РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука юного пешехода» начальное общее образование


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старостаничная средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Старостаничной СОШ
Приказ от _____________ № ______
___________________М.А.БуслаеваМ.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Азбука юного пешехода»
начальное общее образование
2-акласс
Количество часов – 34
Учитель: Ключникова Ольга ИвановнаПрограмма разработана на основе программы «Азбука юного пешехода»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Азбуке юного пешехода»составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05 2015 №507);
Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
Письмо МО и ПО РО «Об отмене приказа и направлении методических рекомендаций» от24.08.2015г. № 24/4.1.1 – 5183/м;
Устав школы, зарегистрированный 16.12.2011г;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ (Педагогический совет от 21.08.2014 №1).
Изучение программы «Азбука юного пешехода» направленона достижение следующей цели:формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность обучаемых, направленную на решение следующих задач:сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
привитие умения пользоваться общественным транспортом;
ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Общая характеристика программы.
          В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия.  Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему  сохраняет свою активность.
 Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.  Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.     
   
Ценностные ориентиры содержания программы.
Содержание программы способствует:
умственному развитию – обучающиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у обучающихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Обучающиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – обучающиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях обучающиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – обучающиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Результаты освоения учебного предмета и система их оценки.
В результате изучения программы у обучающихся будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а так же личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные качества:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные универсальные учебные действия.
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты освоения программы.
В результате изучения правил дорожного движения ученик должен знать/понимать:
Где должны ходить пешеходы.
Почему нельзя ходить на проезжей части.
Части улиц и дорог.
Как надо переходить улицу.
Что такое перекресток. Какие бывают перекрестки.
Назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров.
Как надо пересекать перекресток.
Свой путь в школу и обратно.
О переходе улицы группой.
Места ожидания общественного транспорта.
Правила поведения в общественном транспорте.
Как обходить стоящий автобус, троллейбус, трамвай.
Какая опасность подстерегает детей при проведении игр на проезжей части улицы.
Правила катания на велосипедах, самокатах, санках, коньках.
Для чего служит пешеходная дорожка.
Правила движения пешеходов на загородной дороге.
Особенности движения на улице в зимнее и весеннее время.
Сигналы регулировщика.
Для чего служат дорожные знаки.
Группы дорожных знаков.
Что такое тормозной путь транспорта. От чего зависит тормозной путь транспорта?
Почему нельзя разговаривать с водителем во время движения транспорта.
Уметь.
Пользоваться элементарными правилами поведения в общественных местах, на транспорте.
Нарисовать свой путь в школу. Дорожные знаки, встречающиеся на этом пути.
Различать сигналы транспортных средств (поворот, торможение).
Применять на практике полученные знания.
Вежливо вести себя в общественном и уличном транспорте.
Обращаться за помощью к взрослым в сложных условиях перехода улиц и дорог или при посадке и выходе из общественного транспорта.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения на изучение предмета «Азбука юного пешехода» во 2 классе отводится 1час в неделю. Программа рассчитана на 34часа (34учебные недели).
Последовательность изучения тем:
Опасные ситуации на дороге.
Азбука дорог.
Сигналы регулировщика для пешеходов.
Правила перехода проезжей части.
Пассажиры.
Содержание учебного предмета.
Опасные ситуации на дороге. (11 часов)
Вводное занятие. Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Практическое занятие. Почему на улице опасно? (экскурсия). Остановочный путь и скорость движения. Где можно и где нельзя играть. Ты – велосипедист. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. Почему дети попадают в дорожные аварии.
Правила перехода проезжей части. (5 часов)
Пешеходные переходы. Нерегулируемые перекрестки. Кодекс выживания городского пешехода. КВН «Клуб внимательный пешеход».
Сигналы регулировщика для пешеходов. (3 часа)
Нерегулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы. «Регулируемая дорога».
Азбука дорог. (10 часов)
Дорожные знаки и дорожная разметка. Дорога в школу. «Твой ежедневный маршрут». Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. «Расставь дорожные знаки на перекрёстке».
Пассажиры. (5 часов)
Поездка на автобусе и троллейбусе. Поездка на трамвае и других видах транспорта. Поездка за город. Дорога глазами водителей.
Тематическое планирование.
№ п/пТема занятий Кол-во часов Дата проведения Осваиваемые универсальные учебные действия
план факт Познавательные Коммуникативные Личностные Регулятивные
1 Опасные ситуации на дороге 11 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; объяснять своѐ отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях. Определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.
2 Правила перехода проезжей части. 5 С помощью учителя формулировать познавательную цель; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности. Слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. В предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
3 Сигналы регулировщика для пешеходов. 3 Выделять и осмысливать отдельные слова, термины, понятия; с помощью учителя формулировать познавательную цель; с помощью учителя использовать знаково-символические средства. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Объяснять своѐ отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях; оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт.
4 Азбука дорог. 10 С помощью учителя использовать знаково-символические средства; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт Задавать вопросы; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих; оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности
5 Пассажиры. 5 С помощью учителя формулировать познавательную цель; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. В предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт.
Всего 34 Календарно - тематическое планирование

п\пТема урока Кол
час. Дата Основные виды деятельности обучаемыхПланируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Опасные ситуации на дороге.(11 часов)
1 Вводное занятие. 1 Построение логической цепи рассуждений. Умение выделять нравственный аспект поведения. С помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Положительное отношение и интерес к занятиям; умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания.
2 Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. 2 Усвоение теоре-тических знаний и ориентация на обобщенные способы действий. Точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; с помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу. Проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Формулировать ответы на вопросы; формулировать собственное мнение. Умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
3 4 Почему на улице опасно? 1 Точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Строить логической цепи рассуждений. Добывать новые знания: находить ответы на воп-росы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Слушать партнёра по общению; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Восприятие здорового образа жизни как части общечеловеческой культуры; устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
5 Почему на улице опасно? (экскурсия) 1 Постановка задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение. Формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; с помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение. Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности)
6 Остановочный путь и скорость движения. 1 Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. С помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Формулировать собственное мнение; аргументировать свою позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
7 Где можно и где нельзя играть. 1 Усвоение теоретических знаний. Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Добывать новые знания: находить ответы на воп-росы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Аргументировать свою позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; восприятие здорового образа жизни как части общечеловеческой культуры
8 Ты – велосипедист. 1 Усвоение теоретических знаний. Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; с помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу. Формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Восприятие здорового образа жизни как части общечеловеческой культуры; устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; восприятие здорового образа жизни как части общечеловеческой культуры; устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
9 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. 1 Применение методов информационного поиска. Переопределение познавательной задачи в практическую. С помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение. Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности)
10 Почему дети попадают в дорожные аварии. 2 Принятие практической задачи. Чётко формулировать цели группы и проявлять собственную инициативу для достижения этой цели. Добывать новые знания: находить ответы на воп-росы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение. Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности)
11 Правила перехода проезжей части. (5 часов)
12 Пешеходные переходы. 2 Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Применение методов информационного поиска. Переопределение познавательной задачи в практическую. Формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; с помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Восприятие здорового образа жизни как части общечеловеческой культуры; устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
13 14 Пешеходные переходы. 1 Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. С помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Формулировать ответы на вопросы; формулировать собственное мнение. Умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
15 Кодекс выживания городского пешехода. 1 Применение методов информационного поиска. Формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности. Добывать новые знания: находить ответы на воп-росы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение. Положительное отношение и интерес к занятиям; умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания.
16 КВН «Клуб внимательный пешеход». 1 Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; с помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу. Слушать партнёра по общению; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности)
Сигналы регулировщика для пешеходов. (3 часа)
17 Регулировщик и его сигналы. 1 Построение логической цепи рассуждений. Постановка учебной цели. С помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение. Умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
18 «Регулируемая дорога». 2 Построение логической цепи рассуждений. Добывать новые знания: находить ответы на воп-росы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности)
19 Азбука дорог. (10 часов)
20 Дорожные знаки и дорожная разметка. 1 Постановка учебной цели; построение логической цепи рассуждений. Формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; с помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение. Положительное отношение и интерес к занятиям; умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания.
21 Дорога в школу. 1 Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. С помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Формулировать ответы на вопросы; формулировать собственное мнение. Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности)
22 «Твой ежедневный маршрут». 2 Применение методов информационного поиска; умение структурировать знания. Добывать новые знания: находить ответы на воп-росы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение. Восприятие здорового образа жизни как части общечеловеческой культуры; устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
23 24 Учусь читать дорожные знаки. 1 Применение методов информационного поиска умение структурировать знания. С помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Слушать партнёра по общению; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
25 «Дорожные знаки в моей окрестности». 2 Кодирование - использование знаков и символов; построение логической цепи рассуждений. Формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; с помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности)
26 27 Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. 1 Умение взаимодействовать со сверстниками; устраивать эффективные групповые обсуждения. Добывать новые знания: находить ответы на воп-росы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение. Положительное отношение и интерес к занятиям; умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания.
28 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». 2 Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. С помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Формулировать ответы на вопросы; формулировать собственное мнение. Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности)
29 Пассажиры. (5 часов)
30 Поездка на автобусе и троллейбусе. 1 Переопределение познавательной задачи в практическую; формирование личностной рефлексии. Формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; с помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение. Восприятие здорового образа жизни как части общечеловеческой культуры; устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
31 Поездка на трамвае и других видах транспорта. 1 Способность к организации своей деятельности. Формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности. Добывать новые знания: находить ответы на воп-росы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Слушать партнёра по общению; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
32 Поездка за город. 1 Постановка задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение. С помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности)
33 Дорога глазами водителей. 1 Формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности. Построение логической цепи рассуждений Добывать новые знания: находить ответы на воп-росы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение. Положительное отношение и интерес к занятиям; умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания.
34 Итоговое занятие. 1 Построение логической цепи рассуждений; организация своей деятельности; обеспечение бесконфликтной работы в группе. Формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; с помощью учителя создавать модель поведения, отображающую учебную задачу. Проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Формулировать ответы на вопросы; формулировать собственное мнение. Умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Для реализации программного содержания используется следующие учебные пособия.
Для учителя:
Газета «Добрая дорога детства».
Классные часы по правилам дорожного движения. 1-4 класс / Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера. 2012.
Сборник сценариев по основам безопасности и жизнедеятельности. Начальная школа:[практ. пособие] / Е. М. Миткалева.-М.: Айрис-пресс,2010.- 96с.: ил.- (Методика).
Смушкевич Е. С. , Якупов А. М. Мы идем по улице (сборник материалов и методических рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 классе) - М.: ТЦ Сфера. 2012.
Материальное – техническое обеспечение.
Наглядные пособия.
Дорожные знаки.
Интерактивная доска.
Компакт диски по основам медицинских знаний.
Компакт диски по ПДД.
Компьютер, компьютерные программы по ПДД.
Контрольные карточки по правилам безопасного поведения пешеходов.
Мультимедийные презентации к урокам (ресурсы Интернет).
СОГЛАСОВАНОСОГЛАСОВАНОПротокол заседания Заместитель директора по УР
методического объединения
начальных классов _________ Волохова Г.Ю.
от 25 августа 2015 года №1 (подпись)
___________ Шаповалова Н.Н. ________________
(подпись)(дата)
«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»
Протокол заседания педагогического совета
от 26августа 2015 года № 1