Конспект итогового логопедического занятия в старшей логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: Остров, потерянных звуков, слогов и слов.

Конспект итогового занятия
в старшей логопедической группе
для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: Остров потерянных звуков, слогов и слов.
Разработала учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 72» Пермского края Копылова Н.С.

Цели занятия:
Закреплять навыки самоконтроля за поставленными звуками, грамматически правильной речью.
Развивать физиологическое и речевое дыхание.
Совершенствовать мелкую и общую моторику.
Закрепить навыки выделения согласных звуков.
Закрепить навыки определения места звука в слове.
Закрепить навыки звукового анализа и синтеза при составлении слова «кит».
Закрепить навыки деления слов на слоги.
Учить грамматически правильно составлять предложения на основе деформированной фразы.
Воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма при выполнении заданий.
Оборудование:
Карта, записки, картинки (гора самоцветов, бутылка, дерево, ключ, бревно), камни-самоцветы с наклеенными картинками на звук «ЛЬ», шкатулка с кладом, место звука в слове, квадратики-звуки, карточка «Место звука в слове»; игра «Волшебная ниточка»; магнитофон, запись песни «Остров» из кинофильма Красная шапочка»; костюм пирата.

Ход занятия:
1. Орг.момент.
- Ребята, ответьте на вопросы:
Что такое путешествие? Как называют людей, которые путешествуют? На чем люди путешествуют?

Входит логопед, переодетый в костюм Пирата.
Много лет назад
Здесь зарыли клад.
С нами ты иди этот клад найди!
Привет, ребята! Попала мне в руки карта, по которой надо найти клад. Где искать, куда идти – не знаю? Смотрите, что написано: «Этот клад находится на острове Потерянных слов. Если сможете найти все слова, найдете клад». Помогите отыскать клад. Будете моей командой.

2. Активизация знаний детей по ЗКР.
Пират: - Не знаю, что это за остров Потерянных слов. Что означает слово? Назовите, что такое слоги, звуки?

3. Дыхательная гимнастика.
П.: - Отправляемся на остров Потерянных слов. Садимся на воздушный шар и отправляемся в путешествие. Надуваем шар (живот) 1, 2, 3, 4. Сдуваем 1, 2, 3, 4, 5.
Воздух выходит из шара: Вдох и выдох со звуком ш-ш-ш.

4. Выделение согласного звука из состава слова.
Вижу остров. Посмотрите, что нам нужно найти на карте? Это гора самоцветов. Записка: «Найдите самоцветы с картинками. Назовите, какой звук повторяется в этих словах. Где находится этот звук в словах» (работа с карточкой «Место звука в слове»,
Слова: линейка, соль, белье, лимон).

5. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Развитие творческого воображения.
Что дальше мы должны найти по карте? (бутылку) Бутылка глубоко в море. Кто поможет нам найти бутылку. Я знаю, кто нам поможет: это кит. Но для этого мы должны выложить слово кит из квадратиков. Расскажите, какой первый, какой второй, какой третий звук в слове кит, сколько всего звуков в слове?

6. Развитие навыков слогового анализа.
В бутылке записка: «Сделайте столько шагов, сколько слогов в слове клад. Сделайте столько шагов, сколько в слове пираты. Сделайте столько шагов, сколько в слове рыба.

7. Координация речи с движением.
А вот и бревно. Найдите записку. Записка: Отдохните, выучив веселую физминутку.

Много лет назад
Дети поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.
Здесь зарыли клад.
Расставляют руки в стороны.
С нами ты иди,
Шагают.
Этот клад найди!
Наклоняются вперед, опускают руки.

8. Развитие мелкой моторики.
По карте мы должны отыскать ключ. Где ключ? Давайте сделаем свой ключ по образцу. (игра «Волшебная ниточка»). А вот и настоящий ключ появился.

9. Работа над деформированным предложением.
Куда идти дальше? (к дереву) Записка: «На нашем острове был сильный ветер и перепутал все слова в предложении. Составьте предложения правильно, тогда поймете, где клад.

Клад, под, низкий, куст.
Куст, собака, сторожить.
Собака, сказать, добрый, слова.
Собака, отдать, клад.

10. Итог.
- Скажите, вы помогли найти слова, слоги и звуки на острове Потерянных слов?
- Какие задания вы выполняли?
- Ребята, нас ждут в группе. Садимся в воздушный шар (выполняют дыхательную гимнастику).
Пират:
- До свидания, ребята! Когда найду еще одну карту, чтобы отыскать клад, приглашу вас обязательно.