Добро или зло.Форма проведения: классный час-размышление. Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия побуждение к нравственному самосовершенст


"Добро или зло.ТерпимостьФорма проведения: классный час-размышление.
Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.
Задачи:
Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.
Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.
Основные понятия:
добро и зло
доброта
милосердие
Методы обучения:
Беседа
Упражнения
Работа в группах.
Воспитатель: Я приглашаю вас к разговору о добре и зле. Тема нашего классного часа: “Добро или зло – твой нравственный выбор”.
Приложение 1. Слайд 1
Вопросы для обсуждения:
Что такое добро и зло?
Добро и зло в нашей жизни
Человек и обстоятельства
Милосердие
Ответы детей.
2. Работа с понятиями
Воспитатель: Как вы понимаете значение слов "добро и зло"? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий «добро», «зло». Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…
«Добро – это…»«Доброта – это ...»«Добрый человек – это ... »«Милосердие – это…»
Одна пара работает по словарю Даля.
Приложение 1. Слайд 3
Воспитатель: Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям (данные определения сравниваются с ответами детей).
Приложение 1. Слайд 4
– Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.
3. Инсценировка
Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.
— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец. — Конечно, нет! — ответил юноша. — А воровать? — Нет. — А убивать? — Нет... — Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом?
.4 Игра:
Учитель. - Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... ("Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... ("Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... ("Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... ("Спасибо!”)
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... ("Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... ("До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
Воспитатель:Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного добра в мире, сделаем цветы или один цветок с добрыми пожеланиями друг другу. Работать можете по группам, парам или индивидуально, как хотите. Для своей работы можете использовать мысли мудрых людей и народные пословицы, лежащие у вас на столе.
Мысли мудрых«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не убило зло».
Уничтожай зло в мире,А прежде всего люби.Спеши делать добрые дела.И мощный труд царят на благо нам,Как может зло и мрак явиться там,Где блещут эти чудные светила.
(Гёте)
Он мудрецом не слыл,Он храбрецом не слыл, Но поклонись ему:Он человеком был
(Р. Гамзатов)
Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». Жан-Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе». Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях». Лев Толстой: «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям». Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно». Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Народные пословицы:
«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому» «Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём». «Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубилозло».
Зачитывание учащимися пожеланий написанных на лепестках и прикрепление лепестков к доске, серединку ромашки заполнял социальный педагог, который, прочитав свои пожелания, соединил лепестки цветка.
: На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа?Закончить нашу беседу хочется песней. Возьмёмся за руки, друзья и споём «Давайте говорить друг другу комплименты».– Спасибо вам, друзья, за работу. До свиданья.
Вывод : много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый человек хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.
Добрые слова должны сопровождаться добрыми поступками. Сейчас посмотрим сказку о счастье. Подумайте, когда может быть счастлив человек?