Урок по математике на тему Правильные и неправильные дроби (5 класс)


Формирование универсальных учебных действий
на уроке математике в 5 классе
по теме «Правильные и неправильные дроби».
учебник Мерзляк А.Г, Полонский В.Б., Якир М.С.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование, демонстрационный материал: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, сигнальные карточки , магниты
Цель урока:
Ознакомить учащихся с правильными и неправильными дробями, учить понимать их смысл
Задачи:
Обучающие: •формирование представлений о правильных и неправильных дробях;•приобретение умения составлять и записывать правильные и неправильные дроби.
Развивающие: •умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения  и делать выводы;•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность
Воспитательные: •формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;•формирование целостного мировоззрения;•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
План урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент).
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности, добывание знаний в новой ситуации.
3. Изучение нового материала. Построение проекта выхода из затруднения
4. Первичное закрепление
5. Рефлексия деятельности на уроке.
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент).
Цель этапа:
Настроить учащихся на работу, включить их в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на 1 этапе:
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
-Настраивает учащихся на урок (Слайд №1)
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки?
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок .- Запишите в тетрадях дату .- Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на последних уроках?
-Что мы умеем делать с дробями?
- Записывают дату.

-О дробях.
- Читать, сравнивать ,решать текстовые задачи Личностные ууд обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативные ууд:.Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности, добывание знаний в новой ситуации.
Цель этапа:
Актуализировать знания о понятии обыкновенная дробь, поработать над пробелами в знаниях ,зафиксировать задания, вызывающие затруднения, создать проблемную ситуацию.
Организация учебного процесса на 2 этапе:
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
- Приготовьте сигнальные карточки, будьте внимательны.

Показывает слайды презентации, задает вопросы . ( слайды 3-8)







Благодарит учащихся за работу обращает еще раз на ошибки.
- обращает внимание детей на доску, на ней изображение координатного луча и дроби на магнитах.
-давайте вспомним, где «живут» дроби и каждой из них покажем свое место.
-Где «живут» дроби 87 , 97 , 77?- Как же взять 8 частей , если целое разделено на 7?
В результате получили две группы дробей, изображенных на луче.
-Давайте попробуем сравнить эти две группы дробей . Что вы заметили?
-Наверное эти дроби отличаются и своим названием?
-Попробуйте найти ответ на этот вопрос в учебнике на стр.181.Названия этих дробей и будет темой нашего урока.
– Как можно сформулировать цель урока?
Слайд .
. Готовят карточки , молча работают, отвечают на вопросы ,показывая «кружочки».
Учащиеся убирают «сигналы»
- Отвечают на вопрос
( дроби можно изобразить на координатном луче )Выходят к доске и магнит устанавливает на нужное место. Смогли выполнить это задание для трех дробей первой группы :27 , 47 , 57.
- Дети рассуждают и приходят к выводу, что необходимо еще одно целое.

Делают выводы:
I группа дробей I I группа дробей
-Числитель меньше знаменателя
- Дробь меньше 1. Числитель больше знаменателя
- Дробь больше или равна 1

Работают с учебником , и формулируют тему урока, записывают ее в тетрадях и справочниках.

Называют общие и конкретные цели, как для урока, так и для себя.
Коммуникативные ууд: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями.
Регулятивные ууд:
- целеполагание как постановка учебной задачи ; -планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения.
Регулятивные ууд:
- контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция - внесение необходимых дополнений ; -оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
3. Изучение нового материала. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: сформировать способность распознавать правильные и неправильные дроби, учить понимать их смысл.
Организация учебного процесса на 3 этапе:
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Первичная проверка понимания
Предлагается выполнить первое задание Среди дробей найти правильные и неправильные. (Слайд 13)

Предлагает работу в парах
Даны три числа : 11; 12; 13.
Используя только эти числа составьтеВсе правильные дроби
Все неправильные дроби
(Слайд 14) Отвечают с пояснением.
Работают в парах, составляют дроби, проверяют правильность выполнения
( слайд 15)

Символизируют о правильном выполнении-
руки «в замочке», поднимают вверх.
, Общеучебные универсальные действия:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;
Универсальные логические действия:
- построение логической цепи рассуждений. Познавательные
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;Универсальные логические ууд:
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
4. Первичное закрепление
Цель этапа: тренировать способность работы с дробями, исправить ошибки на основе правильного применения правил, зафиксировать их в речи.
Организация учебного процесса на 4 этапе:
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
-Предлагает закрепить материал , составив опорную схему и записать ее в справочник
Дробь аbПравильная
а< b
< 1 Неправильная
а≥b
≥1
Предлагает решить
№ 727, 729, 731 из учебника
-Записывают схему в тетрадь- справочник.
Решают 3 ученика у доски, все остальные работают в тетрадях. Общеучебные универсальные действия:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;
Универсальные логические действия:
- построение логической цепи рассуждений. Познавательные
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;Универсальные логические ууд:
-синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
-выбор оснований и критериев для сравнения
Регулятивные ууд:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; -оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
5. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на 6 этапе
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
- Подведем итоги урока

- Вспомните, какие цели и задачи мы перед собой ставили?
-Что нового узнали на уроке?
- Приготовьте сигнальные карточки. Слайд 18

Предлагает записать домашнее задание и перейти
к «Математической перестрелке» Слайд 20
( Работа в группах)

- Благодарит за работу на уроке, просит поднять карточку с определенным цветом , чтобы оценить себя на уроке

-Себя оценивает.
Отвечают на вопросы, работают с сигнальными карточками.
Слайд 19.

-Вспоминают и проговаривают вслух.
-Записывают домашнее задание

Работают в группах, готовят вопросы и по команде учителя задают их другим группам.

- Я все понял и мне было интересно
Я понял на уроке, но у меня есть вопросы
Я ничего не понял на уроке, мне было скучно
Познавательные ууд:
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Регулятивные ууд:
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные ууд:
Обеспечивают возможности сотрудничества – умение
слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя
-