Урок математики по теме: «Прибавление числа 4 с переходом через разряд»


Предмет: математика
Тема урока: «Прибавление числа 4 с переходом через разряд»
Класс: 1 Дидактическое обоснование урока
Урок разработан в свете ФГОС НОО.
Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке математики в 1 классе.
Система учебников «Начальная школа ХХI века»
Тема урока: «Прибавление числа 4 с переходом через разряд»
Тип урока: урок открытия нового знания
Дидактическая цель: создание условий для открытия нового знания
Методические задачи урока:
Предметные:
подвести учащихся к «открытию» и осознанному применению приема сложения с переходом через десяток;
формировать умение анализировать материал, выделять главное, делать выводы
Метапредметные.
Развивать: УУД учащихся; психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;умение работать фронтально, в паре, индивидуально
Личностные:
-формировать положительную мотивацию учения;
-стремление к познанию
Основные дидактические методы: системно - деятельностный подход,
практический;
методы и приемы технологии развития критического мышления
Форма организации познавательной деятельности:
индивидуальная, парная, фронтальная
Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения с применением ИКТ
Учебные пособия: Математика:1класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/В.Н.Рудницкая. – М.: Вентана-Граф, 2012.-144 с.:ил.-(Начальная школа ХХI века)., рабочая тетрадь.
Используемое оборудование: бутылка с картой, призы, сигнальные карточки.
Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.
Технологическая карта урока
Этап Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия
I.Организацион-ная часть. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
И так начинаем наш урок. Представьте, что вы нашли в море старую бутылку, открыли крышку, а там … карта. Карта Сокровищ!
-Что вы сделаете? (Ответы детей.) - Конечно, отправимся, на поиски этих сокровищ. А так как у нас урок математики, то нам потребуются все наши знания, умения и огромное желание познать эту науку. Вы готовы к такому путешествию? (Ответы детей.)
- Я рада за вас! Итак, отправляемся в путь за сокровищами Знаний! Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока Подготовка к восприятию нового материала Личностные УУД: самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничестваII.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии -Для нашего путешествия подготовим снаряжение.
А получим мы снаряжение, если выполним несколько заданий и определим, чем мы будем заниматься на уроке?
Примеры: 2+4, 5+4, 1+4, 3+4, 6+4, 4+4 объединены в одну группу. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
-Выполните вычисления, используя прием вычитания «по частям».
-Объясните этот прием. (Ответы детей.)
-Легко ли вам было выполнять вычисления? (Ответы детей.)
- Можно этот прием использовать при решении примеров 7+4, 8+4, 9+4? (Ответы детей.)
- Давайте попробуем выполнить вычисления в первом примере, используя все случаи состава числа 4.
- Легко ли выполнять вычисления? (Ответы детей.)
- Молодцы, вы заслужили все, что необходимо юному кладоискателю. Актуализация, обобщение и звуковая фиксация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
Мотивация к самостоятельному осуществлению пробного учебного действия. Рефлексия пробного учебного действия Выполнение подготовительных упражнений, самостоятельное осуществление пробного учебного действия. Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. Участие в рефлексии Личностные УУД: мотивационная основа деятельности, смыслообразование, эмпатия, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения..Регулятивные УУД:
-постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция.
Познавательные УУД:
-анализ, сравнение, обобщение, аналогия;
-структурирование знаний;
-построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
-достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формулирование и аргументация своего мнения
III.Выявление места и причины затруднения - Только на корабле мы заметили, что карта неполная, исчез кусочек острова. Попытаемся её восстановить.
7 + 4 =
7+1+3=
7+2+2=
7+3+1=
-Как вы думаете, какой пример, мы решим быстро. Почему? (Ответы детей.)
-Попробуйте сделать вывод. (Ответы детей.)
- Молодцы, вы на правильном пути.
-Кусочек карты мы нашли, но многие записи исчезли. Придется нам их восстановить. Организация восстановления выполненной операции. Фиксация места, где возникло затруднение Выявление места и причины затруднения. Фиксация во внешней речи причины затруднения Личностные УУД: учебно-познавательный интерес, смыслообразование, эмпатия.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
Познавательные УУД:
-анализ, сравнение, обобщение;
-постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД:
-формулирование и аргументация своего мнения
IV. Постановка проекта выхода из затруднения - Ребята, давайте подумаем, как будем действовать дальше?
- Какова цель учебных действий? (Ответы детей.)
- Сформулируйте тему урока. (Ответы детей.)
- Как будем работать? (Ответы детей.)
Учитель кратко знакомит учащихся с предстоящей работой. Диалог. Обдумывание проекта будущих учебных действий Обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, определяют тему урока. Строят план достижения цели Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД:
-постановка познавательной цели.
Коммуникативные УУД:
-планирование учебного сотрудничества
V. Реализация построенного проекта - Приступим к реализации намеченного плана. Мы на острове (показываю его на карте), приглядимся. Здесь нас ожидают трудности, чтоб их преодолеть, нам надо решить
С.59 №6
-Объясните, как выполнено сложение 7 +4?
- Сформулируйте правило сложения с переходом через десяток. (Учитель фиксирует на доске)
7+4=(7+3)+1=11
Алгоритм: первое слагаемое дополняем до десяти, затем прибавляем оставшиеся единиц второго слагаемого
- Ребята, мы преодолели возникшие ранее затруднения, открыли прием сложения числа 4. Молодцы!!! Подведение к открытию нового знания, фиксация в знаковой форме, уточнение общего характера нового знания. Фиксация преодоления возникшего затруднения Возвращение к модели исходной проблемной ситуации, открытие нового знания, осознание общего характера нового знания Личностные УУД:
-осознание ответственности за общее дело;
Регулятивные УУД:
-волевая саморегуляция, познавательная инициатива.
Познавательные УУД:
- анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Коммуникативные УУД:
-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
VI.Физкульт-минутка Волны плещут в океане
(Машут руками, изображая волны)
Что та чудится в тумане?
(Вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей
(Вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей!
(Приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем
Мореходов поджидаем
(Ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны)
И сжимаем в кулаке
(Дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать
(Приседание)
Сядем дружно на песок
Снова начался урок.
Учитель проводит физкультминутку. Учащиеся выполняют упражнения. Личностные УУД:
-установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
-волевая саморегуляция.
Познавательные УУД:
- техника выполнения упражнений.
VII.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи На острове много опасностей. Перед нами река.
Чтобы преодолеть ее, нам нужно выполнить задания
С.59 1 столбик – фронтально
Остальные в парах
- Сейчас мы будем работать в парах. Вы должны выполнить задания.
Распределение ролей в паре: консультант, ученик. (Учащиеся договариваются сами.)
Если возникает спорный момент, то сигнальной карточкой подзывают учителя.
Рефлексия.
-Интересно ли было работать в парах?
-Оцените свою работу. Справились – зеленый сигнал, возникли трудности - красный.
Работа в рабочих тетрадях
С.40 №4
1 и 2 фронтально, 3 самостоятельно с взаимопроверкой
С.40 №5 Организация работы в парах.
Организация первичного закрепления нового материала, оказание индивидуальной помощи Выполнение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух Регулятивные УУД: контроль, коррекция, волевая саморегуляция.
Познавательные УУД:
-самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задачVIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - Молодцы, вы хорошие партнеры, справились!
-А сможете ли перебраться через болото по одному?
С.59 №8 (письменно) – самостоятельная работа.
Какие примеры решены верно?
Проверка по эталону.
Рефлексия.
-Какие примеры вызвали затруднение? Почему?
-Разделите примеры на две группы
-Как мы выполняем примеры на сложение с переходом через десяток?
- Оцените свою работу. Зеленый сигнал – справились, красный – возникли затруднения
- Что непонятно?
Организация самостоятельной работы. Рефлексия. Фиксация успеха для каждого ученика. Самостоятельное выполнение заданий нового типа, осуществление самопроверки по эталону. Личностные УУД: развитие этических чувств и регуляторов морального поведения.Регулятивные УУД:
-самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;
-волевая саморегуляция;
-осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;
-самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.
Познавательные УУД:
-анализ, сравнение, классификация;
-рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные УУД:
-использование речи для регуляции своей деятельности
IX.Физкультминутка - Привал. Отдыхаем!
Только в лес мы вошли
(Шагают на месте)
Появились комары
(Хлопают в ладоши)
Дольше по лесу идем
(Шагают на месте)
Перед нами водоем
(Показывают руками)
Раз, два, раз, два, позади уже вода
(Рукой показывают назад)
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса
(Изображают лису)
Мы лису перехитрим, на носочках побежим.
(Бег на месте) Учитель проводит комплекс упражнений для глаз. Выполнение упражнений. Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни;
Регулятивные УУД:
-волевая саморегуляция.
Познавательные УУД:
- техника выполнения упражнений.
X.Включение в систему знаний и повторение - А вот и лес. Ищем тропинку к кладу.
Чтобы найти, нам надо выполнить задания.
1. Рабочая тетрадь с.42 №10
- Сколько было у папы конфет?
- По сколько конфет он дал каждому сыну?
- Значит по сколько фишек будем раздавать?
-Сколько получилось кучек?
- Каким действие будем решать задачу?
- Решение на доске и в тетрадях?
2. с.61 №14
- Сколько игрушек было у Кати?
- А что известно об игрушках Оли?
- Что значит по столько же?
- По сколько фишек возьмем?
- Сколько раз возьмем по 3, чтобы показать количество игрушек Оли?
-Каким действие будем решать задачу?
(Решение в тетрадях и на доске)
Расширение границы применения нового знания Выполнение заданий, направленных на автоматизацию умственных действий и подготовку к введению новых норм. Личностные УУД: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.Познавательные УУД:
-анализ, синтез, сравнение;
-поиск и выделение необходимой информации;
-моделирование;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные УУД:
-планирование учебного сотрудничества;
-формулирование и аргументация своего мнения.
XI.Рефлексия учебной деятельности на уроке Рефлексия.
- Ребята, давайте вернемся к проекту учебной деятельности. Вспомните и назовите нашу цель.
- Достигли мы её?
- Как вы оцените свою работу на уроке? (Зеленый сигнал – были активны, красный – испытывали трудности, не всегда были активны.)
-Назовите тему урока.
-Как мы складывали число 4 с переходом через десяток?
- Можно ли наши знания применить при решении других примеров?
-Как проходило сотрудничество на уроке?
- Какие задания вас заинтересовали, немного были для вас трудными и вы бы хотели их разобрать на следующем уроке?
-Вот она, гора, в которой спрятаны сокровища. Возьмем сокровища и поднимемся на неё, чтобы увидеть красоту мира, природы, почувствовать радость открытия, знаний. Ведь мы с вами совершили путешествие на остров Сокровищ, за кладом Знаний. Вручаю ребятам маленькие эмблемы «Юному первооткрывателю!» Организация рефлексии Самооценка собственной учебной деятельности.
Соотнесение цели учебной деятельности и её результатов, планирование цели деятельности Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
-самооценка на основе критерия успешности;
-эмпатия;
-адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества