Конспект урока по биологии «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленном с полом» (9 класс)


МОУ Калининская СОШ
Составитель: учитель биологии Тюрина Елена Михайловна
Конспект урока Биологии 9 класс
Тема урока: «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленном с полом»
Тип урока: комбинированный
Цель: Сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом
наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах.
Задачи:
Образовательные: 1. Познакомить учащихся с генетикой пола.
2. расширить знания учащихся о наследственности и изменчивости признаков.
Развивающие: 1. Продолжить закрепление навыков решения генетических задач.
2. Развивать у учащихся такие личностные качества как, сосредоточенность, наблюдательность.
Воспитательные: 1. Сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.
2. Воспитывать у учащихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, умение
слушать и уважать мнение товарищей.
Методы обучения: Фронтальный опрос, рассказ, элементы проблемной ситуации, решение генетиче-
ских задач.
Оборудование: Доска, учебник, текст задач.
Литература: 1. Мамонтов С.Г. Общая биология: Учебник для средних специальных учебных заведений/
С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров., стер.- М.: Высш. шк.; 2010 г.
План урока.
I Организационный этап. (2 мин.)
II Актуализация знаний учащихся.(5 мин.)
Фронтальный опрос(работа с терминами).
III Изучение нового материала.(24-30 мин)
1 Проблемный вопрос.
2 Работы Т. Моргана по определению пола. Понятия : «Кариотип», «аутосомы», «половые хромосомы».
3 Наследование признаков, сцепленных с полом. молекулярные и хромосомные болезни.
IV Закрепление изученного материала.(7- 12 мин.)
V Домашнее задание. (1-2 мин)

Ход урока.
I Организационный этап.
Взаимное приветствие учеников и учителя. Фиксация отсутствующих и проверка готовности учащихся к уроку.
этап работа учителя работа учеников
IIАктуали-
зация знаний.
фронтальный опрос класса 1)Аллельные гены
2)гетерозиготность
3)гомологичные хромосомы
4)доминантность
5)генотип
6)диплоидность
7)рецессивность
5)фенотип 1)гены, расположенные в одних и тех же точках гомологичных хромосом.
2)состояние гибридного генетического набора, при котором гомологич-ные хромосомы содержат различные аллели.
3)хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковый набор аллельных генов.
4)преимущественное появление в фенотипе одного из двух парных генетических признаков в противоположность рецессивному признаку.
5)совокупность генов в генетическом наборе у данного вида.
6)наличие четного числа хромосом в клетках, при котором каждой хромосоме соответствует ее гомолог.
7)отсутствие проявляе-мости данного аллеля в паре с доминантным аллелем.
8)совокупность свойств и признаков организма, которые являются резуль-татами взаимодействия генотипа особи и окружающей среды.
III изучение нового материала.
1 Проблемный вопрос.
Ученые заметили, что в мире рождение девочек и мальчиков приближено к соотношению 1:1. Почему так происходит? Почему некоторые болезни женщины передают своим сыновьям, а дочери этими болезнями не болеют?
2 Работы Т.Моргана по определению пола. Понятия «кариотип», «аутосомы», «половые хромосомы».
С 1911 г. Томас Морган и его соратники начали публиковать серию работ, которых экспериментально, на основе опытов с дрозофилами, и была сформулирована в основных чертах хромосомная теория наследственности, подтвердившая и подкрепившая законы, открытые Менделем.
Особенно четким примером метода установления зависимости между фенотипическими признаками организмов и строении их хромосом служит определение пола. У дрозофил фенотипические различия между двумя полами явно связано с различиями в хромосомах.
Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов – аутосомы
Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют половыми хромосомами.
Общее число, размер и форма хромосом – кариотип.
У человека 23 пары гомологичных хромосом, из них 22 пары аутосомы, последняя пара- половые хромосомы.
О XX OXY
Такие различия по половым хромосомам характерны для большинства животных, например у птиц и бабочек наблюдается обратная картина: у самца ХХ, у самок ХУ. У некоторых насекомых(прямокрылых) Y-хромосомы нет совсем, так что самец имеет генотип ХО.
Если в зиготу попадают две Х-хромосомы, то рождается девочка. Мальчик же родится, если от мамы придет Х-хромосома, а от папы Y-хромосома.
3. Наследование признаков, сцепленных с полом. Молекулярные и хромосомные болезни.
Гены, находящиеся в половых хромосомах, сцепленные с полом. Так как Х-хромосома больше чем Y-хромосома, в Х- хромосоме содержится больше генетической информа-ции, поэтому в Х-хромосоме имеется участок, для которого в Y-хромосоме нет гомолога. Поэтому у особей мужского пола признаки, определяемые генами этого участка, проявляются даже в том случае, если они рецессивны.
Например, заболевание гемофилия (сцепленный с полом рецессивный признак, при котором нарушается образование фактора VII, ускоряющего свертывание крови). Пример в родословной королевы Виктории.
Рассмотрим для примера такую задачу: В брак вступила здоровая женщина, но носитель гена гемофилии, и здоровый мужчина. Какие у них родятся дети?
Рассмотрим возможные варианты наследования гена гемофилии.
генотип фенотип
ХH ХH здоровая женщина
ХH Хh зд. женщина (носитель)
XH Y здоровый мужчина
Xh Y мужчина больной гемофилией
Xh Xh женщина больная гемофилией (летален)
Р: О ХH Хh х О ХH Y
G: ХH Хh ↓ ХH Y
F1: ХH ХH ХH Хh ХH Y ХhY
зд.д. д.н. зд.м. бол.м.
Кроме генетических заболеваний существуют и хромосомные, связанные с изменением числа хромосом.
Синдром Дауна. Возникает из-за того, что в 21 хромосомной паре не 2 гомологичные хромосомы , а три- трисомия. обсуждают проблемные вопросы, предлагают возможные гипотезы.
внимательно слушают и записывают основные элементы рассказа.
записывают определения в тетрадь.
записывают в тетрадь основные понятия с примерами.
внимательно слушают.
по рисунку в учебнике изучают родословную Королевы Виктории, делая выводы о том, что гемофилией болеют в основном мужчины.

записывают задачу и ее условия. Вместе с учителем решают и записывают решение в тетрадь.
записывают в тетрадь пример хромосомных заболеваний.
IV Закрепле-ние изученного материала. 1.Решим задачу: Скрестили черную кошку и рыжего кота, какие у них будут котята?
В- черный цвет
b- рыжий цвет
Bb- черепаховый цвет
2. Найдите соответствия.
кариотип пара различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки
половые хромосомы одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов
аутосомы общее число, размер и форма хромосом
гетерогамет-ный пол XX
гомогамет-ный пол XY
таблица написана на доске. у доски решает один из учеников. остальные решают в тетради.
P: O X B XB x O Xb Y
G: XB ↓ Xb Y
F: XB Xb XB Y
черепах.кошка черн. кот
ученики по одному выходят и ставят стрелки соответствия в таблице.
V домашнее задание §39- 40 учить.
задача: В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук дальтоник? записывают домашнее задание в дневник. задачу в тетрадь.