Технологическая карта урока Стороны горизонта. Ориентирование

Технологическая карта урока
Учитель: Курбанова Зимфира Хинабиевна
Учебный предмет: География
Класс: 5 класс
МБОУ СОШ №6 г. Сургут
Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование
Тип урока: изучение нового материала

Деятельность учителя
Деятельность учащихся


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная


Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

1
2
3
4
5
6
7

Этап «Постановка цели и задачи урока»

1.Задает вопросы по теме прошлого урока, с цель. актуализации знаний.
Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?
- Что такое горизонт?
-       Когда горизонт будет расширяться?
Отгадайте загадку: Эта линия всё время. Между небом и землёй. Хоть весь год к ней прошагаем, А на месте мы с тобой.  Как называется эта линия? Ответ: Линия горизонта.
Можно ли дойти до этой линии?
2. Дети, кто из вас  любит путешествовать? Чтобы отправиться в путешествие, что нужно для этого знать? Как находят путь путешественники?
Просит выдвинуть предположения о теме предстоящего урока.
·       Сегодня на уроке мы узнаем, как найти правильное направление в пути, то есть научимся ориентироваться на местности по сторонам горизонта.
3. Организует беседу, выделяющую представление детей о Сторонах горизонта.
В мире ест четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад. Братья эти - страны света, Ну, а дом их - вся планета.
Отправляясь в далекие путешествия, люди ориентируются по сторонам горизонта.
4. Организует работу по обсуждению проблемного вопроса «Зачем нужно изучать Стороны горизонта» с целью:
- правильно мотивировать на изучение новой темы.
5. Подводит итог беседы.
6.Демонстрирует слайды презентации.
7. Ставит цель урока.
Слушают вопросы учителя. Вспоминают тему и содержание прошлого урока.
Анализируют слайды презентации
Выдвигают предположения о теме урока. Формулируют задачи урока. Знать стороны горизонта и уметь ориентироваться на местности.
Уметь: определять стороны горизонта.
Смотрят презентацию.
Участвуют в обсуждении проблемного вопроса.
Выделять существенную информацию из текста презентации.
Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Слушать учителя и собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.
Контролирует правильность ответов обучающихся.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Этап «Изучение новой темы»

1. Организует работу с текстом. Словарная работа: ориентирование
Ориентирование – от слова «ориент» (восток) – место восхода Солнца.
Ориентирование – умение правильно находить стороны горизонта.
2. Демонстрирует слайды презентации.
Учащиеся работаю с текстом в сопровождении слайдов презентации. Работа проводится с целью: изучения новых для учащихся терминов и определений.
.

Анализировать:
содержание текста, статистических материалов и презентации. Давать определение понятиям. Устанавливать причинно – следственные связи.
Учитывают разные мнения и стремятся к координации личных позиций.
Осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий. Умеют убеждать.
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Использовать речь для планирования и регулирования своей деятельности.
Планирует пути достижения целей.
Устанавливает целевые приоритеты.
Принимает решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

1.Организует практическую работу: Работа со звездочкой сторон горизонта. С целью определения основных и промежуточных сторон горизонта.
Рассказ учителя.       Издавна люди заметили, что в полдень Солнце находится на юге. Если в полдень встать спиной к Солнцу, то впереди будет север, позади – юг, слева – запад, справа – восток. Однако определить стороны горизонта по Солнцу можно только днем и только в ясную погоду.
3. Организует Просмотр видеоролика «Ориентирование на местности». Задает вопросы по фильму.

Учащиеся читают текст параграфа учебника в сопровождении слайдов презентации.
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Структурирует текст выделяя главное и второстепенное.
Делают умозаключения и выводы на основе аргументации.
Осуществляют контроль, коррекцию, оценку действия партнера. Отображают в речи содержание
совершаемых действий в форме громкой социализированной речи.
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Адекватно и самостоятельно оценивает правильность выполнения действий и вносит необходимые коррективы.
Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Этап «Закрепления изученного»

1.Проводит практическое задание (отработка практических навыков)
Один ребенок – Солнце, второй – ориентирующийся.
- Как нужно встать по отношению к Солнцу днем, чтобы определить стороны света? (Ребенок встает спиной к «Солнцу».)
- Как будут располагаться стороны света от ориентирующегося? (Дети встают с табличками: север, юг, запад, восток.) С целью  определения уровня усвоения знаний по теме урока.
1.Организует работу по карточке с целью проверки умений работы с текстом, выделять главное.
Выполняют тест. Работа проводится с целью: проверки полученных знаний. На слайде правильные ответы и алгоритм оценивания. Проверяют, сравнивают с образцом и ставят себе оценку.
Анализировать:
содержание текста и выбирать вариант ответа.
Учитывают разные мнения, формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее.
Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств.
Адекватно и самостоятельно оценивает правильность выполнения действий и вносит необходимые коррективы.
Планирует пути достижения цели. Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Этап «Домашнее задание»

1.Объесняет сущность задания.
параграф 14. Сообщение на тему «Стороны горизонта»

-
-
-
-
-
-


15