Основное свойство дроби. Сокращение дробей.


Урок Дата Классы предмет
75 07.12.2015г. 5(в,г,д) математика
Тема: Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Цели урока:
Образовательные:
закрепить основное свойство дроби;
ввести новое действие – сокращение дробей
Развивающие:
развивать память, речь, любознательность, познавательный интерес;
развивать умение применять знания теории на практике
Воспитательные:
воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учебе.
Оборудование: карточки
Ход урока.
I.Организационный момент: 2 минуты
Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Толька лишь оценку пять.
Тетради мы поменяли на перемене, так как с домашней работой все справились.
А сейчас откройте тетради и запишите на полях число 20.01.12г. и тему урока «Основное свойство дроби. Сокращение дробей», но прежде чем перейти к изучению нового материала, мы как обычно начинаем урок с устной работы, в ходе которой мы вспомним основное свойство дроби.
II.Устная работа. 7 минут
1.Найдите среди следующих дробей равные между собой: 3342; 12 ; 1114 ; 510 ; 1020. Объясните, почему дроби равны
2.Приведите дробь 14 к новому знаменателю 8,12,20,36,48. Можно ли эту дробь привести к знаменателю 15; 24; 29; 50? Почему?
Назовите несколько знаменателей, к которым можно привести дроби 13, 56, 25, 712
Молодцы, ребята, мы вспомнили основное свойство дроби и теперь можно смело приступать к изучению нового материала.
III. Изучение нового материала. 8 минут
1. Рассмотрите равенства 3648=18 24=912Объясните, какие преобразования выполнены с дробями.
2. Преобразование, которое было выполнено называется сокращением дроби. Можно ли продолжить сокращение этой дроби ? Выполните сокращение до тех пор, пока это возможно.
Вывод. Сократить дробь — это значит, числитель и знаменатель дроби разделить на одно и то же число, отличное от нуля.
3.Запишите наибольшее число, на которое можно разделить числитель и знаменатель дроби 3648 (на 12).
Принято говорить, что данная дробь сокращается на это число. Это число является наибольшим общим делителем числителя и знаменателя.
4.Разобрать пример 3 из п. 8.3 учебника стр. 168
5. Сократите дроби 2024; 4560; 1320; 3624; 718; 1025 .Удалось ли вам сократить все дроби? Выпишите те дроби, которые не сократились. Постарайтесь объяснить почему?
Вывод. Дробь, которую нельзя сократить, называется несократимой.
Молодцы. Мы не плохо с вами потрудились и теперь немножко отдохнем
Физкультминутка . 1 минута
Раз – подняться, потянутся,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
Молодцы. Теперь поработаем с учебником.
IV.Закрепление 9 мин
№ 789(б)
812=23; 1216=34; 1218=23; 2440=35; 1827=23; 2070=27; 836=29; 3075=25.790(б)
24=12; 39=13; 416=14; 945=15; 1166=16; 535=17.С помощью номеров из учебника мы с вами закрепили основное свойство дроби. А теперь посмотрим, как вы усвоили новый материал с помощью небольшой самостоятельной работы.
V. Самостоятельная работа (тестовая) 7 мин
Самостоятельная работа выполняется на листочках
Критерии оценивания1 – 5 баллов – «2»6 – 9 баллов – «3»10 -12 баллов – «4»13 -14 баллов – «5»
Вариант 1
А1. Укажите верное равенство:
б) в) г) .
А2.  Определите, какие из дробей являются сократимыми. Выберите правильный ответ.
а) не знаю
А3. Сократите дробь 3036и укажите правильный ответ:
а) 59 ; б)56 ; в)306 ; г)1012 ; д) не знаю
А4. Приведите дробь 23 к знаменателю 18 и укажите правильный ответ:
а)218;б)418;в)1618;г)1218;д) не знаюВ1. Вместо х поставьте такое число, чтобы равенство было верным:

Вариант 2
А1. Укажите верное равенство:
а) 25=410 б) 25=420 в)34=915 г)1415=1011.
А2.  Определите, какие из дробей 215; 3015;717являются сократимыми. Выберите правильный ответ.
а) 717; б) 3015; в) 215; 3015 ; г) 215; 3015;717 д)не знаю
А3. Сократите дробь 1824и укажите правильный ответ:
а) 912 ; б)184 ; в)45 ; г)34 ; д) не знаю
А4. Приведите дробь 34 к знаменателю 12 и укажите правильный ответ:
а)312;б)912;в)618;г)412;д) не знаюВ1. Вместо х поставьте такое число, чтобы равенство было верным:
а)54=20х;б)1218=х6.Самопроверка
VI. Творческое задание «Угадай слово» 7 мин
Необходимо сократить дробь и каждому правильному ответу найти соответствующую букву.
915-т ; 410-с ; 1751-и ;156-я ; 1216-0 ; 1449-р .1з253534271352и с т о ри я
Молодцы, ребята, а это слово не случайно было зашифровано, так как теперь мы обратимся к истории дробей.
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.
Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась “асс”. 12-ую долю “асса” называли унцией, а сами дроби - двенадцатиричными.
В древнем Вавилоне предпочитали наоборот-постоянный знаменатель, равный 60-ти. Шестидесятеричными дробями, унаследованными от Вавилона, пользовались греческие и арабские математики и астрономы.
На Руси дроби называли долями, позднее “ломаными числами”. Перед вами названия некоторых дробей.
Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу и не писали дробной черты.
VII.Итог урока.2 мин.
Спасибо, ребята. Вы сегодня хорошо поработали. А что вы сегодня узнали на уроке?
Вопросы учащимся:
Придумайте дробь, которую можно сократить, и сократите ее.
Что значит сократить дробь?
VIII. Домашнее задание. п. 8.3, № 789 (а), 792, 801 (инд)- 1 мин.
Рефлексия – 1 мин.
А сейчас ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Сумел ли ты закрепить свои знания и умения?
- Ты был активен на уроке?
- Было ли тебе интересно?
Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок!