Конспект выступления на родительском собрании на тему: Адаптация первоклассника к школе


Конспект выступления на родительском собрании на тему: Адаптация первоклассника к школе.
1. Актуальные задачи адаптации
Первый год обучения во многом определяет всю последующую школьную жизнь. В этот период ребёнок под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии.
Начало школьной жизни для каждого ребёнка сильным стрессом, поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети кроме радости и гордости испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
Некоторые могут быть шумными, крикливыми, могут не слушаться учителя. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом.
У детей может нарушаться сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам и играм для очень маленьких детей. Могут обостряться соматические заболевания.
Адаптацию к школе проходят все дети, но у разных детей этот период может быть разным.
Значительная часть детей (50 – 60 %) адаптируются в течение первых двух-трёх месяцев. Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнять требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей могут быть трудности в усвоение учебных программ.
В каждом классе есть примерно 15% ребят, у которых к значительным трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации. Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто эти дети становятся изгоями в классе, что вызывает у них новую волну протеста, проявляющуюся в дезадаптивном поведении. Это, в свою очередь, ведёт к серьёзным последствиям для них, вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти своё место в жизни.
Таким образом, период адаптации к школе существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих он растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.
2. Причины школьной дезадаптации:
1) Несформированность «внутренней позиции школьника» - сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. ( я хочу учиться, а не просто ходить в школу). Часто не сформировано у у шестилеток. Необходимо ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если их никто не будет соблюдать.
2) Слабое развитие произвольности – одна из основных причин неуспеваемости в первом классе. Трудность заключается в том, что произвольность – это новообразование младшего школьника, которое развивается во время учебного процесса, а с другой стороны учебный процесс не пойдет, если будет слабая произвольность.
Эльконин Д.Б. выделили следующие параметры произвольности:
умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
умение ориентироваться на заданную систему требований;
умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
На эти параметры и опирается обучение в первом классе.
3) Недостаточное развитие учебной мотивации не позволяет ребёнку воспринимать и старательно выполнять учебные задания. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов, а также мотивов достижения.
4) Неумение подчиняться новым правилам школьной жизни. Нормы и правила порой идут в разрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребёнка. К этим нормам нужно адаптироваться. Успешность такой адаптации во многом зависит от сформированности «внутренней позиции школьника» и учебной мотивации.
5) Общение с учителем может представлять трудность для ребёнка. Умение опираться не на личную интуицию, а на логические смысловые отношения, которые отражаются в задаче.
6) Недостаточно развитая способность к взаимодействию с другими детьми
7) Специфическое отношение к себе. Для того чтобы ребёнок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с заниженной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школе, к сверстникам, испытывают трудности в овладении знаниями.
8) Завышенные требования со стороны родителей отрицательно влияют на адаптацию. Нормальные средние успехи воспринимаются как неудача. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко.
9) Состояние здоровья и уровень физиологического развития. Организм должен быть функционально готов к воздействиям внешней среды. Соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания и стоящие на учете у разных специалистов, начинают болеть уже в первый месяц обучения, не выдерживая школьную нагрузку. В настоящее время почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Число детей, не способных на должном уровне усвоить учебную программу, колеблется от 15 до 40%.
Трудности с адаптацией возникают у детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивных). Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание.
Леворукие дети (10% от общего числа) плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Для них характерны: искажение формы, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв при письме, сниженная способность зрительно-двигательной координации.
Первые месяцы обучения детей в школе характеризуются повышенной эмоциональной напряженностью. Поэтому для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы этот период будет представлять серьезную опасность для здоровья. Это агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, замкнутые дети. Неумение школьника понимать свое и чужое эмоциональное состояние, контролировать свои эмоции и управлять своим поведением может првести к трудностям в эмоциональном и коммуникативном развитии, к ухудшению психологического и психического здоровья.
В семьях, где часто бывают конфликты, ребёнок растет тревожным, нервным, неуверенным, а это приводит к общей неуверенности, неспособности преодолевать трудности и переносится на всю жизнь.
3. Рекомендации по адаптации первоклассников
Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно необходимо выполнение ряда условий как со стороны классного руководителя (познакомить детей,создавать доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность проявить себя, использовать щадящий оценочный режим в сферах неуспеха, оказывать помощь в осознании правил школьной жизни, приучении к режиму), администрации (фиксированный объем домашних заданий, обязательные прогулки во время ГПД, спортивные секции во второй половине дня), так и со стороны родителей (обеспечение режима дня, серьезное отношение к учебе, значимость её, оказание посильной помощи, формирование адекватной самооценки, всестороннее развитие ребёнка).
Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации:
адекватность поведения;
вовлеченность ребёнка в жизнедеятельность класса;
проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми;
терпимое, спокойное отношение к временным неудачам;
способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуациий.
Использованная литература:
1. Артюхова И. В первом классе – без проблем / Ирина Артюхова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.22)