Разработка урока по биологии на тему Многообразие кишечнополостных (7 класс)


ПЛАН УРОКА
Тема:
«Разнообразие кишечнополостных и их роль в природе .Обобщение» .
Цель:
Показать особенности многоклеточных примитивных организмов .Рассказать о многообразии кишечнополостных.
Показать единство их организации и ее связь с образом жизни.
Раскрыть их роль в природе и в жизни человека.\Оборудование:
Таблицы, материалы учебника, мультимедийная система, презентация.
Базовые понятия и термины:
Полипы, коралловые полипы, береговые и барьерные рифы, атоллы, актинии, медузы, глазки, статоцисты, цианея, аурелия, корнерот, морская оса, крестовичок.Концепция урока:
На примере конкретных видов показать различия и сходство в строении полипов и медуз; обратить внимание на чередование этих двух морфологических форм в жизненном цикле многих кишечнополостных.
Показать роль кишечнополостных в геологических процессах, образовании рифов и аттолов.
Объяснить опасность контактов с некоторыми представителями кишечнополостных.

Структура и содержание урока.
I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности (15 минут).
Мы изучили тему «кишечнополостные» . Давайте на примере гидры вспомним: каковы особенности организации и процессов жизнедеятельности кишечнополостных.
Вопросы учащимся :1. Определите место гидры в системе живой природы.
-империя - живые организмы
-надцарство – эукариоты
- царство – животные
- подцарство- многоклеточные
-тип- кишечнополостные
-класс- гидроидные
-род – гидра
-вид- гидра обыкновенная
2.Место обитания гидры?
3.Способ передвижения
Тело многоклеточных животных состоит из множества клеток, отличающихся друг от друга по строению, а также выполняемым ими функциям.
4.Какие два слоя клеток формируются у кишечнополостных?
2 слоя клеток :1.Эктодерма (эпителиально – мускульные, стрекательные, промежуточные клетки ).
2.Энтодерма ( пищеварительные, железистые, промежуточные клетки ).
Между этими слоями находится мезоглея ( бесструктурное вещество, выработанное экто – и энтодермой ). В мезоглею погружены нервные клетки.
5. Охарактеризуйте внешнее строение гидры ( подошва, тело, щупальца, рот).
Каково внутренне строение гидры? (гастральная полость )Вы знаете, что кишечнополостные – хищные животные.
6. Как же гидра добывает свою добычу? ( стрекательные клетки, щупальца )
Расскажите, как осуществляется пищеварение гидры (полостное, внутриклеточное )
Какое еще свойство ,характерное для всех живых организмов вам известно?
7. Как происходит размножение гидры , ( бесполое, половое )
8. Как происходит дыхание кишечнополостных ?( всей поверхностью тела )
9.Какая система многоклеточных животных регулирует работу всего организма , (нервная система диффузного типа )
Характерной особенностью кишечнополостных является высокая способность к регенерации.
10. Что такое регенерация? Какие клетки ее обеспечивают?
II. Изучение нового материала. (20 минут).
1.Сообщения учащихся о различных видах кишечнополостных.
Тип кишечнополостные – три класса : -гидроидные (гидра, актинии)
-сцифоидные (медузы)
-кораллы
По предложенному алгоритму ответов, слушая сообщения учеников, составьте характеристику каждого класса.
2. Ученики делают вывод : какие особенности характерны для каждого класса.
Обратить внимание на общий план строения медуз и полипов ( типы клеток и их расположение в двух слоях одинаково для обеих форм ).
Общее строение этих морфологических типов сходно, но имеет ряд отличий.
1.Полипы (прикрепленные) – их органы чувств менее развиты.
Многие полипы образуют колонии и часто имеют внутренний скелет из известняка (опорная и защитная функции ).
Известняковые скелеты мадрепоровых кораллов – формирование каралловых рифов .( береговых, барьерных, атоллов)
Коралловые полипы – важная роль в геологических процессах.
Актинии – представители полипов, которые не имеют жесткого скелета.
2. Медузы- подвижные формы кишечнополостных- значительно сильнее развита мезоглея( обеспечивает плавучесть) и нервная система( появляются органы чувств : глазки, статоцисты).
При чередовании поколений (полип-медуза) выполняют функцию распространения вида.
Среди кишечнополостных для человека наибольшую роль, кроме коралловых полипов, играют сильно ядовитые представители данной группы : морская оса, крестовичок.
III. Обобщение, систематизация и контроль знаний т умений учащихся ( 8 минут).
Тест.
1. Кишечнополостные это :а) двухслойные животные;
б)трехслойные животные;
в)колониальные простейшие;
г)одноклеточные микроорганизмы
2. Двигательную функцию у кишечнополостных выполняют:
а)промежуточные клетки;
б)эпителиально - мускульные клетки;
в)железистые клетки
г) мезоглея.
3. Кишечнополостные дышат :а) жабрами;
б)всей поверхностью тела;
в)легкими;
г)трахеями.
4.Наружный слой клеток кишечнополостных- это :
а)эктодерма;
б)энтодерма;
в)мезодерма;
г)мезоглея.
5. У кишечнополостных имеется :а)только анальное отверстие;
б)только ротовое отверстие;
в)и ротовое, и анальное отверстия;
г)или ротовое, или анальное отверстие.
6.У кишечнополостных имеется:
а)кишечная полость;
б)первичная полость тела;
в)вторичная полость тела
г)смешанная полость тела
IV. Домашнее задание§ 39
Итог урока: Рассмотрели разнообразие кишечнополостных, показали связь их организации с образом жизни, раскрыли роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.