Возможности собственного образовательного интернет пространства http://en45.ucoz.ru для формирования информационной культуры участников образовательного пространства


Возможности собственного образовательного интернет пространства http://en45.ucoz.ru для формирования информационной культуры
участников образовательного пространства
Алимпиева Елена Васильевна,
учитель английского языка высшей категории,
МБОУ «Школа № 45», г. Рязань
В системе дополнительного образования четвертый год реализуется курс «Обучение английскому языку с использованием компьютерных технологий». В 2010-2011 учебном году программа курса предлагает дистанционную форму развития коммуникативных умений учащихся в специально созданном для этого образовательном пространстве в Интернете. Экспериментальная группа 7 класса под руководством преподавателя ведет собственный сайт, который можно рассматривать как форму обучения и средство моделирования коммуникативной - познавательной среды. Эта среда, в свою очередь представляет собою информационно-коммуникационное измерение, в котором возможно создание, хранение, репрезентация, передача, получение и переработка информации для реализации коммуникативно-познавательных потребностей и возможностей обучаемых.
Какова структура информационного вэб пространства «Enjoy English» на http://en45.ucoz.ru», и какие возможности для формирования ИК средствами АЯ предлагает данное образовательное on-line сообщество?
Этот информационный ресурс развивает умения экранного чтения, т.к. предлагает большой объем информации различных видов для аналитико-синтетической переработки. Главная страница представляет собой вид экранного текста, этакое гипермедийное сообщение, которое выполняет важную смысловую информационную функцию: выражает авторский замысел, намерение и коммуникативную цель. В нашем случае предлагается модель информационного поведения в сети, которая поможет пользователю получить удовольствие от изучения английского языка в таком сетевом сообществе. Облако тегов прогнозирует примерное тематическое содержание сайта. Можно также принять участие в опросах и осуществить мгновенный обмен любой информацией в окошке для чатов как оn-line так и off-line.
Многоформатность общения в данной образовательной среде просматривается в меню. Страничка «О нас» - экранный портрет экспериментальной группы. Здесь каждый представляет себя сам, рассказывая о своих интересах, семье, мечтах, планах на будущее, жизненных ценностях. Эта тематика является содержательной основой страницы «Форум». Его разделы соответствуют как учебным задачам, так и потребностям членов сообщества. Ценность работы на этих страницах в том, что они формируют информационное мировоззрение участников эксперимента, его систему взглядов на мир информации. Говоря о своих убеждениях, идеалах, принципах познания и деятельности они учатся соотносить свое информационное поведение с поведением других членов социального сообщества и находить свое место в этом информационном мире, проявляя при этом уважении идей и мнений других людей.
В новостной странице «Site Info» дети учатся оставлять краткие информационные сообщения о реальных событиях локального, национального и международного уровней, подбирать такой информации правильную форму и обсуждать ее в режиме комментирования. Данная деятельность формирует стандарты информационной грамотности и развивает умения отличать факт от мнения, а также давать критическую и компетентную оценку информации фактологического характера.
Дети также учатся быть социально ответственными потребителями информации и соблюдать этические нормы в области информации и информационных технологий. Один из разделов сайта «Это интересно знать» специально предлагает задания, которые ориентированы на поиск информации в сети определенного объема. Цель такой работы – не только выработать алгоритм поиска нужного материала, но и приучить детей давать верные ссылки на идеи других, тем самым формировать уважение принципов интеллектуальной свободы и прав на интеллектуальную собственность.
Данная образовательная среда позволяет работать не только с текстовым форматом, но и с файлами и графическими материалами. Дети загружают свои творческие продукты в различных формах: презентации, видео, аудио файлы, фотографии, рисунки. Последующие комментарии помогают определить качество, как процесса самостоятельной работы, так и результатов поиска информации.
Одним из мотивирующих компонентов деятельности на сайте является система контроля и оценки работы участников эксперимента, которая запрограммирована разработчиками шаблона на хостинге Ucoz так, что она полностью исключает субъективность.
Каждый пользователь имеет личную карточку, которая фиксирует активность ребенка на сайте в цифрах и его движение вперед. Этот цифровой результат поощряется различными способами. Публикуя определенное кол-во сообщений на форуме, участникам эксперимента присваивается сначала звание сержанта, потом лейтенанта, майора и так можно дорасти до генералиссимуса.
В конце определенного периода работы поднимается «репутация» пользователя в баллах, при этом учитывается, как много интересного материала он предложил данному сетевому сообществу.
И конечно раздаются награды. Запрограммированных разработчиками шаблона вариантов много. Необходимо только придумать аргументацию. Так, за активность и регулярность работы на сайте дети получают виртуальный тортик или гамбургер, за лидерство в постах – звездочку, за интересные фотографии – клубничку, за работу на больничном – конфетку, за ведение блога – подсолнушек. Даже аутсайдеры получают поощрение - виртуальную сумочку для будущих наград, которая является символом надежды на то, что движение вперед настанет. Эмоциональный отклик на такое нетрадиционное поощрение огромный, и он стимулирует детей на работу не за отметку.
Итак, если определять информационную культуру личности как некий сплав информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий, то информационное пространство нашего сайта как гипермедийного продукта является идеальной платформой для формирования ИК.