«Развитие предоставления платных образовательных услуг, иной приносящей доход деятельности, как источников дополнительного финансового обеспечения образовательной организации»


Тема: «Развитие предоставления платных образовательных услуг, иной приносящей доход деятельности, как источников дополнительного финансового обеспечения образовательной организации».
Мартынова Юлия Валерьевна

2016

СОДЕРЖАНИЕ
I.Введение. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений
Состав участников рыночных отношений в образовании
Организация сбыта образовательных услуг
2.1 Нормативные документы образовательной организации
2.2 Приказы образовательной организации
2.3 Документооборот платной образовательной услуги
2.4 Информационный стенд
2.6 Контроль за образовательными и иными, приносящими доход, услугами2.7 Основные виды социальных инвестиций в сферу образования
3.1Формирование плана деятельности, приносящей доход. Финансовые риски
3.2Стимулирование работников учреждения, осуществляющих платные образовательные услуги
IV.Заключение
V.Список литературы (Интернет-источников)
Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений.
Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ) направлен не только на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения либо снижения темпов роста расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы на их предоставление, но и на создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
Платные услуги могут быть реализованы образовательными учреждениями населению, предприятиям, учреждениям и организациям "постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям" (подп. "б" п. 11 ст. 3 Закона № 83-ФЗ).
Они предоставляются с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества услуг, привлечения дополнительных финансовых средств для их обеспечения, развития и совершенствования, расширения материально-технической базы образовательного учреждений, создания возможности организации занятий по месту жительства.
Платные услуги образовательных учреждений являются частью их хозяйственной деятельности и регулируются: Налоговым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) с учетом изменений, вносимых Законом № 83-ФЗ; уставом учреждения; нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъекта РФ и муниципального образования, на территории которых это учреждение функционирует. Законодательно уточнено, что осуществление приносящей доход деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Виды платных услуг, которые может реализовывать образовательное учреждение, регламентируются различными нормативными актами.
Законодательство Российской Федерации позволяет государственным (муниципальным) учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях:
- возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений (при этом в уставах должен быть перечислен исчерпывающий перечень этих видов деятельности);
- осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.
Закрепление правовым актом перечня платных услуг (работ), которые вправе оказывать (выполнять) государственные (муниципальные) учреждения, не требуется.
Оказывать (выполнять) платные услуги (работы) вправе учреждения всех типов.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (Приказ МО от 08.06.2010. №1374).
Перечень и стоимость дополнительных образовательных услуг, оказываемых государственными образовательными учреждениями Московской области на платной основе утверждены Приказом МО от 19 августа 2013 г. N 3181.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" к ним относят: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и др. Существует Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» ,где предусмотрено понятие: «платные образовательные услуги» - осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение».
Нормативные правовые акты Минобрнауки РФ
Письмо Минобрнауки РФ от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09 (Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования).
Приказ Минобрнауки РФ от 9 декабря 2013 г. № 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки России от 21 ноября 2013 г. N 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. N 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам
.
Предпринимательская деятельность характеризуется набором нескольких предусмотренных законом признаков:
1 – систематичность;
2 – направленность на получение прибыли (т. е. доходов, превышающих расходы);
3 – экономический риск как вероятность вложения средств и неполучения планируемых доходов (т. е. риск потери вложенных ресурсов);
4 – государственная регистрация (для некоммерческих организаций регистрация устава, в котором прописана та или иная конкретная предпринимательская деятельность).
Для предпринимательской деятельности характерны также некоторые внешние признаки:
– наличие рекламы (например, размещение объявлений, адресованных неопределенному кругу лиц);
– создание материально-технической и кадровой базы (наличие в штате нужных работников);
– длительный характер осуществления такой деятельности;
– отдельное ведение учета расходов и доходов и др.
Предоставление платных образовательных услуг образовательными учреждениями, как правило, подпадает под определение предпринимательской деятельности, предусмотренное ст. 2 ГК РФ[7], а также под понятие "коммерческая деятельность", используемое в Налоговом кодексе РФ.
Иная приносящая доход деятельность – это деятельность, которая не обладает совокупностью юридически значимых признаков предпринимательской деятельности. Нередко под иной деятельностью понимается также получение "пассивных" доходов, например: от сдачи в аренду помещений, пожертвований граждан и организаций, дивидендов от участия в коммерческих организациях, процентов по ценным бумагам и остаткам банковских счетов и т. п.
Как правило, такая "иная приносящая доход деятельность" не связана технологически с основной деятельностью и направлена исключительно на получение дополнительного финансирования. Получение доходов от такой деятельности допускается только в случаях, специально предусмотренных законом.
В частности, законами предусматривается право образовательных учреждений:
– выступать арендодателями имущества;
– получать пожертвования от граждан и организаций;
– получать доходы (за исключением казенных учреждений) от долевого участия в деятельности других организаций, приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и начисленных на них дивидендов и процентов.
Дополнительный доход может быть получен также в связи с выплатой неустойки (штрафа, пени) контрагентом учреждения по договору. Налоговое законодательство, как правило, относит подобного рода доходы к "внереализационным доходам" и отличает их от доходов, полученных от предпринимательской (коммерческой) деятельности, которые в части превышения расходов считаются прибылью учреждения.
Представляется, что "пассивные" доходы, для получения которых не требуется активных или систематических действий со стороны учреждения, следует перечислять в его правовых документах в дополнение к указанию на доходы от приносящей доход деятельности. Например: "Источниками финансирования учреждения являются доходы от приносящей доход деятельности, а также целевые пожертвования, дивиденды по акциям, проценты по ценным бумагам и иные внереализационные доходы после уплаты соответствующих налогов".
К доходам образовательных учреждений относятся доходы:
– от реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (например, за разрешение по лицензионному договору использовать служебное произведение, исключительные права на которое принадлежат учреждению), имущество и денежные средства, полученные по завещанию;
– от целевого капитала , сформированного в целях финансирования данного учреждения.
Таким образом, приносящая доход деятельность образовательного учреждения может осуществляться как основная уставная деятельность в форме:
– предоставления платных образовательных услуг по основным программам сверх задания учредителя (курсы подготовки к экзаменам, углубленное изучение предметов сверх учебного плана, дополнительные занятия с учащимися, нуждающимися в таких занятиях, и т. п.);
– реализации программ дополнительного образования, не предусмотренных в задании учредителя.
Образовательное учреждение может получать доходы от деятельности, связанной с уставной (предоставление услуг, реализация товаров), при условии, что виды такой деятельности прописаны в его уставе, а также от выполнения разовых договоров (контрактов), в т. ч. заключенных в результате проведения конкурса по размещению государственного (муниципального) заказа.
Учреждение может получать доходы, не обусловленные и не связанные с его деятельностью: от аренды имущества, в виде целевых пожертвований, грантов, наследства по завещанию и (за исключением казенных учреждений) в виде дивидендов по акциям, прибыли от участия в коммерческих организациях
Состав участников рыночных отношений в образовании
Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, органы лицензирования и аккредитации учреждений образования, образовательные фонды, ассоциации учреждений образования, образовательные центры
Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.
Организация сбыта образовательных услуг
В соответствии со ст. 45 и 50 Закона РФ "Об образовании" обучающиеся имеют право на получение дополнительных (в т. ч. платных) образовательных услуг, а государственное (муниципальное) образовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги).
В качестве условия оказания перечисленных выше образовательных услуг ст. 45 Закона РФ "Об образовании"[8] устанавливает, что платные услуги не могут быть предусмотрены "соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами", т. е. должны выполняться за их рамками.
Очевидно, что это условие сформулировано неопределенно и допускает различные толкования. Так, федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) содержат набор требований к результатам освоения, условиям реализации и структуре образовательной программы.
По ФГОС невозможно определить границы между бюджетным (бесплатным) образованием и платными услугами. Аналогичные затруднения может вызвать и попытка определения рамок бесплатного образования по образовательной программе, в частности по ее содержательной части. При этом, однако, возможен подход к определению "рамок" соответствующей программы по количеству часов, предусмотренных учебным планом на ее реализацию. Но и такой показатель по многим причинам не равнозначен объему полученных знаний.
В качестве критериев для определения возможности введения платных услуг более приемлемыми представляются показатели, характеризующие государственное (муниципальное) задание и, что понятнее, деятельность, финансируемую за счет бюджетных ассигнований. Платные образовательные услуги могут выполняться сверх государственного (муниципального) задания, т. е. сверх деятельности, финансируемой из бюджета.
Статья 13[9] Закона РФ "Об образовании" предусматривает обязательное указание в уставе образовательного учреждения на наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе.
Общие требования к содержанию договора о возмездном оказании услуг установлены ГК РФ (ст. 779–783[10]). При этом согласно ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг также применяются общие положения о подряде (ст. 702–719[11]), если они не противоречат правилам договора возмездного оказания услуг (ст. 779–782) и особенностям предмета договора.
Порядок оформления и необходимые условия договоров о предоставлении платных образовательных услуг гражданам определяются постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505[12], которым утверждены Правила оказания платных образовательных услуг.
Примерная форма договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями утверждена приказом Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2003 № 4971).
В случае оказания платных образовательных услуг по договору с гражданами,заключению договора об оказании платных образовательных услуг предшествует информирование потребителя о поставщике и характеристике этих услуг, чтобы обеспечить возможность их правильного выбора. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ «О защите прав потребителя» и конкретизирована в выше названных Правилах оказания платных образовательных услуг.
Согласно ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ на официальном сайте образовательно организации в сети «Интернет», во-первых, размещается общая информация (устав, лицензия, свидетельство об аккредитации и др.), а во-вторых,документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, а также документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе
По общему правилу образовательная деятельность подлежит лицензированию. Однако в случае предоставления платных образовательных услуг допускаются отдельные исключения из этого правила. В частности, согласно постановлению Правительства РФ от 16.03.2011 № 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности"[14] не лицензируется "образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании".
К платным дополнительным услугам, которые могут оказывать образовательные учреждения, относятся:
Образовательные услуги:
- изучение учебных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных учебным планом;
- репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;
- различные курсы: по подготовке к школе и поступлению в учреждения профессионального образования, по изучению иностранных языков (сверх обязательной программы), повышения квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография).
Развивающие услуги:
- различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и так далее;
- создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и так далее, то есть всему тому, что направлено на развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов (ФГОС);
- создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).
Организационные услуги:
- организация досуга обучающихся (дискотеки, клубы по интересам, лектории, театр, концертная деятельность, экскурсии, туристические походы);
- организация профилактических и лечебных мероприятий, групп по коррекции физического развития;
- улучшение условий пребывания и питания и другие.
Основные виды социальных инвестиций в сферу образования
Основными видами социальных инвестиций в сферу образования могут быть следующие:
• финансовые инвестиции в виде пожертвований в фонды развития и иные фонды, предназначенные для развития учебного заведения, грантовые образовательные программы;
• прямые социальные инвестиции, направленные на совершенствование или изменение рынка труда в целом или на территории своего присутствия;
• развитие совместных проектов на основе софинансирования и получения взаимной выгоды;
• лоббирование интересов учебного заведения, проведение разнообразных совместных акций и мероприятий;
• безвозмездное предоставление каких - либо товаров и услуг учебному заведению.
Нормативные документы образовательной организации.
Устав образовательного учреждения
Локальные акты:
Положение о структурном подразделении
Положение о платных образовательных услугах
Положение о расходовании средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
Положение о стимулирующих выплатах за счет средств предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
ЛицензияКоллективный договорПриказы образовательной организацииОб учетной политике образовательной организации
Об организации платных образовательных услуг
Об утверждении Положения об организации и оказании платных образовательных услуг
Об утверждении Положения о расходовании средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
Об утверждении должностных обязанностей
Об утверждении Положения о стимулирующих выплатах за счет средств предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
Об утверждении штатного расписания
Об утверждении прейскуранта цен
О правилах приема на платные образовательные услуги
О правилах оказания платных услугДокументооборот платной образовательной услугиДоговор
Учебный план
Тематический план, программа дисциплины
Смета
Личное дело слушателя:
Заявление
Копия паспорта
Копия документа об образовании (копия трудовой книжки)
Протокол тарификации
Тарификация
Расписание занятий
Журнал учета занятий
Справка о прочитанных часахПриказы:
О зачисленииОб отчисленииО выпускеПротокол выпускной квалификационной аттестацииПоименная книгаКнига приказовКнига выдачи документовКопия документа, выданного образовательным учреждениемЖурнал учета договоровСчет
Акт выполненных работАкт передачи документов бухгалтерииИнформационныйстенд.
Устав
Лицензия
Адрес и телефон учредителя
Образец договора
Перечень услуг
Перечень категорий потребителей
Право на получение льгот
Книга замечаний и предложений
Контроль за образовательными и иными, приносящими доход, услугамиПриказ о создании ревизионной комиссии
Приказ об организации проверки
Акт о результатах проверки
Анализ работы по оказанию платных услуг на Управляющем совете
Анализ работы по оказанию платных услуг на Итоговом педагогическом совете по завершению финансового года
Формирование плана деятельности, приносящей доход. Финансовые риски
Составление и утверждение бизнес-плана ОУ
Практически невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий на рынке образовательных услуг. В этой ситуации бизнес-план позволяет решить ряд насущных задач и стать основной рекламного бюджета.
Наш бизнес-план включает разработку цели и задач, которые ставятся перед учреждением на перспективу, оценку текущего состояния оказываемых образовательных услуг, анализ рынка и информацию о потенциальных потребителях.
В плане даётся оценка финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции аналогичных услуг.
Рассмотрим структуру нашего бизнес-плана в данной области предпринимательской деятельности.
I. Титульный лист
1. Название и адрес образовательного учреждения.
2. Суть предполагаемой разработки образовательной программы или рекламной кампании: их цели и эффективность.
II. Описание предлагаемых услуг или рекламной кампании по продвижению
1. Характеристика предлагаемых услуг, рекламной кампании и их предназначение. Количество часов. Определение статуса выдаваемого документа.
2. Основные характеристики потенциальных потребителей услуг (сегментирование)
3. Список основных конкурентов.
4. Стратегия и ассортимент предлагаемых аналогичных услуг конкурентами (основные их качественные характеристики).
5. Ценовая стратегия и тактика конкурентов.
6. Описание выгод, и преимуществ, получаемых абитуриентами от образовательных программ.
7. Прогнозируемая оценка преимуществ и конкурентоспособность образовательных программ (услуг) на рынке.
8. Оценка и характеристика предполагаемого спроса на образовательные услуги.
9.Определение предварительной цены и скидок на услуги.
III. План маркетинга и рекламы.
1. Предлагаемая система реализации маркетинговых и рекламных услуг.
2. Описание целевой рекламной аудитории.
3. Структура цены.
4. Возможные дополнительные льготы потребителям услуг.
IV. Производство и реализация образовательной программы
1. Место реализации.
2. Оценка месторасположения учреждения: близость к потребителям услуг, транспортная (пешеходная) доступность и т.д.
3. Анализ возможностей или нецелесообразности кооперации с другим образовательным учреждением (организацией).
4. Методы и стандарты контроля качества образовательных услуг.
5. Возможности использования современных инновационных технологий и их описание.
6. Предполагаемые издержки при “производстве услуг” и их возможная динамика.
V. Организационный план
1. Организационная схема управления.
2. Перечень имеющихся специалистов (их квалификация, функциональные обязанности, опыт работы, права и полномочия, достоинства и недостатки).
3. Форма привлечения ППС и представителей реально профильного бизнеса к участию в оказании образовательных услуг (постоянная работа, совместительство и пр.).
4. Предполагаемый уровень и формы оплаты труда
5. Формы сотрудничества (принципы найма: трудовые договора, гражданско-правовые договора, испытательный срок и пр.).
VI. Оценка возможных рисков
Перечень возможных рисков:
а) отношение местных властей (возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих организацию платных образовательных услуг);
б) наличие аналогичных услуг у конкурентов;
в) изменчивость спроса на услуги;
г) платёжеспособность потенциальных потребителей;
д) трудности с набором квалифицированных преподавателей и специалистов реального сектора отрасли др.
VII. Финансовый план реализации образовательной программы
1. Объём первоначальных затрат, необходимых для организации платных дополнительных образовательных услуг.
2. Источники финансирования и пополнения денежных средств
3. Условия привлечения денежных средств и порядок оплаты.
4. Налоговые последствия предоставления образовательных услуг (перечень видов налогов, ставки налогов, сроки их уплаты, имеющиеся льготы)
Стимулирование работников учреждения, осуществляющих платные образовательные услуги
Система оплаты труда работников учреждения, осуществляющих должностные обязанности в рамках оказания учреждением платных образовательных услуг и осуществления учреждением приносящей доход деятельности, устанавливается в соответствующих коллективных договорах, соглашениях, локальных актах учреждением самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти и муниципальными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с оплатой труда работников учреждений, с учетом мнения представительного органа работников, за счет средств учреждения от оказания платных образовательных услуг и осуществления приносящей доход деятельности. На основании «Положения о предоставлении платных услуг » средства на оплату труда распределяются в следующих размерах:
До 50% - на заработную плату основным исполнителям, оказывающим дополнительные платные услуги
До 10% -на оплату руководителям МБОУ
До 10%- надбавка к заработной плате основным исполнителям за сложность
До 15%- на премию основным исполнителям за производственный результат
До 10%-бухгалтеру, обслуживающему дополнительные платные услуги
До 5%- на оплату труда тех. персоналу
До 5%- муниципальному учреждению «ЦБОУ» и специалистам экономической и финансовой службы.
Заключение
Искать и находить организационные формы по привлечению дополнительного финансирования, что позволило бы обеспечить ОУ хорошим, соответствующим требованиям сегодняшнего дня, достатком – одна из главных задач современной образовательной организации.
Результат деятельности любой школы зависит, прежде всего, от того, какой руководитель стоит во главе ее управления. В современных условиях конкурентной среды перед директором школы стоит непростая задача – найти экономически целесообразное направление обучения и качественно организовать образовательный процесс. Эффективное управление кадрами, регулирование образовательной деятельности, материальное обеспечение классов методическими материалами и техническим оборудованием, ремонт и обслуживание помещения школы – все это необходимо выполнять и координировать директору в современных, меняющихся условиях жизни.
Директор современной школы обязан быть педагогом и организатором, юристом и экономистом. Важными качествами руководителя являются талант управленца и хозяйственника. Сегодня в школы пришла новая система финансирования. От количества учащихся и воспитанников зависит бюджет образовательного учреждения. Чтобы привлечь детей в школу, нужно быть конкурентоспособными. При этом имеет значение абсолютно все: и уровень качества преподавания, и санитарное состояние зданий и территорий. Директор – менеджер, он обязан просчитывать на много шагов вперед, насколько экономически выгодным будет то или иное его решение, насколько оно будет эффективным. Привлечь детей в школу, рационально распределить средства и приумножить их – непростая задача для руководителя. Для того, чтобы школа могла претендовать на гранты, притягивать внебюджетное финансирование, нужно, чтобы перестроился весь коллектив — и учителя, и администрация. Педагоги должны заняться научной деятельностью, при этом оставаться хорошими практиками. Завучи должны научиться формулировать проекты, писать заявки на гранты, готовить отчеты. Конечно, всю эту систему эффективного менеджмента налаживает директор.
Список литературы (Интернет -источников)
Федеральный закон № 83-ФЗ: основные положения, механизмы и инструменты [Текст] / Министерство финансов Российской Федерации; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; под ред. М. Ю. Алашкевича, Б. Л. Рудника. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 79, [1] с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7598-0947-0
Письмо Минобрнауки РФ от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09 (Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования).
Приказ Минобрнауки РФ от 9 декабря 2013 г. № 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки России от 21 ноября 2013 г. N 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. N 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
http://eduinspector.ru/2013/08/25/platnye-obrazovatelnye-uslugi-po-novym-pravilam/http://www.menobr.ru/paywall/1?windowId=128&referrer=http://www.menobr.ru/article/39345-okazanie-platnyh-obrazovatelnyh-uslughttp://base.garant.ru/