Рабочая программа внеурочной деятельности Мастерская проектов


Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №» города Вологды
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
протокол №____ от___________
УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ «СОШ №»
____________/_______________ /
Приказ №_____






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

МАСТЕРСКАЯ ПРОЕКТОВ
(2-4 класс)




Учитель начальных классов
Надеждина Елена Валентиновна







г. Вологда
2013 год





Рабочая программа курса составлена на основе нормативно-правовой базы:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21.12.2012г. Одобрен Советом Федерации 26.12.2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Устав МОУ «СОШ №»
ООП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № »
План внеурочной деятельности МОУ «СОШ №» г. Вологды на 2014 - 2015 учебный год.
Пояснительная записка
Программа курса Мастерская проектов разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский и др.-3 изд.- М.: Просвещение,2013.-11с.- (Стандарты второго поколения) и методического пособия Р.И. Сизова, Р.Ф.Селимова Учусь создавать проект. – М.: Издательство РОСТ, 2014.- 64с: - (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект)
Данная программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Программа курса предназначена для учащихся 2-4 классов, интересующихся проектной и исследовательской деятельностью.
Основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Цель курса: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной деятельности.
Задачи курса:
формирование представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
развитие умений и навыков исследовательского поиска;
развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;
формирование коммуникативной компетентности;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности. Проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы основного общего образования. Проектная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их проектной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов, на 1 час в неделю, всего 102 часа.
Количество детей в группе – 10-12 человек.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся не только в учебном кабинете, но и в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Программа “Мастерская проектов” – общеинтеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Перспективная начальная школа», методику и программу проектного обучения обучения младших школьников авторов Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;

Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Программа “Мастерская проектов” – общеинтеллектуальной направленности. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-4 классов. Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю (102 ч.), длительность занятия 30 минут.

Характеристика основных планируемых результатов
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
 Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по проектно-исследовательской деятельности можно использовать следующие показатели:
- умение выделить проблему
- умение поставить цель исследования
- умение сформулировать гипотезу
- умение выделить объект исследования
- умение определить предмет исследования
- умение описать параметры и критерии предмета исследования
- умение подобрать соответствующие методы исследования
- умение подобрать инструментарий
- умение осуществить анализ результатов
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение  
  успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках  
  (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Планируемые результаты реализации программы:

Первый уровень результатов
(2 класс)
Второй уровень результатов
(3 класс)
Третий уровень результатов
(4 класс)

предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.


По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать:
действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;
гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
деятельность по самостоятельному исследованию;
выберутся методы исследования;
последовательное исследование;
зафиксированные полученные знания (соберется и обработается информация);
проанализированный и обобщенный полученный результат;
подготовленный отчет – сообщение по результатам исследования;
публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
организацию экспресс – исследования, коллективного и индивидуального; 
результаты на мини - конференциях, семинарах не менее 50%;
включение в конкурсную защиту творческих проектов,  среди учащихся 5 класса не менее 10%;
интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.



Содержание программы
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути проектной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей ипроектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного
материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Содержание программы 1 год обучения
Тема: «Введение в проектно-исследовательскую деятельность»
Всего 17 часов

1
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

2
Проект? Проект!
Вводный инструктаж.

3
Практическое занятие №1.
Игра «Ассоциации»
Основные понятия проектной деятельности.

4
Выбор темы проекта.
Ты-проектант.

5
Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями
Выбор помощников в работе над проектом. Правила групповой работы.

6
Этапы работы над проектом

7
Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

8
Практическое задание №2. Три способа группового взаимодействия.

9
Проблема. Решение проблемы.

10
Гипотеза. Играем в предположения.

11
Цель проекта.

12
Практическое занятие №4. Деловая игра «Разные способы достижения цели».

13
Задачи проекта.

14
Сбор информации для проекта.

15
Практическое занятие №5. Посещение библиотеки

16
Практическое задание №6. Работа с Интернет- ресурсами.

17
Повторение основных понятий. Тест.

Тема 2. Этапы работы в процессе проектной деятельности (17ч)

1
Практическое занятие №8. Знакомство с интересными людьми. Анкетирование.

2
Обработка информации. Отбор значимой информации.

3
Продукт проекта.

4
Виды продукта проектов. Макет.

5
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

6
Анализ и синтез.
Суждения, умозаключения, выводы.

7
Отбор информации для семиминутного выступления (Мини-сообщение)

8
Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»

9
Значимость компьютера в создании проектов.

10
Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

11
Совмещение текста выступления с показом презентации

12
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

13
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

14
Самоанализ
Работа над понятием «самоанализ»

15
Играем в ученых.

16
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией..

17
Повторение.
Тест.
контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.


Формирование универсальных учебных действий
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Мастерская проектов»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Тематическое планирование 1 год обучения (34часа)


п/п
Наименование изучаемой темы
Основное содержание по теме
Характеристика основных видов деятельности



Дата
Тема занятия

Элемент содержания

Требования к результатам
Форма
Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы





Учащийся научится
Учащийся сможет научиться



Тема: «Введение в проектно-исследовательскую деятельность»
Всего 17 часов

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения
Ознакомление с понятием хобби,
Высказывать предположения о неизвестном
Ориентироваться в специальных понятиях и терминах.
беседа.


Википедия.
Свободная
энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2.

Проект? Проект!
Вводный инструктаж.

Ознакомление с понятием проект, проектная деятельность
Виды проектов – творческие, информационные, практико-ориентированные
Различать виды проектов
Развитие способности анализировать и структурировать материал
Просмотр готовых проектов.


3

Практическое занятие №1.
Игра «Ассоциации»
Основные понятия проектной деятельности

Правила игры «Ассоциации»
Понятия проект объект, предмет исследования
Инициативно сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Активизировать творческое мышление. Развитие воображение, ассоциативное мышление.
Ориентироваться в специальных понятиях и терминах
Игра. Мозговой штурм












4

Выбор темы проекта.
Ты-проектант.


Увлечения обучающихся, тексты, стихи Э. Успенского.
Уметь самостоятельно выбирать тему и объект исследования.

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Структурировать свои знания.
Самостоятельная работа


5

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

Выбор помощников в работе над проектом. Правила групповой работы.

Ребусы, групповые игры
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков.
Парная, групповая работа


6

Этапы работы над проектом
Основные понятия по теме
Искать и выделять необходимую информацию.

Уметь высказывать предположение о неизвестном, предположения способа проверки гипотез.
Практическое занятие


7

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»






8

Практическое задание №2. Три способа группового взаимодействия.
Тесты, тренинги
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
Соблюдать дисциплину и правила поведения.
Проводить тренинги в группе
тренинг


9

Проблема. Решение проблемы.

Постановка и решение проблемы по теме.
Видеть проблему и находить необходимые способы действия.
Находить верное решение в предлагаемых обстоятельствах.
Практическое занятие
Парная, групповая работа


10

Гипотеза. Играем в предположения.

Игра «Предположения»
Искать и выделять необходимую информацию.

Уметь высказывать предположение о неизвестном, предположения способа проверки гипотез.
игра


11

Цель проекта.

Основные понятия по теме
Определять цели проекта
Искать и выделять необходимую информацию.
Структурировать знания.





Устанавливать логическую причинно-следственную последовательность

лекция


12

Практическое занятие №4. Деловая игра «Разные способы достижения цели»
Деловая игра
Определять цели проекта
Искать и выделять необходимую информацию.
Структурировать знания.

Деловая игра


13

Задачи проекта.

Небольшие художественные произведения
Определять задачи проекта
Искать и выделять необходимую информацию.
Структурировать знания.
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Устанавливать логическую причинно-следственную последовательность

беседа


14

Сбор информации для проекта.
Различные источники информации - книги, пресса, Интернет.
работать с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями
работать с информацией, отделять главное от второстепенного.

Самостоятельная работа


15

Практическое занятие №5. Посещение библиотеки

Учебная, художественная литература, справочники, словари
работать с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями
работать с информацией, отделять главное от второстепенного.

Экскурсия в библиотеку


16

Практическое задание №6. Работа с Интернет- ресурсами.

Интернет - источники
Находить необходимую информацию с помощью Интернет.

ориентироваться в открытом информационном пространстве Интернета
Работа в компьютерном классе с Интернет-ресурсами




17

Повторение основных понятий. Тест.

Тест на знание основных понятий, определений по теме.
Использовать полученные знания при проверке

тест


Тема 2. Этапы работы в процессе проектной деятельности (17ч)


18

Практическое занятие №8. Знакомство с интересными людьми. Анкетирование.

Анкеты, социологические опросы
Точно выражать собственные мысли и задавать вопросы.
Инициативно сотрудничать с людьми.
представлять результаты в форме диаграмм, схем, таблиц.
Структурировать знания.
Экскурсия на предприятие или встреча с родителями (рассказ о своей профессии)


19

Обработка информации. Отбор значимой информации.

Информационные источники (печатные издания, интернет)
обрабатывать информацию различными способами
Выявить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Практическое занятие


20

Продукт проекта.


Создавать мини-продукт по теме
Структурировать свою работу

Самостоятельная работа


21

Виды продукта проектов. Макет.

Образцы макетов
Создавать макеты по теме
следуя правилам, правильно оформлять работу
Самостоятельная работа


22

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.
Логические задачи
Уметь решать логические задачи
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.


Решение логических
задач


23

Анализ и синтез.
Суждения, умозаключения, выводы.

Логические задачи
Уметь решать логические задачи, делать умозаключения и выводы
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Решение логических задач


24

Отбор информации для семиминутного выступления (Мини-сообщение)
Информационные источники (печатные издания, интернет)
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Структурировать знания

Выполнять творческие задания, анализировать и интерпретировать информацию




25

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»
Основные понятия по теме


Практическое занятие


26

Значимость компьютера в создании проектов.

Компьютерная программа МРР
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
выполнять творческие задания, анализировать и интерпретировать информацию

Практическое занятие


27

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР






28

Совмещение текста выступления с показом презентации

Компьютерная программа МРР
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
Структурировать знания.
Формирование способности к целостному художественному восприятию мира
Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики. Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.
выступление


29

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.


контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Структурировать знания.
Поиск и выделение необходимой информации;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


Практическое занятие


30

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
Визитка проекта
Создавать визитку к проекту по теме
Структурировать свою работу




31

Самоанализ
Работа над понятием «самоанализ»
тренинги
Оценивать свою работу видеть пробелы в ней, развитие самокритики
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
тренинг


32

Играем в ученых.

ролевые игры
Инициативно сотрудничать с учителем и одноклассниками
Действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему
Ролевая игра



33

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.
.
выступления
Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

выступление
Википедия.
Свободная
энциклопедия [электронный
ресурс]. – Режим
доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

34

Повторение.

Тест.
контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.


Основные понятия по теме Тест по основным понятиям проектной деятельности
Использовать полученные знания в комплексе
выполнять творческие задания, анализировать и интерпретировать информацию


тест



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя:
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст] / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2009.
М.В. Дубова Организация проектной деятельности школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2009.
Для учащихся:
Рабочая тетрадь. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. – М.: Издательство РОСТ, 2014.- 64с: - (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект).
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в школе.- М. БАЛЛАС,2008.
Интернет-ресурсы:
http://metodisty.ru
http://www.uchmet.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://pedsovet.su
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;
Мобильный класс (25 нетбуков для учащихся)


15