«Всероссийский словарный урок для 5-х классов (в день рождения Владимира Ивановича Даля)»


МБОУ «Школа 73»
«Всероссийский словарный урок
(в день рождения Владимира Ивановича Даля)»
5 класс
Учитель русского языка и литературы
Рачеева Лилия Анатольевна
г. Ростов-на-Дону
2016 г.
Урок был проведен в 5-х классах.
Тема: «Всероссийский словарный урок в 5 классе (в день рождения Владимира Даля)».
Тип урока: открытия нового знания.
Цели урока:
- формирование у учащихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов;
- закрепление умения пользоваться толковым словарем, находить в нем необходимые сведения.
Задачи:
Образовательные: познакомиться с биографией В.И. Даля, сформировать умения применять полученные знания на практике.
Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, умение работать в группах, чувство сопереживания за коллектив и личной ответственности за общее дело.
Ход урока:
22 ноября – день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя уникального «Толкового словаря живого великорусского языка». Именно в этот день отмечается всероссийский День словарей и энциклопедий.
- А что вы знаете о Владимире Ивановиче Дале? (выслушиваются ответы)
Ученик рассказывает биографию В.И. Даля.
Владимир Иванович Даль - гений русской словесности, внес неоценимый вклад в развитие русского языка. Даль родился в ноябре 1801 года на Украине.  Семья его была очень образованной: отец родился в Дании, юношеские годы провел в Германии, где обучался богословию и различным языкам; мать была немкой, и, как и его отец, увлекалась языками.
      Главной работой Владимира Ивановича Даля был толковый словарь, который известен нам всем с детства. Над своим словарем Даль работал 53 года.
Работа со словарем В.И. Даля.
 Впереди нас ждут интересные задания.
(Класс делится на группы, работа ведется в группах).
Выполняя задания, вы будете пользоваться словарями как справочными пособиями. Команда, справившаяся с заданием первой и правильно выполнившая задание, получает воздушный шарик.
Задание «Будем знакомы!»
Первое задание - самое важное. На столе у каждой команды лежит словарь В.И.Даля. Рассмотрите его внимательно: обложку, выходные данные, особенности словаря.
Выбранный представитель от команды комментирует наблюдения.
Задание «Словарное»:
Каждой команде дано по одной пословице из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Укажите лексическое значение выделенных слов.
1-ой команде: Ласковое слово – что вешний день.
2-ой команде: Слово не обух, а от него люди гибнут.
3-ей команде: Слово пуще стрелы разит.
Задание «Кто больше?» 
Найдите в словаре В.И. Даля как можно больше:
1 команда - пословиц;
2 команда – поговорок;
3 команда – загадок
Задание «Сами мы не местные…» 
Найдите в словаре В.И. Даля как можно больше слов, употребляемых в отдельных местностях нашей страны.
Найдите в словаре В.И. Даля как можно больше слов, употребляемых в различных профессиях.
Подведение итогов.
Ребята, какие особенности словаря В.И. Даля, после работы с ним, вы заметили? (дети высказывают свое мнение, учитель помогает сформулировать тезисы ):
1.Содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок, служащих для пояснения смысла приводимых слов;2. Словарь построен по алфавитно-гнездовому принципу; 3. Слова местного употребления, обозначены пометами (южное, тверское, камчатское, архангельское, западное и др.);4. В основу словаря был положен живой народный язык;5. Словарь охватывает лексику письменной и устной речи 19 века, а также термины различных профессий и ремёсел.
 Вы очень метко заметили все особенности словаря В.И. Даля, а вот что сказал о значении этого словаря академик В. В. Виноградов «Как сокровищница меткого народного слова, Словарь Даля всегда будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком».
- Как вы понимаете слова академика Виноградова?
Домашнее задание: 
предлагаю вам попробовать себя в роли составителя словарей. Составьте один из несуществующих словарей (15-30 слов). Тематика – по выбору:
- словарь моих любимых слов;
- словарь самых важных слов.