Конспект урока по познанию мира на тему: стороны горизонта


Краткосрочный план Учитель: Чех Н.Н.
Класс 1 «В» Предмет
Познание мира Дата
4.12.14 Урок 1
Тема урока: Стороны горизонта
Цель: Знакомство с понятиями: горизонт, линия горизонта,
Задачи урока: 1. Закрепление и углубление представлений о пространстве. Развитие наблюдательности, любознательности, умений делать выводы.
2.Способствовать развитию аналитического мышления: умения сравнивать, сопоставлять, анализировать.
3.Содействовать воспитанию культуры общения в парах, группах.
Результат обучения: (А,Б,В) А: умеют точно раскрывать смысл «Горизонт»  — это видимое вокруг нас пространство; сравнивать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения, вести продуктивный диалог.
Б: могут распознать понятие «Горизонт, линия горизонта» ; умеют самостоятельно классифицировать их по группам, делают выводы
В: знают и понимают элементарные понятия горизонт,линия горизонта.
Вид деятельности (краткий ход урока с указанием подходов и времени) Действия учителя
Действия ученика
Вводная часть:

Использование ИКТ
Презентация -
(слайд№1)
1.Организует, активизирует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой
Учитель создаёт «Круг радости»
— Прижмите ладошки друг друга. Передайте тепло друг другу. Посмотрите в глаза друг другу и мысленно пожелайте добра и успеха.
(Звучит музыка тихо)
«Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.»
2.Формирует на группы - .Времена года. Зима,Весна.Лето.Осень.Наблюдатели.
. Учитывается попадания в каждую группу учеников А,Б,В 1.Дети выполняют движения. (слайд №1),
проверяют готовность к уроку,
настраиваются на продуктивную работу и групповое взаимодействие.

2.По временам года:
1гр – Зима
2гр.- Весна
3гр.- Лето.
4гр. – Осень
5 гр. - Наблюдатели
Дети составляют правила в группах.
Прием «Кластер»
Оценивание групп
Взаимооценивание
Прием «Большой» палец»
Основная часть
1.Погружение в тему.
Коллективная работа.
ОдО Выработать критерии успешности.
.
Использование ИКТ
Видеосюжет о мышке Шуне.
Продолжение видеосюжета о мышке Шуне.2.Работа по теме урока. (отработка практических навыков)
ОДО«Светофор»
.
4. Проверка понимания.
Физминутка6.Закрепление пройденного.
НПО, КМ
ОдО взаимооцениваниеНа партах лежат листы.Конверты с рисунками (времена года)
Каждая группа должна составить Кластер на свою тему. Затем,защитить его.
Наблюдатели, расходятся по группам и наблюдают, как работают дети. Затем возвращаются к себе и оценивают группы.
Защита работ.
1. Актуализация знаний.
Формулировка темы, задач урока.
(слайд №2)
Учитель предлагает учащимся выработать критерии успешности.
Провести на всех этапах урока взаимооценку групп. Используя рефлексивную таблицу с символами каждой группы (На постере клеют смайлики)
Смайлик с улыбкой - хороший ответ.
Смайлик не улыбается – неполный ответ.
Смайлик расстроился – слабый ответ.
Давайте мысленно выйдем из школы. Расскажите, что вы увидели.
- Вы увидели объекты, которые занимают какую-то долю пространства. Видимое пространство кажется нам особенно большим на ровном, открытом со всех сторон месте: на море, в поле, т.е. там, где нам не мешают ни дома, ни деревья, ни горы, видно далеко- далеко.
-Отгадайте загадку, а поможет вам ребус. (слайд 3)
         Он и летом и зимой-
         Между небом и землёй.
         Хоть всю жизнь к нему иди-
         Он всё будет впереди.
                                                 (горизонт)
-О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться на уроке?
- Что же такое горизонт вы сможете ответить просмотрев сюжет о мышке Шуне и ее друзьях (слайд 4)
-Это слово не русское, оно пришло к нам из греческого языка и значило «намечать границу»
-Как вы поняли из слов мышки, что же такое горизонт? (слайд 5-8)
 - А сейчас давайте посмотрим продолжение сюжета о мышке Шуне и волчонке Зубочке, и узнаем ещё кое-что интересное о линии горизонта.
-О каком секрете линии горизонта рассказал художник мышке Шуне и её другу Зубочке? (О том, что линию горизонта можно двигать).
-Правильно, при подъёме вверх линия горизонта будет от нас отодвигаться, а сам горизонт, то есть видимое пространство – расширяться.
-А теперь я предлагаю всем вам встать. Повернитесь, пожалуйста, на север; на юг; на восток; на запад.
-Почему вы затруднились выполнить мою просьбу? (Ответы детей).
-Чтобы её выполнить, нужно знать, чем являются север, юг, восток и запад и в какой стороне они находятся.
В мире ест четыре брата:Север, Юг, Восток и Запад.Братья эти - страны света,Ну, а дом их - вся планета.
-А разобраться в этом нам опять поможет мышка Шуня и её друзья: Лёша и кот Коксик. (Слайд 9)
Послушайте сказку.
Сказка про Север, Юг, Запад, Восток.
Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее.
Север: - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый
главный! Я всех заморозить могу!
Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми
ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю.
Восток : - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самыйглавный из вас – я!
Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит,
Больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я!
Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит:
Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете!
-Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее?
-Какие стороны горизонта вы знаете?
-Зачем нужно их знать?
- В походе нам нужно быть внимательными. Проведём игру на внимание.
2.Фронтальный опрос .Работа по учебнику.стр.26-27
Чтобы узнать, как ещё можно назвать братьев сторон горизонтов, откроем свои учебники на стр.16 и прочитаем три абзаца.
С какими сторонами горизонта мы познакомились еще. (слайд 10-11)
-А теперь я предлагаю отдохнуть. Сейчас мы проведём физ. минутку, которую вы честно заслужили.
- Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Нам за парты сесть вели.
Работа в парах (карточки)
-А сейчас я предлагаю вам поработать в парах (совместно друг с другом). Каждый из вас своему соседу по парте перечислит основные стороны горизонта, через которые летел наш лепесток.
-А теперь, совместно, обозначьте на данных схемах основные стороны горизонта сокращённо, заглавными буквами Групповая работа:
Б и В: разбор картинок, их анализ.
А: синтезируют все ответы и делают вывод.
.
Ребята анализируют,делают выводы.
.
Учителю с помощью сигнала светофора подают готовность.
А,Б: оказывают помощь
Защита групп.
Дети составляют критерии оценивания и заполняют таблицу:
1.Точность и ясность ответов
2. Слаженность в работе.
3. Креативность.
4. Регламент выступления

(ответы детей)
Групповая работа:
Б и В: разбор картинок, их анализ.
А: синтезируют все ответы и делают вывод.
.
Ребята читают текст.
.
Учителю с помощью сигнала светофора подают готовность.
А,Б: оказывают помощь.
Игра
В: могут воспользоваться помощью членов группы, учителя с помощью сигнала светофора.
А.Б: Самостоятельно составляют вывод по теме
Подготовленные дети.
(инсценирование сказки)
Дети отвечают на вопросы.
В: могут воспользоваться помощью членов группы. Учителя с помощью сигнала светофора.
Б: Самостоятельно составляют вывод по теме
Ответы детей:
Самостоятельная работа
по учебнику.
В: могут воспользоваться помощью членов группы. Учителя с помощью сигнала светофора.
Б: Самостоятельно составляют вывод по теме
А: руководят группой
( Дают ответы)
(Раздать схемы)
В: могут воспользоваться помощью членов группы..
Б: Самостоятельно составляют вывод по теме
А: руководят группой
Заключительная часть
1)ОО
2)Рефлексия. Приём «Глобус » 1) Сумативное оценивание учителя
(по ходу урока).
2) Улыбающийся смайлик – очень уверен
Неулыбающийся смайлик - немного уверен
Грустный смайлик – не уверен. Ресурсы:
Правила группы
Экран «Критерии успешности»
Эмблемы с рисунками времен года
Образцы для самопроверки, светофоры.
Видеосюжет
Презентация по теме
Прием «Кластер
Учебники
Рефлексия- плакат «Глобус»
Мультимедийная доска
Смайлики
Конверты с рисунками Времена года,лист А3 с названиями времен года.
Домашнее задание:
Стр 26-27.