Технологическая карта урока открытия нового знания «Периметр»2 класс ОС «Школа 2100»

Пояснительная записка

Чувандейкина Светлана Викторовна
учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5, городской округ Стрежевой, Томская область, 636785
4-б микрорайон, дом 460, (838259)5-44-97
Направление второе: начальная школа
Урок открытия нового знания по теме: «Периметр»
Образовательная программа «Школа 2100»
( «Математика» С.А. Козловой, 2 класс, часть 2, 2012 год)
Учебная нагрузка: 5 часов в неделю
Краткая характеристика класса
Во 2 «М» (музыкально-эстетический) классе обучаются 30 человек. Все дети из социально-благополучных семей, 70% родителей имеют высшее образование. Класс очень дружный, изгоев в классе нет, все адаптировались к новой деятельности – учебе. Отстающих в классе – нет. Есть дети, которым сложно обучаться по ОС «Школа 2100».
Технологии и методы
Это урок открытия нового знания, построенный по технологии проблемно-диалогического обучения, в основу которого входит принцип деятельностного подхода в обучении.
Основным требованием к уроку является реализация на этапах урока принципов технологии деятельностного метода: принцип деятельности, психологической комфортности, непрерывности, вариативности, мини - макса, целостности.
Самоанализ урока
Тема: «Периметр»
Цель урока:
Ознакомление детей с понятием периметр.
Задачи урока:
1. Познакомить с понятием периметр
2. Учить находить периметры заданных фигур.
3. Продолжать учиться делать вычисления, используя устные и письменные приемы вычислений.
3. Развивать познавательные и коммуникативные УУД.
4. Развивать Регулятивные УУД, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
ЭТАП. Самоопределение к деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность («хочу») и выделить содержательную область («могу»)
Что я уже знаю - хочу узнать больше?
На этом этапе реализованы принципы психологической комфортности – (эмоциональный настрой), непрерывности (связь с темами прошлых уроков).
ЭТАП. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в выборе нового способа действия .
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия, развитие познавательных УУД. Ребята сформулировали тему урока (использовался прием «яркое пятно» - решение кроссворда), четко сформулировали тему урока, цели, задачи. . Использовалась работа в парах.
Принципы деятельности, непрерывности, психологической комфортности.
ЭТАП. Фиксация затруднения, постановка учебной проблемы.
Что необходимо для выполнения задания? Работа с учебником. Умение находить информацию в тексте и умение делать выводы. Нужно измерить длины сторон прямоугольника и найти сумму длин сторон.
Принцип вариативности.
ЭТАП. Построение проекта выхода из затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания) Учитель помогает открыть знания. Затем идет этап проверки гипотез, вариантов способа нахождения периметра. Проверяется вывод по учебнику. Затем он фиксируется в речи и знаково – формула нахождения периметра прямоугольника и квадрата.
Идет реализация принципов психологической комфортности, вариативности, доступности, творчества, мини – макса.
ЭТАП. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: усвоение нового способа действия. На данном этапе решаются типовые задания на новый способ действия с проговаривание вслух эталона. Использована фронтальная форма работы.
ЭТАП. Самоконтроль с взаимопроверкой
Цель: индивидуальная рефлексия достижений цели, создание ситуации успеха, необходимо продемонстрировать самому ученику, что новое понятие и алгоритм зафиксированы в его сознании.
Требования к самостоятельной работе:
Узкая направленность (учащиеся демонстрируют знания в типовой ситуации;
небольшой объем (1 задание);
форма выполнения – письменная
Самоконтроль – сравнение своего варианта выполнения с образцом. Взаимопроверка в парах. Допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют. Ребенок должен уйти с урока, зная над чем ему еще надо поработать. Отметка ставится только за положительный результат.
ЭТАП. Включение в систему знаний и повторение.
Тренировка вычислительного навыка. Работа в ППС.
ЭТАП. Рефлексия.
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границы применения нового знания.
Рефлексия собственной учебной деятельности формирует в сознании алгоритм самостоятельного выхода из затруднения. Каждый ребенок, оценивая свою работу на уроке, еще не раз осознает собственную познавательную деятельность, получает инструмент саморазвития. А учитель видит, кому нужна помощь, кому уделить больше внимания на следующем уроке.






















Сценарий урока

Чувандейкина Светлана Викторовна
учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5, городской округ Стрежевой, Томская область, 636785
4-б микрорайон, дом 460, (838259)5-44-97
Направление второе: начальная школа
Урок открытия нового знания
по теме: «Периметр»
( «Математика» С.А. Козловой, 2 класс, ч 2, 2013 год)


Цель урока:
Ознакомление детей с понятием периметр.
Задачи урока:
1 .Познакомить с понятием периметр
2. Учить находить периметры заданных фигур.
3. Продолжать учиться делать вычисления, используя устные и письменные приемы вычислений.
4. Развивать познавательные и коммуникативные УУД.
5. Развивать регулятивные УУД, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Оборудование: набор геометрических фигур (плоские и объемные)- один на парту, листы с кроссвордами, табличка с темой урока, разноцветные геометрические фигуры (для рефлексии).

Технологическая карта урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
Развитие УУД на данном этапе

1. Организационный момент.






2. Актуализация знаний




























3. Формулирование темы и целей урока.






































































































4. Первичное закрепление.


























5. Самостоятельная работа
























6. Систематизация и повторение.








































7. Итог урока. Рефлексия.


-Ребята, к нам пришли гости.
Поздороваемся с ними.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок
На уроке не зевать-
Только знания получать!

- Сегодня к нам на урок опять
пришла Царица Геометрия. Что же это значит?





- Посмотрите на доску. Что видите?


- На какие две группы их разделили?

- Перечислите объемные.

- Перечислите плоские.



- Эти фигуры вам помогут сегодня узнать ключевое слово
нашего урока.
- Работая в парах, вам нужно разгадать кроссворд.
(Кроссворды - на столах)
( Открывается на доске: «Тема урока» )


- Какое же ключевое слово получилось?
- Это тема сегодняшнего урока?
( вывешиваю на доску)
- Ваши предположения. О чем сегодня будем говорить на
уроке?
- А знаем мы, что такое ПЕРИМЕТР?

- А хотите узнать?

- Что же мы будем делать сегодня на уроке?



( Вывесить на доску цели урока)

-Чтобы узнать, что такое периметр, Царица Геометрия
предлагает позвать ее лучшего помощника.
- Это наш.

- Открыли учебник на стр. 6

- Прочитали текст под знаком !



- Что же такое ПЕРИМЕТР?


- А умеем ли мы находить сумму длин сторон фигур?

- Что нужно сделать?





- Посмотрите на задание №1 с. 6
Сможем ли мы выполнить это задание?

- Что же нужно сделать?




- Возьмем красную фигуру. Что это за фигура?


- Измерьте стороны
прямоугольника.
(На доске начерчен
прямоугольник.
Дети говорят, а я подписываю
стороны прямоугольника
ширина см, а длина см

- Найдите сумму длин сторон
прямоугольника?
( Хожу по классу и вызываю
ребят, у которых разные
способы нахождения периметра)
Артем - свой вариант запиши на доске
Даша – свой вариант запиши на доске

- Что заметили?



- Кто прав?



- Какой сделаем вывод?





- Какое выполняли задание?


- А что такое ПЕРИМЕТР?


Ф/М «Как живешь?»
«Артиллерия» или «глазомер»



- Давайте посмотрим на задание №2.
- Прочитайте его.

Сможем ли мы его выполнить?

- Как?




- Найдем периметр квадрата.


- Спасибо! Что же мы находили
у квадрата?


- А что же такое ПЕРИМЕТР?


- Да, ребята, и Царица Геометрия с вами совершенно согласна.


- Много мы с вами разобрали заданий.
А теперь попробуйте применить все полученные знания, решив самос2 (б) с.7


(Взаимопроверка с образца на обратной стороне доски)

- Поменялись тетрадями и оценили друг друга по шкале правильно.

- Встаньте у кого все получилось правильно.
- А кто допустил ошибку? Где?



- Что же вы находили в этом задании? А что такое периметр?


- Чтобы правильно вычислять
ПЕРИМЕТР фигур, нужно
иметь хороший
вычислительный навык.

- А вы умеете хорошо считать?


- В этом мы сейчас и убедимся.
Если вы быстро и правильно
решите примеры, которые
прислала нам Царица
Геометрия, то узнаете
еще что-то.

- Возьмите листочки с
примерами, решите их,
расставьте числа в порядке
возрастания и посмотрите,
какое слово получилось.


Ы 7+ (3+9) О (4+8) - 9
Л (6+5) – 4 М 15 – (6+7)
О (3+9) – 4 Д (14 – 7)+8
Ц 28 – (8+4) ! 1+8+2+9






















- Какое же слово получилось?
( на доске МОЛОДЦЫ!)

- Да, ребята я тоже согласна с
мнением Царицы Геометрии
- Вы сегодня, действительно,
МОЛОДЦЫ!


- Что же нового сегодня вы
узнали?

- А что такое ПЕРИМЕТР?



- Вам понравилось выполнять задания Царицы Геометрии?

- Как всегда мы говорим ей: « До
свидания!» и дарим что-то в
подарок.
- Сегодня это будет букет из
геометрических фигур.
- Если вам было все понятно на
уроке, комфортно, интересно
– синего цвета фигуру.
- Если что-то было не очень
понято вами, не очень
интересно – желтого цвета.
- А если совсем ничего
непонятно, совсем скучно и
неинтересно – красного.

- Вот такой красивый букет
получила в
подарок Царица Геометрии от
нас сегодня.
Она обязательно решила
вернуться к нам чуть позже.
- Спасибо за урок!











Предположения детей.
(Значит сегодня на уроке мы работаем с геометрическими фигурами.)

Ответы детей. Геометрические фигуры.

Плоские и объемные.

Пирамида, шар, цилиндр. Прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, четырехугольник.





Решают кроссворд, работая в парах





Ответы нескольких пар (ПЕРИМЕТР)
Предположения детей.
(О ПЕРИМЕТРЕ)
Дети отвечают: Нет


Ответ детей: Да

Ответы детей (Узнавать, что такое ПЕРИМЕТР; считать; работать с геометрическими фигурами; складывать; вычитать и т.д.


Ответ детей: учебник.
Открывают учебник на стр.6

Самостоятельное чтение правила о ПЕРИМЕТРЕ.

Ответ детей: сумма длин сторон.

Ответы детей: Да, конечно.

Ответ детей: измерить длину сторон и сложить.




Ответы детей.



Ответ детей: измерить длину каждой стороны и сложить.

Ответ детей: прямоугольник.


Измеряют самостоятельно стороны прямоугольника в учебнике.



Находят самостоятельно, записывая в тетрадь решение.


Один ученик пишет 1 способ нахождения периметра, другой – 2 способ.

Дети анализируют и сравнивают оба способа.











Дети отвечают: ответ получился одинаковый. Правы оба.


Дети еще раз рассуждают и делают вывод: Периметр можно найти двумя способами.

Ответы детей: находили ПЕРИМЕТР.

Ответы детей: сумма длин сторон.








Самостоятельное чтение задания.

Ответ детей.

Ответы детей: у квадрата все стороны равны. А их четыре. Надо 4+4+4+4


У доски ученик пишет:
Р= 4+4+4+4=16 см)


Ответ детей: ПЕРИМЕТР


Ответ детей: сумма длин сторон.








Решение детьми самостоятельно № 2(б) с. 7





Дети оценивают работу соседа по шкале оценки по системе Цукермана.

Дети встают.

Анализируют свои ошибки и стараются найти то, что не знают.

Ответ детей: «Периметр»

Сумма длин сторон







Ответы детей.









Работая в парах, решают примеры и заполняют таблицу.















Ответы 2-3 пар.









Ответы детей.


Ответ детей: сумма длин сторон.


Ответы детей.






Дети выходят к доске и прикрепляют к вазе фигуру того цвета, который выбрали.















Познавательные УУД (умение делать выводы на основе обобщения знаний)















Коммуникативные УУД ( умение выслушать мнения товарища, договариваться, отстаивать свою точку зрения, прийти к единому мнению)


Регулятивные УУД ( умение планировать свою деятельность на уроке)


Регулятивные УУД (умение формулировать учебную проблему, тему и цели урока урока).












Познавательные УУД (умение находить информацию в текстах, умение делать выводы на основе обобщения знаний)







Познавательные УУД (самостоятельно предполагать, какие знания нужны для решения учебной задачи)



Познавательные УУД
(самостоятельно предполагать, какие знания нужны для решения учебной задачи)




















Познавательные УУД
(умение делать выводы на основе обобщения знаний)















Регулятивные УУД (умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи)














Познавательные УУД (самостоятельно предполагать, какие знания нужны для решения учебной задачи)















Регулятивные УУД (умение планировать свою деятельность на уроке)



Регулятивные УУД (результата) деятельности, оценка собственного продвижения, умение сравнить по заданным критериям эталонный и полученный продукт, осознанное понимание мотивов своей деятельности, возникших трудностей и путей их преодоления.















Регулятивные УУД (умение планировать свою деятельность на уроке)
















Регулятивные УУД (осознанное понимание мотивов своей деятельности, умение давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке).







































Приложение 1
парная форма работы



Ы 7+ (3+9) О (4+8) - 9
Л (6+5) – 4 М 15 – (6+7)
О (3+9) – 4 Д (14 – 7)+8
Ц 28 – (8+4) ! 1+8+2+9


2
3
7
8
15
16
19
!















Приложение 2
Кроссворд



2.
3.




8.




4.

6.
7.


1.



5.





















































































Линия, у которой нет ни начала, ни конца.
Плоская фигура, у которой 3 угла и 3 стороны
Объемная геометрическая фигура, которую можно увидеть в Египте
Объемная геометрическая фигура, основанием которой является круг
Единица измерения длины равная 100 см
Единица измерения длины меньшая метра на 90 см
Часть прямой, у которой есть начало и конец
Линия, внутри которой находится круг