Урок по математике Нахождение числа по его дроби и дроби от числа(6 класс)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Тема урока:
Нахождение дроби от числа и числа по его дроби
Тип урока: урок закрепления знаний
Цели урока:
Закрепить теоретический материал по теме урока.
Обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нахождения дроби от числа и числа по его дроби через решение упражнений.
Активизировать мыслительную деятельность учащихся по средствам участия каждого из них в процессе работы на уроке.
Проверить уровень сформированности знаний по данной теме через различные формы работы.
Оборудование:
Карточки с заданиями к уроку.
Карточки для самостоятельной работы.
Карточки для рефлексии.
ПЛАН
Организационный момент
Проверка домашней работы
Основная часть урока
Выполнение тестовой работы
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Рефлексия
ХОД УРОКА
Ребята, мы с вами уже остаточно много уроков посветили решению упражнений на действие с обыкновенными дробями и в частности на решение задач на части. Поэтому сегодняшний урок, я хочу посвятить одной из самых интересных тем, этого большого раздела, а именно – решению задач на на-хождение дроби от числа и числа по его дроби.
Хотя многие из вас неплохо справляются с решением задач такого типа, я попрошу вас помочь жите-лям Солнечного города, яркого представителя которого вы все прекрасно знаете – это Незнайка, решить задачи и обеспечит осознанное усвоение коротышками (жителями Солнечного города) понятия нахож-дения дроби от числа и числа по его дроби.
Но прежде чем мы приступим к достижению поставленных целей, давайте проверим решение домашней работы (один из учащихся работает у доски, остальные сверяют ответы с решением на дос-ке).
Мы перемещаемся с вами в Солнечный город и первым кого мы встречаем - это, конечно же Не-знайка со связкой воздушных шаров в руках. Дело в том, что недавно он бывал на цирковом представ-лении и клоун подарил ему 65 воздушных шариков, попросив раздать их жителям Солнечного города, но по дороге Незнайка наткнулся на куст шиповника и 3/5 шаров лопнуло. Сколько воздушных шаров осталось у Незнайки?
Вопросы:
- о каком типе задачи идет речь?
(нахождение дроби от числа)
- как найти дробь от числа?
- что нам дано?
(все целое).
- что нужно найти?
(сколько шаров составляют 3/5).
65 * 3/5 = 39(ш) лопнуло
65 – 39 = 26 (ш) осталось
Ответ: 26 шаров осталось у Незнайки
Шары у Незнайки двух цветов: зеленые - для мальчиков и фиолетовые – для девочек. Сколько ша-риков Незнайка подарит девочкам, если зеленых шариков 12, что составляет 6/7 от количества фиоле-товых шариков?
12: 6/7 =12 * 7/6 =14(ш) фиолетовых для девочекОтвет: 14 шариков Незнайка подарит девочкам
- А как другим способом можно было бы решить эту задачу?
1) 26 – 12 = 14(ш) фиолетовых для девочекОтвет: 14 шариков Незнайка подарит девочкам
Давайте проанализируем эти две задачи:
- чем они похоже?
(дано число и дана часть).
- чем отличаются?
(в первой задаче дано все целое и нужно найти часть от него, во второй задаче дано число значение которого, представляет собой часть от всего целого).
Следующий житель Солнечного города, с которым мы встретились – это Пончик. Смысл его жизни заключается в количестве пирожков ватрушек и всего съедобного в городе, но и перед ним стоит непро-стая задача:
За завтраком Пончик съел 10 пирожков, что составляет 40 % от всех пирожков, которые он съел за обедом. Сколько пирожков осталось Пончику съесть за ужином, если всего у него было 38 пирожков?
10: 0,4 =25(п) пирожков съел Пончик за обедом
10 + 25 = 35 (п) пирожков съел Пончик за завтраком и обедом
38 – 35 = 3(п) осталось на ужин
Ответ: 3 пирожка осталось Пончику съесть за ужином
Пончик переел пирожков и жители Солнечного города привели его к доктору Пилюлькину. Лекарств у Пилюлькина видимо-невидимо, но лечит он всех – касторкой.
Утром Пилюлькин раздал жителям 40% всей имеющееся у него касторки, к обеду – 60% остатка, а к приходу Пончика осталось всего лишь 7,2 литра. Сколько касторки было у Пилюлькина?
Решение:
Пусть Хл – касторки было у Пилюлькина.
Тогда, 0,4Х л раздал Пилюлькин утром.
Х – 0,4Х=0,6Х (л) – остаток.
0,6Х *0,6=0,36Х (л) – раздал к обеду.
О условию задачи к приходу Пончика осталось всего лишь 7,2 литра.
Уравнение:
Х – 0,4Х – 0,36Х=7,2
0,24Х=7,2
Х=30
30 литров было у Пилюлькина.
В качестве вознаграждения за ваши математические способности поэт Солнечного города написал для вас стихи, чтобы вы смогли лучше запомнить как решаются задачи на нахождение дроби от числа и числа по заданному значению дроби.
Дробь от числа хотим найти,
Не надо никого тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь быстрей умножить.
О каком типе задачи идет речь?
Если вы должны найти
Число по его дроби,
То на дробь вы поделите
Значение данной дроби
О каком типе задачи идет речь?
Выполнение теста.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: составить и решить по одной задаче каждого типа, в соответствии сюжетом сегодняшнего урока.
Рефлексия:
У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса положите мне на стол одну из них.
Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я понимал все о чем говорилось и что делалась на уроке».
Карточка желтого цвета обозначает: «Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
Карточка красного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это не интересно, к ответам на уроке я был не готов».
Тестовая работа
В Солнечном городе 85 коротышек приняли участие в сборе урожая, что составляет 1/10 всех жителей. Сколько коротышек проживает в Солнечном городе?
850 –Ь 750 –Щ520 –Х
Найдите 40% от 90
300 – А36 – Р360 – К
У Винтика и Шпунтика 120 деталей 5/6 из них для трактора. Сколько деталей для трактора у Винтика и Шпунтика?
15 – М18 – Л100 – Б
Звездочка посадила 50% всей рассады , что составляет 16 кустов. Сколько всего рассады у Звездочки?
320 –Г8 –У32 – Д
В коллекции Знайки 90 камней, 1/ 10 из них лунные, сколько камней в коллекции Знайки?
150- Х54 – О42 –Э
Запишите ответы в порядке возрастания и прочтите слово.
Ответ
32 36 54 100 850
Д РО Б Ь