Методическая разработка конкурса «Правовая грамотность» среди обучающихся, посвященное ко Дню Конституции.

Методическая разработка конкурса «Правовая грамотность»
среди обучающихся, посвященное ко Дню Конституции.

Форма конкурса: интеллектуальная игра
Цели мероприятия:
Актуализация знаний о конституционных основах Российской Федерации, повторение и закрепление вопросов, изученных ранее в курсе обществознания.
Расширение знаний о конституционных основах нашего государства, формирование понимания необходимости знания Конституции как основного закона.
Продолжить работу по формированию основ правовой культуры.
Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
Развитие интеллектуальных способностей и командно-групповых форм работы учащихся.
Участники: команды 10-11 классов.
Требования к командам:
- Состав не более 6 человек
- Название команды
Требования к жюри:
В составе жюри – нечётное количество человек, не менее 3-х. Желательно участие в жюри подготовленного состава - преподавателей общественных наук или представителей органов правопорядка. Жюри оценивает работу коллективно. С заданиями, правильными ответами и системой оценок жюри должно познакомиться перед игрой.
Ход мероприятия.
Добрый день! Сегодня собрались самые остроумные, самые находчивые ребята 3-х дружеских школ, чтобы доказать, что они самые остроумные, самые находчивые! Приглашаются команды на сцену. Представление жюри.
Вопросы для разминки.

Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
Наша Родина Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.
Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.
Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий волю к миру, красный готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.
Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.
Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. Ответ: Референдум.



1КОНКУРС : Представление команд.
Каждой команде дается 5 минут на представление своей команды.

2 КОНКУРС : Мои права.
Давайте вспомним какими видами прав обладает человек по Конституции РФ.
Я зачитываю статью, а вы определяете, к каким правам относится данная статья. (за правильный ответ 1 балл)

1. Каждый имеет право на жизнь. (гражданское ).
2. Жилище неприкосновенно (гражданское ).
3.Право частной собственности охраняется законом ( экономические)
4. Каждому гарантируется свобода мысли и слова (политические ).
5. Право на свободу и личную неприкосновенность (гражданское)
6. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного творчества(культурное).
7. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (социальное).
8. Граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (политические).
9. Каждый имеет право на жилище (социальное).
10 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания (гражданское).
11.Граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить митинги и демонстрации (политические).
12. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности ( экономические).

3 КОНКУРС: Восстанови истину.
Вы получили лист с неправильным текстом статей Конституции. Ваша задача – написать рядом правильный текст (за каждое правильно отгаданное слово 1 балл)
1) РФ – Россия есть тоталитарное (демократическое)государство с монархической (республиканской) формой правления.
2) Достоинство личности охраняется самой личностью (государством), а не государством.
3) Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является президент (народ) России.
4) Граждане РФ не имеют (имеют) право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
5) Право частной собственности охраняется гражданами (законом) .
6) Гражданин РФ может (не может) быть выслан за пределы РФ и может (не может) быть выдан другому государству.
7) Народ (Президент) является гарантом Конституции РФ.
8) Только избранные люди (все граждане) имеют право на свободу и личную неприкосновенность.
9) В РФ признается идеологическое единство (многообразие).
10) Государственная власть в России осуществляется Президентом РФ и местным самоуправлением (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ).


4 КОНКУРС: Черный ящик. (за каждый правильно угаданный предмет 2 балла)
1. В ящике находится то, что в переводе с латинского означает установление, устройство. (конституция)
2. В ящике находится книга, состоящая из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (уголовный кодекс)
3. Это волнует людей во многих странах мира. С этой пагубной страстью бороться в цивилизованных странах, не пускает в общие вагоны поездов, салоны самолетов. Это запрещено в общественных местах: в школах, вузах, кинотеатрах. Что находиться в черном ящике? (сигарета)
Во время сухого закона в США контрабандисты перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашем ящике находится то, чем перекладывали бутылки в ящиках. (соль)
5. В ящике находится часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. Что в черном ящике? (шапка)
6. У лесных зайцев нет клыков, а у городских зайцев нет именно этого. Что в черном ящике? (билет)
5 КОНКУРС: Конкурс капитанов. (каждому капитану задаются вопросы 1 ответ – 1балл)

-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ? (Президент)
-Форма правления в России? (Республика)
-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )

6 КОНКУРС: Праздничная телеграмма.
Задача команд – составить поздравительную телеграмму с Днём Конституции всем присутствующим, выразив свою мысль в 3-5 предложениях, считая обращение. Творческий подход приветствуется.
Примеры составленных телеграмм:
- Законы всегда помогали людям в сложных ситуациях. Именно живя по ним, человек понимает, как поступить при тех или иных условиях. Хочется пожелать, чтобы Основной Закон нашей страны соблюдался неукоснительно, и каждый российский гражданин был уверен в своем будущем. Поздравляем всех с Днем Конституции России!
- День основного закона России  праздник для каждого гражданина великой страны. Для каждого, кто уважает наше государство, его правовые основы само слово «Конституция» это не пустой звук. И в этот замечательный день стоит поздравить каждого, кто не чужд истории и культуре отечества, ведь Конституция  гарантия всех наших прав и свобод, всего, чего мы имеем. С праздником!
9. Итоговое выставление оценок жюри.
Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.
Жюри подводит итоги и награждает победителей. Общее время игры – 1,5 астрономических часа.
После окончания игры возможно проведение рефлексии, анкетирования участников для выявления достоинств и недостатков проведённого мероприятия.














Приложение. Таблица для оценивания команд жюри.


КОНКУРСЫ




Названия команд.




1. Приветствие команд.
(макс. кол-во баллов – 5)




2.»Мои права».
(за каждый правильный ответ 1 балл, всего 12 баллов).




3. «Восстанови истину».
(за каждый правильный ответ 1 балл, всего 10 баллов).




4. «Черный ящик»
(за каждый правильный ответ 1 балл , всего 3 баллов).




5. «Конкурс капитанов»
: за каждый правильный ответ
1 балл










6. «Праздничное поздравление».
(макс. кол-во баллов – 5)




Итог игры:





















Приложение. Грамоты.





награждается
команда ____________
______________________,
занявшая ___ место
в муниципальном этапе конкурса «Правовая грамотность»
и за победу в номинации
«Интеллектуальный прорыв»












награждается
команда ___ класса
______________________,
занявшая ___ место
в муниципальном этапе конкурса «Правовая грамотность» и за победу в номинации
«Не сдамся, не отступлю,
бой до победы доведу!»

Директор школы:





награждается
команда ___ школы
______________________,
занявшая ___ место
в муниципальном этапе конкурса «Правовая грамотность» и за победу в номинации
« Коллективное созвучие
мыслей»

Директор школы:



15