Технологическая карта занятия по математике в 5 классе по теме Правильные и неправильные дроби


Технологическая карта учебного занятия, реализующего развитие УУД
Предмет математика Класс 5
Авторы УМК Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков,
С.И. Шварцбурд.
Тема учебного занятия Правильные и неправильные дроби
Тип учебного занятия Изучение нового материала
Цель учебного занятия Организовать деятельность для изучения правильных, неправильных дробей и понятия их смысла.
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
П1-воспроизводить определения правильных и неправильных дробей;
П2- различать правильные и неправильные дроби;
П3- сравнивать правильные и неправильные дроби;
П4- применять полученные знания для оценки результата при решении задач.
Познавательные:
Пз1- самостоятельно выделять и формировать учебную цель;
Пз2- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
Пз3- уметь добывать новые знания;
Пз4- уметь выбирать основания для сравнения;
Пз5- уметь формулировать проблему.
Регулятивные:
Р1- составлять план последовательных действий;
Р2- формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий;
Р3- оценивать свою деятельность аргументируя причины своего успеха или неуспеха;
Р4- осуществлять самопроверку с использованием образцов.
Коммуникативные:
К1-уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других;
К2- уметь работать в паре, находить общее решение;
К3- вступать на уроке в беседу
Л1- понимать смысл изученного материала;
Л2- уметь осуществлять самооценку своим знаниям;
Л3- формировать коммуникативную компетенцию.
Технологии обучения Технология системно-деятельностного подхода, проблемного обучения.
Методы обучения Активные методы, проблемные ситуации
Средства обучения Необходимое аппаратное и программное обеспечение Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран
Дидактические разработки Слайды для самостоятельной работы
Организационная структура урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Развиваемые УУД
I.Организационный
Проверяет готовность учащихся к уроку, путем установления личного контакта. Выполняют самооценку готовности к уроку: наличие тетрадей, учебника, инструментов. II. Актуализация знаний Организует актуализацию знаний обучающихся через диалог:
-Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках?
-Выполните задание: Прочитайте дробь, назовите числитель и знаменатель каждой дроби. Что они показывают?
1/5; 5/7; 12/13; 13/13; 15/10; 8/8; 8/7.
-Какие из предложенных дробей, вы можете сравнить? Отвечают на вопрос учителя.
Учащиеся читают дроби и объясняют, что означают их знаменатели и числители.
Сравнивают пары дробей: 5/7 и 8/7; 12/13 и 13/13; 8/8 и 8/7 Пз2,Л2,К3,К1,
Р1III. Постановка учебной задачи Создаёт условия для определения цели урока через создания проблемной ситуации:
- Что вас смутило у некоторых дробей, когда вы объясняли, что показывают их числитель и знаменатель?
-Как вы думаете, достаточно ли нам того, что уже известно?
-Какую цель мы должны перед собой поставить?
-Давайте составим план действий, по которому мы будем изучать новый материал. Должны заметить, что в дробях 13/13; 15/10; 8/8; 8/7 число взятых долей больше или равно числу долей, на которые было поделено что-то целое.
Они высказывают своё затруднение. Как это может быть?
Формулируют цель урока, составляют и проговаривают план действий
Пз1,Пз5,Р1, Р2,К1,К3,Л2
IV. Построение проекта выхода из затруднения -Посмотрите на рисунок и определите, какие из предложенных изображений человечков правильные, и какие нет? (соответствует ли голова туловищу?)

- Соотнесите наши дроби и изображение человечков.
-Проведите аналогию и сформулируйте тему нашего урока.
-Как бы вы сформулировали правила правильных и неправильных дробей?
-Где можно найти подтверждение своей правильности?
- Найдите в параграфе как сравнить правильные и неправильные дроби. Учащиеся смотрят на рисунок слайда и замечают, что 1 изображение правильное, а 2 и 3 неправильное.
Дети замечают, что 1 человечку подходят дроби -1/5; 5/7; 12/13;
2 человечку – 13/13; 8/8; а 3 человечку – 15/10 и 8/7.
Дети говорят, что дроби тоже могут быть правильные и неправильные.
Записывают тему урока в тетради.
Учащиеся выдвигают гипотезы формулировок.
Открывают учебник и работают по статье учебника.
Дети читают правило сравнения дробей. П1,П2,П3,Пз3,
Пз4, Р2,Л1
V. Первичное закрепление во внешней речи. Работа по учебнику:
1)Длина отрезка АВ=8см. Начертите отрезок, длина которого равна: а) ¾ длины отрезка АВ; б) 5/4 длины отрезка АВ.
-Какой из отрезков будет длиннее? Почему?
-Начертите отрезки.
2)Работа в паре. № 975 стр.152
Отметьте на луче точки с координатами ¼; 2/4; ¾; 4/4; 5/4; 6/4; 7/4; 8/4. За единичный отрезок примите 12 клеток.
3) № 976 стр. 152
Напишите: а) все правильные дроби со знаменателем 6; б) все неправильные дроби с числителем 5.
4) Работа над задачей.
№ 980 стр. 152.
Бригада строителей построила ферму за 48 дней. По плану требовалось 5/4 этого времени. Сколько дней отводилось на постройку фермы по плану?
-Прочитайте задачу.
-За сколько дней бригада построила ферму?
-Сколько потребовалось по плану?
-Как вы это понимаете? Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание и чертят отрезки в тетрадях.
Выполняют задание, работая в паре. Оказывают консультацию и помощь друг другу.
Выполняют задание в тетрадях и на доске.
Читают задачу учебника. Отвечая на вопросы учителя, анализируют информацию условия задачи. Решают задачу.
П2,П3,П4, Пз4, Р1,Р2,К1,
К2,Л3
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - На экране проектора видим дроби: 5/4;¾; 9/6; 5/7; 4/3; 1/5; 7/9.
-В первую группу выпишите дроби, которые меньше единицы. Как они называются?
-Во вторую группу дроби, которые больше единицы. Как они называются?
Придумайте две неправильные дроби, равные 1. Самостоятельно выполняют задания и выполняют самопроверку по эталону, находящемуся на следующем слайде. П4,Пз2,Р4,Л2
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке -Назовите тему урока.
-Какие дроби называются правильными (неправильными)?
-Расскажите, чему вы научились на уроке?
-Оцените свою деятельность, всё ли у вас получилось?
Отвечают на вопросы.
Формулируют правила.
Рассказывают, что узнали.
Осуществляют самооценку.
Л1, Л2,Пз2,Р3,
К1VIII. Домашнее задание Домашнее задание: стр. 154, № 999, 1001, 1004, прочитать текст параграфа и ответить на контрольные вопросы. Записывают домашнее задание.