Презентация по математике на тему «Правильные и неправильные дроби»


Урок математики (5класс)Тема: Правильные и неправильные дроби. Задачи урока: Познакомиться с понятиями «правильная» и «неправильная» дробь; упражняться в составлении и записи правильных и неправильных дробей, в изображении их на координатном луче, в сравнении их с единицей.Повторить правила сравнения обыкновенных дробей, изображения их на координатном луче;упражняться в решении основных видов задач « на дроби». Организационный момент Ровно встали, тихо сели,Головами повертели.Очень сладко потянулисьИ друг другу улыбнулись.Прозвенел сейчас звонок,Начинаем наш урок. Выполните задания (устно): Прочитайте дробь.Назовите числитель дроби.Назовите знаменатель дроби.Что показывает знаменатель дроби?Что показывает числитель дроби? 1.Прочитайте следующие дроби.2.Что показывает числитель и знаменатель выделенных дробей? Какая часть фигуры заштрихована? Сосчитайте, на сколько равных частей разделена фигура. (Это – знаменатель дроби).Сосчитайте, сколько равных частей заштриховано. (Это – числитель дроби). Математический диктант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Проверка: 1. 4. 7. 2. 3. 5. 6. 8. 9. Сравнить дроби: Расположите дроби в порядке 1вариант ВОЗРАСТАНИЯ: 2вариантУБЫВАНИЯ: Какая из двух точек лежит на координатном луче левее – с меньшей или с большей координатой? Х( ) или У( ) Укажите точку, которая лежит правее: С( ) или В( );Т( ) или Е( );Р( ) или К( ). Укажите точку, которая лежит левее: А( ) или Н( );О(О) или S( ). ПРОВЕРКА: Если правильно указаны все пять точек, то у вас получилось слово «ВЕРНО». -Распределите дроби на группы.-Сколько групп получилось?-По какому принципу выполнено распределение? ОБЫКНОВЕННЫЕДРОБИ Числительменьшезнаменателя Числительбольшезнаменателя Числительравензнаменателю ТЕМА: Правильные и неправильные дроби Дробь, числитель которой меньше знаменателя, называется правильной.Дробь, числитель которой больше знаменателя или равен ему, называется неправильной. Сравнение обыкновенных дробей с единицей Один целый пирог разрезали на 8 равных частей. пирога - это часть целого; а т.к. часть всегда меньше целого, то меньше 1. пирога -это весь целый пирог; значит, дробь равна 1. пирога – это больше, чем весь целый пирог; значит, больше 1. ЗАПИСЫВАЕМ: <1; >1; =1. Изображение дробей на координатном луче Задание: Отметьте на координатном луче дроби:Что общего у данных дробей?Что показывает знаменатель?Отрезок какой длины удобно взять в качестве единичного отрезка?Какие из дробей являются правильными, а какие - неправильными? ПРОВЕРКА: Сравните дроби с единицей.Как расположены дроби по отношению к единице?Сделайте соответствующие записи и выводы. 1 2 0 0 Выполните задание: При каких значениях х дробь _правильная, а дробь - неправильная? Проверка: - правильная,если х=1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8. - неправильная,если х=1; 2; 3; 4; 5; 6. Дополнительные вопросы: 1.Какую часть метра составляют 50см?2.Какую часть года составляют 3 месяца? 4 месяца? 6месяцев?3.Как иначе называют дроби ?4.Что означают слова: «полпути», «полукруг», «полтонны», «четверть часа», «полчаса», «полкило»?5. Когда говорят о нотах «целая», «половинка», «четверть», «восьмая» и т.д., что имеют ввиду? Решите задачу: Саша и Миша пошли на выставку кошек. Саша подсчитал, что всего кошек было 60. Миша подсчитал, что 20 кошек были полосатыми, 30 кошек были белыми, 10 кошек – черными.Какую часть общего количества составляли кошки каждой расцветки? Геометрическая задача Имеются геометрические фигуры. Всего их 36. составляют всех фигур, составляют всех фигур, составляют всех фигур, остальные фигуры - .Сколько квадратов среди фигур? Выполним ли план Незнайки? Незнайка решил начать новую жизнь и составил себе такой режим на сутки:на чтение книг - часть суток;на совершение добрых дел - суток; на прием пищи - суток;на занятия спортом - суток; на сон – 8 часов. Сравните дроби: 1 вариант1;1;1; 1… 1… 2 вариант1;1;1; 1…1. Кроссворд 1 2 3 4 5 Задания к кроссворду: 1. 1/60 минуты – это 1 … .2. Единица измерения площади.3. Как по другому можно назвать «равные части»?4. Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны.5. 20 минут – это … часа. Кроссворд с е к у н д а г е к т а р д о л и к у б т р е т ь Подведение итогов: В одном из вертикальных столбцов кроссворда получилось слово, с которым мы работали на протяжении всего урока.С какими видами обыкновенных дробей вы сегодня познакомились?Дайте им определение и приведите примеры таких дробей.Сделайте выводы относительно сравнения правильных и неправильных дробей с единицей и изображения их на координатном луче. Выводы: Любая правильная дробь меньше 1;Неправильная дробь, у которой числитель больше знаменателя, больше 1;Неправильная дробь, у которой числитель равен знаменателю, равна 1;Правильные дроби на координатном луче расположены левее 1;Неправильные дроби, у которых числитель больше знаменателя, расположены правее1 на координатном луче;Неправильные дроби, у которых числитель равен знаменателю, на координатном луче совпадают с 1;Любая правильная дробь меньше любой неправильной дроби;Правильные дроби на координатном луче расположены левее неправильных дробей.