Организация исследовательской работы в общеобразовательной школе


Организация исследовательской работы в общеобразовательной школе
Выступление на педагогическом совете апрель, 2012г.
На современном этапе развития школы ведущей целью обучения является воспитание творчески активного специалиста. Cоотношение: «знание – творческое мышление – творческая деятельность» - сложная психолого-педагогическая проблема.
Исследовательский метод обучения позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся. Учебно-исследовательская деятельность это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Деятельность, в том числе и исследовательская, имеет определенную структуру:
потребность(и) – мотив(ы) – задача(и) – средство решения задач – действие – операция.
Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. Исследование, как деятельностный подход в обучении, включает в себя способы интеллектуального действия: анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, дедукция, индукция, абстрагирование, установление разных видов связи и, прежде всего, причинных. К элементам исследовательской деятельности относятся:
1. Методы исследования.
2. Наличный экспериментальный материал.
3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.
Для того, чтобы подготовить школьников к исследовательской деятельности, необходимо внимание к их обучению в сфере формального образования. К данному моменту разными исследователями выяснена общая картина, отражающая признаки исследовательского обучения.
1. Ведущие понятия и идеи учащиеся постигают самостоятельно, а не получают их в готовом виде от учителя.
2. Содержание материала должно включать альтернативные точки зрения, недостатки существующих мнений, иногда сомнения в достоверности выводов.
3. Учащиеся в процессе учебного познания сами принимают решения о выборе способа работы с изучаемым материалом.
4. Изучение материала следует организовать так, чтобы учащиеся сталкивались с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.
5. Во время лабораторной работы учащимся дается возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать его возможные результаты.
6. Каждый самостоятельно изучает, описывает, объясняет те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.
7. Учащимся предоставляется возможность самостоятельного поиска, использования знаний в разных сферах практики: техника, строительство, медицина, экология.
8. Важно организовать работу так, чтобы учащиеся сомневались и в связи с этим включались в поиск альтернативных объяснений, самостоятельных формулировок и выражений.
При реализации исследовательского обучения во внеурочное время, педагогу важно выполнить несколько условий:
1. Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям учащихся: вселить в ребенка уверенность.
2. Уделять внимание при работе со школьниками развитию его подсознания: некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности», важно вовремя «заметить», чтобы впоследствии для ребенка что-то прояснить и использовать в будущем исследовании.
3. Воздерживаться от оценок, благодаря этому учащиеся могут расширять канал для потока идей. Больше внимания и времени уделять свободному размышлению над проблемой.
4. Давать учащимся больше возможности для умственной разминки, можно позволять разогревающие упражнения, даже не связанные с содержанием предстоящей деятельности.
5. Обеспечивать живость воображения, поддерживать проявления фантазии, свободных представлений в учебной обстановке, ибо они ведут к творческому мышлению.
6. Развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия – через рисование, образные размышления, использование метафор, упражнений на развитие наблюдательности и восприимчивости разных цветов.
7. Расширять у учащихся фон знаний – фактор появления новых идей.
8. Помогать учащимся «видеть» смыслы, чтобы они лучше уходили в творческую деятельность, участвуя в дискуссиях, ролевых играх, в анализе уроков и разл. ситуаций.
9. Обязательно обучать школьников мыслительным операциям и их использованию в адекватных условиях.
Исследовательское обучение не создает новых объективных научных данных, но моделирует научный поиск и приводит к субъективно новым научным знаниям у обучаемых.
Несмотря на разнообразие научных дисциплин и их, казалось бы, совершенную несводимость к общему знаменателю (например, физика и литература) при написании исследовательской работы в любой отрасли знания сохраняется общая логика построения.
Первый этап «Подготовка к проведению» включает в себя определения ведущих понятий научно-исследовательской деятельности, которые соотносятся с процессом последовательного ее проведения - от выбора темы до подведения предварительных итогов работы, т.е. определяет так называемый «прогностический» этап (А.М. Новиков) работы. Здесь подробно рассматривается структура научного сочинения, назначение каждого из его разделов. Определения, приводимые в данном разделе, соседствуют с конкретными рекомендациями по реализации данного понятия в практике работы учащихся.
Второй этап «Проведение научного исследования» посвящен вопросам проведения исследовательской работы и описывает «технологию» выполнения, реализации исследования. К «технологическому» этапу тесно примыкает этап «рефлексивный». Его цель - анализ проведенной работы.
Третий этап «Оформление исследовательской работы» содержит указание по грамотному фиксированию процесса и результатов проводимого исследования в рамках научного изложения.
Последний этап «Защита результатов исследования» посвящен проблемам подготовки учащихся к публичному выступлению - сложной и важной части исследовательской деятельности. Здесь подробно рассматриваются основные навыки и приемы, необходимые для аргументированного научного выступления на публике - этапа, когда можно проверить и уточнить собственные гипотезы, почувствовать вкус интеллектуальной творческой работы.