу).
Предварительная подготовка:
Подготовить напечатанный материал.
Технология проведения:
- Беседа: Где используется фоторобот? Как составляют портрет человека?
-Сегодня мы будем составлять слова из слогов. Для этого вам нужно быть очень внимательными, запоминать каждый слог и правильно записывать его. Только в этом случае вы сможете узнать, какое слово спряталось в этих слогах.
Учитель демонстрирует сначала первый напечатанный слог, учащиеся записывают его, затем второй и т.д. (в зависимости от количества слогов в слове). Таким образом составляются и записываются все слова. После этого в группе обсуждаются составленные слова, учащиеся называют слоги, из которых они составлены. Для предъявления предлагаются слова:
ягода, зайка, коньки, касса, рисую, утюг.
Самопроверка. Слайд №1
-Какие слова получились? Из каких слогов состоит каждое из них?
-Как разделить слово на слоги?
-Для чего вам нужно уметь делить слова на слоги? Где вам может пригодиться это умение?
Примечание: метод помогает учащимся:
Развивать внимание.
Развивать умение анализировать нужность полученных знаний.
Метод формирования ожиданий. АМО «Солнышко и тучка»
Время проведения: 2 мин.
Происхождение метода: АМО «Солнышко и тучка»
Цель: Представление о степени готовности учащихся к работе над темой: ожидания, опасения.
Необходимые материалы: Для организации работы нужны картинки солнышка и тучки на каждого учащегося.
Предварительная подготовка: Подготовить картинки.
Технология проведения:
Ученикам предлагается написать на выбранной картинке свое имя и прикрепить ее к доске.
-Предположите, насколько успешной будет ваша работа, ваше сотрудничество в группе на уроке. Предлагаю выбрать одну из картинок и прикрепить ее на доску.
Примечание: Этот метод в развитии на уроке наглядно покажет, насколько учащиеся уверены в своих силах, и какова динамика этого фактора за урок.
Фаза 2 «Работа над темой»
Интерактивная лекция. Метод актуализации имеющихся знаний учащихся. АМО «Поймай ошибку»
Время проведения: 5 мин.
Происхождение метода: Адаптированный
Цель: Повторить способы переноса слов, в которых нет суффикса и приставки.
Необходимые материалы: Карточки с заданием для каждой группы.
Предварительная подготовка: Приготовить карточки для групп.
Технология проведения:
-Каждой группе выдается карточка, где написано предложение, в котором слова для переноса разделены с ошибками.
-Инструкция.
-Незнайка записал предложение, в котором разделил слова для переноса. Все ли правильно он сделал? Обсудите в группе. Если есть ошибки, исправьте их. Запишите верный вариант.
Карточка. Брод-ит ст-адо по луг-ам.
Самопроверка. Слайд №2.
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
-Завершающий вопрос: «Как перенести слово при написании с одной строки на другую?».
Метод проработки учебного материала. АМО «Инфо-карусель»
Время проведения: 15 мин.
Происхождение метода: АМО «Инфо-карусель»
Цель: Ознакомление с правилами переноса слов в особых случаях.
Необходимые материалы: Правила переноса слов в особых случаях (6 правил – по числу станций).
Предварительная подготовка: Подготовить карточки с правилами и заданиями для каждой станции.
Технология проведения: Учащиеся группами перемещаются от одной станции к другой, знакомятся с правилом этой станции и выполняют необходимые задания.
1 станция.
Правило. При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке. Пример: Аню-та.
Слова для работы: ёжики, яблоко, уроки, утюг, иголка.
2 станция.
Правило. При переносе слова нельзя переносить одну букву на другую строку. Пример: тан-цую.
Слова для работы: большая, синее, играю, моя, катаю.
3 станция.
Правило. Буква ь не переносится на следующую строку. Пример: пись-мо.
Слова для работы: люлька, мальчик, пыльца, пальцы, ручьи.
4 станция.
Правило. Буква ъ не переносится на следующую строку. Пример: отъ-езд.
Слова для работы: подъезд, подъём, въезд, съёмка, объём.
5 станция.
Правило. Букву й нельзя переносить на следующую строку. Пример: май-ка.
Слова для работы: чайник, пойми, тайна, Майя, майский.
6 станция.
Правило. Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом. Пример: кас-са.
Слова для работы: ванная, Анна, аллея, класс, сумма.
Примечание: на каждой станции есть слово-«ловушка»
Самопроверка Слайды №3-8.
Метод проработки учебного материала. АМО «Я могу»
Время проведения: 5 мин.
Происхождение метода: Авторский
Цель: Закрепление изученного материала.
Необходимые материалы: не требуются
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения:
-Найдите слова, которые вы записали в начале урока, разделите их для переноса. Результат обсудите в группах.
-Представитель от каждой группы у доски делит по одному слову для переноса.
-Почему нельзя разделить для переноса последнее слово?
-На какое правило нет слова? Допишите слово на это правило и разделите его для переноса.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Релаксация. АМО «Тряпичная кукла и солдат»
Время проведения: 2 мин.
Происхождение метода:АМО «Тряпичная кукла и солдат»
Цель: Снятие напряжения
Необходимые материалы: не требуется
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения:
По команде «Солдат» дети напрягают все мышцы тела. По команде «Тряпичная кукла» мышцы расслабляются.
Метод рефлексии. АМО «Солнышко и тучка»
Время проведения: 3 мин.
Происхождение метода: АМО «Солнышко и тучка»
Цель: Самооценка достижений работы на уроке
Необходимые материалы: картинки с солнышком и тучкой, оставшиеся у ребят после работы в фазе 1.
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения:
Подумайте, изменилось ли ваше состояние в сравнении с началом урока. Какую картинку вы бы сейчас прикрепили на доску?
Примечание. Если вариант выбора картинки в сравнении с началом урока изменился, необходимо уточнить у ребенка, почему это произошло.