Урок изучения нового материала по русскому языку на тему «Язык как система и средство общения».


Урок изучения нового материала на тему «Язык как система и средство общения».
Этапы.
Организационный.
Постановка цели.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Обобщение первичного закрепления и систематизация знаний.
Подведение итогов и определение домашнего задания.
Слово учителя
В современную эпоху, требующую получения и обработки большого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессиональной деятельности требуются навыки владения устной и письменной речью.
Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире. Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности. Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа.
Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, входящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».
Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.
Актуализация знаний
Лексика
Укажите лексическое значение слов.
Озираться, олицетворение, рядиться, сотник, стан¬дартный, фортуна, чваниться, пенаты, незаурядный, миннезингер, кадриль.Словообразование
- Слово беруши означает «аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве». Как образовано это слово?
(Слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши - беруши)
Морфология
- Прочитайте данный текст.
Пуськи бятые.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!». Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!».
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам: «Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся».
А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!».
(Л.Петрушевская. «Пуськи бятые») - На каком языке этот тест?
- Присмотримся повнимательнее и постараемся понять как можно больше. Здесь нет ни одного русского слова,  не считая служебных. Что происходит и с кем – неизвестно. Однако кое-что можно понять. Ясна последовательность событий, кто какое действие совершает и какое свойство к кому относится. Не сложно сделать и грамматический разбор.
- Сделайте разбор слов Калуша, подудонились.
Синтаксис
Вы знаете, что обязательным показателем предложения является наличие грамматической (предикативной) основы, а в устной речи – интонации. Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложений.
1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.)
2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.)
3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.)
4. Пусть заболею, пусть даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.)
Изучение нового материала
Русский язык (как и любой другой язык) представляет собой систему.
Система (от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение)- объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство.
Следовательно, каждая система:
состоит из множества элементов;
элементы находятся в связи друг с другом;
элементы образуют единство, одно целое.
Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.
Язык состоит из единиц:
звук;
морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);
слово;
фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);
свободное словосочетание;
предложение (простое, сложное);
текст.
Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.
Единицы языка Уровни языка Разделы языкознания
Звуки, фонемы Фонетический Фонетика
Морфемы Морфемный МорфемикаСлова Лексический Лексикология
Формы и классы слов Морфологический Морфология
Предложение Синтаксический Синтаксис
Основные функции языка:
коммуникативная;
когнитивная (познавательная);
аккумулятивная;
эмоциональная;
эстетическая.
Национальный русский язык неоднороден по своему составу, так как им пользуются люди разного социального положения, уровня культуры, возраста и рода занятий.
Выделяются следующие формы существования общенародного языка:
просторечие;
диалекты;
жаргоны;
литературный язык.
Литературный язык – высшая форма национального языка, используемая в печати, науке, государственных учреждениях, образовании, радио, телевидении.Его основные свойства:
полифункциональность;
наличие системы функциональных стилей;
наличие как устной, так и письменной формы;
наличие нормы, обязательной для всех носителей языка.
Кодифицированные нормы – это нормы, которым должны следовать все носители литературного языка. Кодификация – это фиксация в разного рода словарях и справочниках, грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей (например, правильное ударение: договор, маркетинг, обеспечение, намерение).
Вопросы на закрепление материала
Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи (синонимы).
Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (антонимы).
Совокупность слов какого-нибудь языка (лексика).
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы).
Новые слова, возникающие в языке (неологизмы).
Слова, вышедшие из активного повседневного употребления (архаизмы).
Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению (фразеология).
Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии (профессионализмы).
Слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалектизмы).
Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой (жаргонизмы).
Слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений (историзмы).
Упражнения на закрепление
1.Закончите следующие фразы:
Без языка невозможно ……. .Кодификация – это…… .Литературный язык имеет две формы - ……. .2. Подберите к устаревшим словам синонимы из современного русского языка.
Очи - глазачело – лобланиты – щёкиуста – губыперст – палецбрань – битваглаголет – говоритбрадобрей – парикмахер овен – баранриза – одеждаплоть – телопясть – кисть рукидесница – правая рука3. Распределить словосочетания: в первый столбик с прямым значением, а во второй – с переносным.
Стальной гвоздь; стальные нервы; Большой камень; большой футбол;Горячий человек; горячий кофе;Холодный взгляд; холодная вода;Крепкое здоровье, крепкий орешек; Глухой старик, глухой голос;Шёлковые ресницы; шёлковый платок;Коралловые бусы, коралловые губы;Золотое сердце; золотое ожерелье.4. Отредактируйте следующий текст. Замените повторяющееся в нем слово синонимами.
Было ХОРОШЕЕ летнее утро, и мы с братом отправились ловить рыбу. Я знал на реке ХОРОШЕЕ (превосходное) место, которое было известно только здешним старожилам. Улов здесь всегда ХОРОШИЙ (отличный). Поэтому, когда мы вернулись домой, мама сказала: “Молодцы, уха будет ХОРОШАЯ (отменная)!” Настроение у нас после рыбалки тоже ХОРОШЕЕ (прекрасное).
Подведение итогов, домашнее задание.
Используемые источники.
Г.А. Богданова .Тестовые задания по русскому языку: 10 кл. – М.: Просвещение, 2007.
Г.К.Трофимова. Русский язык и культура речи: курс лекций. 2004г.
Интернет:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/155438/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA