Конспект урока по окружающему миру на тему Человек и общество. Государство


Окружающий мир. 4 класс. Система Л.В.Занкова.
Тема: Человек и общество. Государство.
Цель: создать условия для формирования представления о зависимости устройства общества от уровня знаний человека об окружающем мире.
Ожидаемые результаты:
Предметные: иметь представление о развитии человеческого общества, дать определения понятиям «общество», «государство».
Метапредметные:
Регулятивные: учиться самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, проявлять начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные: общеучебные – уметь участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы; логические – осмысленно читать текст, выделять из него существенную информацию, анализировать, делать выводы и умозаключения.
Коммуникативные: строить взаимодействие с одноклассниками, учиться формулировать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
Личностные: учиться оценивать свою деятельность на уроке, соблюдать основные правила участия в общении на уроке.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки для самостоятельной работы, карточки для рефлексии, толковый словарь С.И.Ожегова, учебники «Мы и окружающий мир», рабочая тетрадь, планшеты с ресурсами Интернет.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
I. Самоопределение к деятельности.
(Слайд № 1)
- Здравствуйте. Садитесь. Что вы ждёте сегодня от урока?
- Как думаете, что нужно, чтобы у нас всё получилось?
- Вы назвали не всё, что нам нужно на уроке. А что это мы узнаем чуть позже. А теперь поделитесь друг с другом улыбками, поддержите друг друга таким образом. Дети высказывают свои предположения.
- Быть внимательным, не отвлекаться… и т.д. Личностные: самоопределение: мотивация учения; смыслообразования: «какое значение, смысл имеет для меня учение».
II. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы с вами будем работать в группах, давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать
- На столах лежат конверты, возьмите их, достаньте задание, прочитайте, выполните в группе.

- У кого какие слова получились?
- Составьте логическую цепочку из данных слов. (это и будет тема нашего урока)
- Объясните свою позицию, почему так расставили? Дети высказываются.
-Дети в группах выполняют задание.
Дети высказываются.
Познавательные: анализ.
Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно), контроль, оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Коммуникативные: управление поведением партнёров, точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция).
III. Постановка учебной задачи.
- Тогда Цель урока: Продолжите предложения:
- Узнать – понятия, как связаны между собой
- Как будем узнавать – из источников, свои знания
- Зачем – от наших знаний зависит какое будет общество и государство в котором мы живем (подсказка – два рисунка)
Дети высказывают свои предположения.
На доске появляется изображение первобытного общества и современного Познавательные: формулировка познавательной цели, анализ, формулировка проблемы. Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно)
IV. «Открытие» нового знания.
- Прочитайте отрывок, назовите произведение и автора (Редьярд Киплинг «Книга джунглей или Маугли»)
- Что вы можете рассказать об этом герое, где он жил, кем воспитывался?
- Скажите, как вы думаете это могло произойти в реальной жизни или это все таки выдумка автора?
- Информация о детях воспитанных животными. Исследователями собран огромный материал о нескольких десятках «диких детей», выросших среди животных. Среди них встречаются «дети-леопарды», «дети-обезьянки», «дети-газели», «дети-волки».
Первый «мальчик-волк» был обнаружен в 1344 г. в Германии.
До 4-х лет он жил в норе, питался сырой пищей и находился под защитой волков.
В 1731 г. во Франции найдена 10-летняя девочка, у которой удлинились большие пальцы рук, позволявшие ей легко перелетать с дерева на дерево.
Дети-маугли – это люди, лишенные человеческого общества, дети, без вести пропавшие многие годы назад.
Животные фактически спасли им жизнь, обучая их своим повадкам и навыкам выживания.
- Подумайте и скажите, как могла сложиться дальше их жизнь. Будут ли различаться дети воспитанные животными и живущие с людьми? Что свойственно человеку от природы, а чему он учится у окружающих? (подсказка – как росли вы)
- Сделайте вывод, как окружающий мир влияет на развитие человека? Дети читают, высказывают предположения
Дети высказывают свои предположения.
Дети обсуждают в группах, высказывают предположения
Личностные: самоопределение (мотивация учения).
Познавательные: анализ, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии), планирование (составление плана последовательности действий).
Физ. минутка.
V. Закрепление учебного материала.
- Работа по группам: (каждая группа готовит ответы на свои вопросы)
- Возьмите листы с заданием, внимательно прочтите, распределите работу в группе.
- Выступление групп с фиксацией определений на доске.
Дети распределяют задания в группах обсуждают, выступают с результатами
Личностные: самоопределение (мотивация учения).
Познавательные: анализ, синтез, доказательство.
Коммуникативные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль и коррекция).
Регулятивные: планирование (составление плана и последовательности действий), контроль, коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия), волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).
VI. Информация домашнего задания
- Откройте дневники запишите домашнее задание стр.98 (1 или 2 задание по выбору), закройте дневники, познакомьтесь с заданием в учебниках, у кого есть вопросы?
- Отметки за урок. Дети записывают домашнее задание, задают вопросы, уточняют информацию VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Вернемся к нашей теме урока, которая состоит из понятий, может кому-то захотелось дополнить ее, или поменять последовательность понятий?
- Работа в группах: на листах записаны данные понятия, покажите их связи между собой при помощи стрелок. Свои результаты группы вывешивают на доске и обсуждают.
- Вернемся к нашим целям урока. Узнали понятия из источников, зачем же нам необходимы знания об окружаемом нас мире?
- Вывод: от знаний накопленных человеком, зависит устройство общества и государства, а значит и достойная жизнь для каждого человека.
- У вас на столах есть таблички, подпишите, заполните, и сдайте.
Задание для каждой группы записано на листе.
Дети работают на специально приготовленных листах.
Дети демонстрируют у доски свои работы.
Дети высказываются.
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Формирование умения проявлять начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Приложения.
Задание № 1
У каждой группы есть конверты, в которых разрезаны слова по буквам, нужно составить слово
1 – человек
2- общество
3- государство
Задание № 2
1 – Что такое – общество? (найти определение и записать на листе)
- можем ли мы назвать племена древних людей обществом. Почему?
- как связаны между собой человек и общество?
2 – Как вы думаете, что является основой современного общества? (учебник стр. 96-97)
- как связаны между собой семья и общество?
3 – Что такое – государство? (найдите определение и запишите на листе)
- Какие государства вы знаете. Сравните их территории (на карте).
- на что опирается власть государства, что такое налоги, для чего их собирают (учебник стр.98)
- как связаны между собой общество и государство?
Задание №3
Человек ------общество------государство – взаимосвязаныРефлексия «Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял