Урок по окружающему миру по теме Как живут растения? Как живут животные? (1 класс)


МБОУ «Поводимовская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок.
1 класс


Провела: Канатова Н. А.

Тип урока: комбинированный.
Цель урока: помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям и животным.
Задачи:
ознакомить учащихся с водой, воздухом и теплом как условиями жизни растений и животных;
формировать представления о единстве растительного и животного мира с условиями внешней среды, расширяя знания детей о жизни растений и животных;
продолжать формировать обще-учебные умения и навыки: работать с учебником, рабочей тетрадью, точно выполнять инструкции учителя;
развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;
воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.
Методы и методические приемы: беседа, использование художественного слова(стихотворение,загадки), вопросы, элементы драматизации, наглядный материал-картинки, рассказ по результатам наблюдения, практическая работа: посадка луковицы, презентация.
Оборудование: - силуэт дома из бумаги;
- карточки со словами «РАСТЕНИЯ», «ЖИВОТНЫЕ»,
«ПИЩА», «ВОДА», «ТЕПЛО», «СВЕТ», «ВОЗДУХ»;
- презентация.
Структура урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Повторение пройденного материала.
Изучение нового материала.
Практическая работа.
Физкультминутка.
Работа по учебнику.
Итог урока.
Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вопросы учителя: - Какое сегодня число?
- Какой месяц?
- Какой идет год?
- Какой сегодня день недели?
1слайд: Сегодня 4 апреля 2014год, пятница.
2.Вступительное слово.
Учитель. – Наш урок хочется начать небольшим стихотворением:
Все имеется у нас на потом и на сейчас:
Реки, горы и леса, голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!
Все она отдать нам рада, только жадничать не надо!
И останется тогда все для всех и навсегда!
2слайд: Планета Земля

- Все мы с вами жители планеты Земля. Кроме нас, людей, на планете есть еще очень много жителей. Назовите их. Как называется наш общий дом? (Природа)
3слайд: Природа

3.Повторение пройденного материала.
На столе силуэт дома и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.
Учитель. – Давайте заселим наш дом. (Заселяют дети)
4. Изучение нового материала.
Чтение новостей черепахи. (читает Суняева Настя) (см. уч. «Окружающий мир» - А.А. Плешаков)
4слайд: Пшеница проросшая и пшеничное поле.


5. Практическая работа. Практическая работа с луковицей (Сажаем луковицу в баночку с водой и оставляем на прорастание).
Учитель. – С сегодняшнего дня мы будем наблюдать за нашим луком.
6. Физкультминутка. (мимики животных)
5слайд : ЖИВОТНЫЕ

Учитель. - Я буду зачитывать загадку, а вы постарайтесь отгадать животного. (показ слайдов)
- На какие группы можно разделить животных, которых вы разгадали.
- А как вы докажите, что животные- живые существа? ( Они питаются, дышат, размножаются)
6слайд: СЛОН, КОРОВА, КОЗА, БЕЛКА,




- Назвать гласные буквы.
- Найти гласную, которая смягчает звук согласной.
-Назовите свои примеры.
7.Закрепление материала.
а) работа по учебнику в парах.(соединяем кто что ест)
7 слайд: кто что ест (самопроверка)


Вопросы.
– Так что же необходимо животным для жизни?
- Для роста детенышей и для жизни взрослых животных нужна не только пища. Подумайте, что еще нужно животным.
- Все животные приносят потомство, размножаются. Для себя и своих детенышей многие животные строят жилища.
- Для чего животным нужен дом?
- Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать о каком животном идет речь, и найдите его жилище на стр.53 (уч. «Окружающий мир» - А.А. Плешаков)
Загадки.
1.Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины,
И плотину. (бобр строит хатку)
2.Плотник острым долотом
Строит дом с одним дуплом. (дятел живет в дупле)
3.Сделал дыру, вырыл нору.
Вот спальня, вот кладовая-
Все сделано ловко.(хомяк роет нору)
4. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.(ласточка вьет гнездо)
5. Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит, будет плохо.(оса строит гнездо.)
Учитель. - В чем же еще нуждается живое существо?(воздух, вода)
- Вот мы и нашли ответы на поставленные вопросы в начале урока. Новости, которые нам зачитали Настя и Максим.
В жизни живых организмов играют объекты неживой природы, они тесно взаимосвязаны и между ними существуют невидимые нити.
Давайте это проверим.
Сценка.
Учитель. В нашей местности растет дуб. Мистер Дуб, кто живет на вашем дереве?
Дуб. На моем дереве живет белка.
Учитель. А кто питается опавшими желудями?
Дуб. Желудями питается кабан.
Учитель. Мы знаем, что для жизни животных и растений необходимы вода и свет.
Учитель. Все эти объекты живой и неживой природы тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.
Учитель «опутывает» ниткой всю группу учащихся.
Учитель. Они все нужны друг другу для жизни. Но вот пришел лесник и срубил дерево.
Все разбегаются.
Учитель. Белка лишилась своего дома, а кабан корма и они вынуждены были переселиться в другое место. Так была разрушена невидимая на первый взгляд нить, которая связала их вместе. Я думаю, что посмотрев эту сценку, вы увидели – как порой человек, совершая поступок, не задумывается о его последствиях, нанося вред окружающей среде. Будьте природе другом:
Любите и берегите ее! « ... И останется тогда все для всех и навсегда»
8.Итог урока.
- На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопросы: как живут растения? Как живут животные?
-Как вы считаете, мы смогли найти ответы на эти вопросы?
Литература:
1.Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» - М.; «Вако», 2013.
2.Потемкина Т.В., Кравченко Н.С. Справочник начальной школы, - М.; Айрис пресс, 2008.
3.http://www.nojournal.ru/content/pedsovet
4.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1300/