Технологическая карта по математике на тему Основное свойство дроби (5 класс) ФГОС


Технологическая карта урока
Тема урока «Основное свойство дроби» (5 класс, математика)
Цели (задачи) урока
образовательные:
Формирование представлений учащихся о математике как о
методе познания действительности; умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию)
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
воспитательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе, формирование положительной мотивации.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
развивающие:
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Результаты урока
Предметные
Умение использовать основное свойство дроби, формировать умение сокращать дроби.
МетапредметныеУметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний :отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
(Познавательные УУД).
Личностные
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока, педагогическая технология
изучение нового материала;
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. Оборудование урока
Доска, карточки, рабочие листы, рабочая тетрадь, физкультминутка,
алгоритм самооценки.
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А.Г. Мордкович и др. – 15-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 270 с..
Опорные понятия, термины
Основное свойство дроби Новые понятия и связи между ними
Сокращение дробей
Контроль, самоконтроль на уроке
Фронтальная работа, взаимопроверка, работа в парах
Домашнее задание.
П 21, №344,348
Этап урока Деятельность и действия учителя Деятельность и действия ученика (ов) Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия
1. Мотивация к учебной деятельности.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу.
Психологическая минутка.
- Ребята! Слово «дробь» имеет в русском языке много значений. В русской пляске выстукивают дробь каблуками, дробь есть и в патронташе у охотников. Вот послушайте-ка. Есть у латышского писателя Жана Гривы чудесная сказка о волшебной дробинке.
«Жил да был в дремучем лесу на берегу озера старый охотник. Из лесной чащи целыми стадами шли к озеру на водопой олени и лани,  лебеди и гуси. Но у озера поджидали их хищные волки, рыси. Охотник охранял мирных птиц и зверей, а хищников он стрелял. Однажды у охотника закончилась дробь. Он отправился в город, вернулся, высыпал дробь из мешочка на стол. И вдруг – что за диво! Среди темных свинцовых дробинок блеснула одна - золотая! Стал старик набивать патроны, положил и волшебную дробинку. Глаза у него видели плохо, но дробинка сама показала – куда стрелять. Из ружья появилась радуга и угодила в коршуна, гнавшегося за лебедем. Так чудесная дробинка помогала охотнику, и всякий раз появлялась в кучке дроби снова».
       - Давайте посмотрим: удастся ли вам сегодня получить свою волшебную дробинку при  изучении темы. Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.
Настраиваются на урок
Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Готовность учащихся к обучению.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 34; 117; 56; 1317; 123100; 23; 740.
Прочитайте дроби
Что показывают числитель и знаменатель каждой дроби?
-Какой единичный отрезок лучше взять, чтобы изобразить на координатной прямой дроби: 34; 56; 23?Отвечают на вопросы Беседа в ходе фронтальной работы.
Постановка задачи. Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую .Коммуникативное УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме .Уметь анализировать данные.
3.Целеполагание и мотивация Тема урока: «Сокращение дробей»
– Чему мы должны научиться на уроке?
В тетрадь ученики записывают тему урока.
Беседа в ходе фронтальной работы.
Наблюдение, проблемнаяситуация. Регулятивные УУД :Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. .Уметь сформулировать тему и цель
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения 1) Изобразить данные дроби на координатной прямой, выбрав удобный единичный отрезок:12; 24; 48
2) Закрасить часть круга, соответствующую каждой из данных дробей.
3)Сделайте вывод:
Запись на доске: 12=24=484) Как можно получить дроби 24 и 48 из дроби 12?
Разобрать правило на с.100

Изображают
На координатном луче
Закрашивают часть кругов (приложение 1)
Дроби одинаковые
Отвечают
Изучают правило
Вывод: Деление и умножения числителя и знаменателя на одно и тоже число называется сокращением данной дроби
Наблюдение, проблемнаяситуация
работа с текстом
Регулятивные УУД :Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию
Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.
5. Первичное закрепление 1) Представьте данные дроби в виде дробей со знаменателем 12:
2) Работа по учебнику:
343, ,347
Один ученик у доски Самостоятельная
работа, рефлексия.
Самоконтроль. Регулятивные УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь использовать основное свойство дроби
6. Релаксация (физминутка). Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)Все умеем мы считать (хлопки в ладоши)Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)Руки за спину положим (руки за спину)Голову поднимем выше (поднять голову выше)И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох)Подтянитесь на носочках столько раз,Ровно столько, сколько пальцев(Показали, сколько пальцев на руках)На руке у вас (Поднимаемся на носочках 10 раз).Снять утомление.
7. Организация первичного контроля 1.Задание выполняется с комментированием.
а) 13 = 2= 4= 5= 6= 7 = 8б) 14 = 8= 12= 16= 20= 24в) 25= 4= 6= 20= 25= 12= 14Работа в парах Самостоятельная
работа,
взаимоконтроль. Регулятивные УУД :Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь использовать основное свойство дроби
8. Подведение итогов урока. 1. Предлагает продолжить предложение
«Сегодня на уроке
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …»
2. Выставляет оценки Отвечают на вопросы учителя.
Беседа в ходе фронтальной работы.
Фиксирование нового содержания.
Регулятивные УУД :Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно).
9. Информация о домашнем задании П 21, №344,348 Учащиеся получают домашнее задание, записывают. Беседа в ходе фронтальной работы.
Выбирают задание в соответствии с уровнем развития.
10. Рефлексия Организует рефлексию.
– Какую цель вы поставили в начале урока?
– Вы достигли цели урока?
Отвечают на вопросы учителя.
Беседа в ходе фронтальной работы.
Рефлексия. Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия. Анализ конкретных результатов обучения:
-какие получены достижения;
-что было удачным на уроке, а что менее удачным;
-объяснение причины своих неудач.
Приложение 1.