Конспект урока по теме Растения — живые организмы. Деревья , кустарники. Травянистые растения.


Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Украинская школа» Тохлу Мавиле МузеировнаТема: «Растения – живые организмы. Деревья, кустарники. Травянистые растения»
Цели урока: познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду (дерево, кустарник, трава), расширить кругозор учащихся; научить детей различать травянистые и древесные формы растений, научить уметь доказать что растения – живые организмы; воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.
Тип урока. Изучение нового материала.
Средства обучения. Презентация, учебник.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс нас хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
-Ребята, улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешной работы на уроке!
-Ребята, покажите в каком настроении вы пришли сегодня в школу?
Актуализация опорных знаний
– Прочитаем тему нашего урока. (Какие бывают растения?)
– А почему в конце предложения стоит вопросительный знак? Нам на уроке нужно найти ответы на этот вопрос.
– Внимательно посмотрите вокруг себя, в окно на улицу. Что нас окружает?
На столе лежат 2 коробки. В коробках находятся предметы природы.
-Бывают предметы какой природы? (живой и неживой)
-Какой предмет точно не будет в этих коробках? (созданный человеком)
-Я опишу предметы в коробках, а вы попробуйте отгадать что это.
1. Этот предмет можно встретить в горах, он серого цвета, холодный, тяжёлый, под воздействием природных условий превращается в песок (камень)
2 Этот предмет зелёного цвета, его можно встретить на улице, в помещении, он даёт людям кислород (растение)
-Это предметы природы. Какой? (живой и неживой)
-Давайте вспомним чем отличаются предметы живой природы от предметов неживой природы (предметы живой природы питаются, растут, дышат, размножаются, умирают)
На слайде слова учёного-ботаника К. А. Тимирязева
«Будьте внимательны
к зелёным растениям.
Они кормят нас, одевают нас,
дают нам тепло.
Изучайте их, заботьтесь о них.»
Сообщение темы урока, постановка целей.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о растениях)
-Что вы уже знаете о растениях?
-Что хотите еще узнать? (Чем отличаются друг от друга все растения?)
-Да, сегодня мы узнаем, чем отличаются деревья, кустарники и травянистые растения.
Объяснение нового материала.
Сообщение учителем какими бывают деревья, кустарники, травянистые растения.
Деревья.
Растения, имеющие один твёрдый деревянистый стебель (ствол), — это дерево.
Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья – клён, берёза, дуб, осина, тополь, вишня, каштан. У них листья широкие. У хвойных деревьев листья узкие, похожие на иголки. Это хвоинки. Хвоя — изменённые листья. К хвойным деревьям относятся сосна, ель, кедр, пихта, лиственница. Деревья — это многолетние растения.
Кустарники
Растения, имеющие несколько твёрдых деревянистых, но значительно более тонких, чем у деревьев, стеблей, — это кустарник. Кустарник бывает лиственным и хвойным. Лиственные кустарники — это сирень, калина, смородина, орешник, шиповник и другие. Листья у них широкие. У можжевельника листья узкие. Это хвоинки. Кустарники — это многолетние растения.
 
Травянистые однолетние растения
Однолетние травянистые растения живут на протяжении одного года. Весной они прорастают из семян. Летом и осенью цветут, дают плоды с семенами и отмирают. Это горох, огурцы, подсолнечник, перец, помидоры, гречиха.
Двулетние травянистые растения
Двулетние растения на первом году жизни прорастают из семян, но не цветут. Цветы и плоды с семенами появляются у них на второй год. Дав семена, двулетние растения отмирают. Морковь, капуста, свёкла, петрушка — это двулетние растения.
 
Многолетние травянистые растения
У многолетних травянистых растений есть луковицы, клубни, корневища. Из них ежегодно вырастают новые растения. Они цветут, дают плодоносят и отмирают. А луковицы, клубни, корневища зимуют в почве. Многолетних растений в природе много. Это лук, чеснок, тюльпан, крапива, одуванчик, земляника.

 
— Назвать существенные признаки деревьев, кустарников, травянистых растений.
— Придумать и задать друг другу вопросы:
— Почему ………?
— Что общего……..?
— Чем отличаются……………?
Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Закрепление и систематизация знаний учащихся.
Работа в группах.
Каждой группе даётся текст. В нём дети должны найти признаки того, что растения- живые организмы.
«Береза – самое популярное дерево в нашей стране. Ее все знают и любят. И называют обычно не иначе как красавица-березка.
Вряд ли найдется такой человек, которого не трогал бы вид березовой рощи ранней весной, когда березки только-только начинают распускаться и весь лес точно одет тонким зеленоватым кружевом.
А кому незнаком березовый сок? Ранней весной, если поранить ствол, эта прозрачная чуть сладковатая жидкость обильно сочится по каплям.
Семена березы, опав с дерева, способны немедленно прорастать, если условия для этого благоприятны.
Помимо семян береза может размножаться порослью от пня, как и многие наши лиственные деревья. После тога как взрослое дерево срублено, от пня отрастает масса молодых побегов. Со временем они сильно увеличиваются в размерах и им становится тесно. Более сильные выживают, слабые погибают. Стволиков становится все меньше и меньше. В конце концов, их остается не более 4-5 и они вырастают во взрослые деревья.»
Итоги сравниваются с правильными ответами. Команды выставляют в свой лист баллы.
– Отгадайте загадку:
Дышит, растёт, А ходить не умеет. (Растение)
(Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов растений населяют Землю).
- Я читаю вам вопрос, вы должны догадаться о чём идёт речь.
1. Это растение может служить компасом. (подсолнух)
2. Круглый, зрелый, загорелый.
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз- и треснул бок (орех)
3. В лесу , в саду растёт
И белым зонтиком цветёт
Созреет красной, как малина,
Но это горькая … (калина)
4. Растение- символ нашей страны (берёза)
5 Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует… (сирень)
6. Никто не пугает, а вся дрожит (осина)
7. Это растение называют другом пешеходов (подорожник)
8. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила (ива )– На какие две группы можно распределить эти деревья: берёза, ель, сосна, лиственница, дуб, липа.(Лиственные и хвойные).
– Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?
– Почему хвойные деревья круглый год зелёные? (Хвоинки у хвойных деревьев опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.)
– Зачем нам нужны растения? (Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей)
– Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Красная книга – это книга “боли”, тревожный сигнал Природы о сокращении численности животных и растений, об угрозе их истребления или о переходе в разряд редких. В нашей стране она утверждена в 1974году.  Любите природу! Храните природу! Не жгите траву! Не ломайте кусты! Не сыпьте на землю всякую гадость. И даст вам природа здоровье и радость.
Итог урока.
-Что нового вы узнали о растениях на сегодняшнем уроке?
-Чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травянистые растения?
-Закончи предложения:
Я узнал...
Я расскажу...
Я поделюсь...
-Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.