Конспект урока по окружающему миру Зачем люди осваивают космос?

МБОУ «СОШ №1 п.г.т. Актюбинский»
Азнакаевского муниципального района РТ






Окружающий мир

Тема урока:"Зачем люди осваивают космос?"









Учитель начальных классов
Матвеева И.И.













2016 год


Урок окружающего мира по УМК "Школа России" Тема урока:"Зачем люди осваивают космос?" Место занятия в учебном процессе: раздел "Почему и зачем?" Форма проведения: урок с применением ИКТ. Тип урока: комбинированный. Цель урока: систематизировать и расширить представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека. Характеристика учебной деятельности:
понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить;
рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;
работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку;
моделировать экипировку космонавта;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Формируемые УУД
Личностные: начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, связанные с темой урока; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход работы
I .Организация начала урока
Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Но прежде, чем мы с вами начнем урок, повернитесь друг к другу, посмотрите, улыбнитесь! А вот теперь с хорошим веселым настроением приступим к нашему уроку!
II. Самоопределение к деятельности
Учитель: Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы? На рисунках изображены воздушный  шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, Карлсон.
Дети. Все они способны к полёту.
У. На какие группы можно разделить эти предметы?
Д. Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт.
У. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд!
– Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? (Ответы учащихся: на метлах – баба-Яга, на утках – лягушка-путешественница, на ковре-самолете Хоттабыч, на собственной бороде – Черномор.) 
То были сказки. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт:
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
– Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

Постановка задач урока
Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О космосе.)
И вот через несколько минут и нам с вами предстоит совершить это увлекательное путешествие в просторы космоса. Впереди вас ждут интересные задания.
Чтобы космонавтом стать,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
Ребята, скажите каким видом транспорьта мы воспользуемся? Они у нас есть?
Вот и ваше первое испытание. Сейчас вы станете космическими инженерами-строителями. И каждая пара создаст свою ракету. У каждой пары есть макет ракеты, но чтобы она взлетела в космос, ее необходимо привести в порядок. Что же не так с вашими ракетами? Что для этого необходимо сделать?
Прошу. Итак у вас ровно 2 минуты, чтобы раскрасить ракету и приготовить ее к старту. А полет ваших ракет начнется с космодрома, он находится здесь. Как только ваша ракета будет готова, прошу закрепить ее на взлетной площадке.
Ну что, проверим, как вы готовы к полету? Тогда прошу встать и приготовится к полету. Необходимо проверить вашу готовность.
Итак, все готово к полету.
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим.
Начинаем предстартовый отсчет. Считаем от 10 до нуля и заводим наши моторы. Готовы?
Пуск !
III. Работа по теме урока
Беседа, работа по учебнику
- Рассмотрите рисунки на с. 72
Как вы понимаете, что такое космос?
Как вы думаете, а где найти точное значение слова? (В толковом словаре). (Показать и зачитать).
Словарь С.И.Ожегова так объясняет это слово. Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир. – Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.
Итак мы с вами подошли к теме нашего урока, которая называется: «Зачем люди осваивают космос?» И сегодня на уроке мы поставим 2 вопроса, на которые нужно получить ответы к концу урока!
1.Зачем космонавты летают  в космос?
2. Для чего нужны искусственные спутники Земли?
Давайте с вами вспомним:
Какую форму имеет наша Земля? (Форму шара)
Что такое Луна? (Естественный спутник Земли)
Как вы понимаете естественный спутник? (Который создала природа)
- Найдите на рисунке на с. 73 первый искусственный спутник Земли, рассмотрите его.
А что такое искусственный спутник Земли? (Его создали люди)
4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Вот как он выглядел. (с. 73) Он весил 83,6 килограммов и имел форму шара диаметром 58 сантиметров. Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса. Спутники выполняют определенную роль в космосе. Они следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт.
Есть спутники-разведчики. Как вы думаете, что это за такие спутники?
– Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой
Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта.
А какая собака должна была быть?
Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Почему? Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос. Но и на этом человек не остановился, он сам захотел побывать в космосе и увидеть все своими глазами. Скажите, а какого числа празднуется день космонавтики? (12 апреля)
А кто знает, почему именно 12 апреля? (ответы)
12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.  В том же году день полета в космос был объявлен праздником – Днем космонавтики.
Как называется костюм космонавта? (скафандр)
В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр. Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту. Конечно, в скафандре не очень удобно, он стесняет движения, но это безопасно. Скафандр имеет свою систему подачи воздуха. Если к нему подключить автономную систему дыхания, то человек может выходить в открытый космос. Эта система находится в ранце. Надевают его за спину, как наши портфели, только весит такой ранец около сорока килограммов. Но при невесомости этот вес совсем не ощущается.
А как вы думаете, есть ли в космосе у космонавтов свой дом? Как она называется?
У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
Как работают космонавты?
Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.
Вот такая не легкая работа у космонавтов! А сейчас мы с вами будем работать в паре.
Выполнение заданий в рабочей тетради
Правила работы в паре
1. Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Если не понял, переспроси. 4. Своё  несогласие высказывай вежливо.
Стр. 50, задание № 1.
- Рассмотри фотографии. Постарайтесь подобрать к каждой фотографии подпись.
- Выполните задание.
( Проверка в парах.)

Стр. 50, задание №2
(Работа в парах.)
- Найдите приложение к заданию. Оденьте мальчика в специальную одежду для космонавтов.
IV. Физкультминутка
Ракета
А сейчас мы с вами, улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз
Раз, два,
(Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».)
Три, четыре –
(Основная стойка.)
Вот летит ракета ввысь!
          

V. Продолжение работы по теме урока.
В полёте космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь Во вселенную ты держишь (путь).
Главным правилом у нас Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых Не возьмём мы на (орбиту).

1. Работа по учебнику
(Работа в группах. Чтение и обсуждение вопросов на с. 73. Самопроверка по учебнику (с.92)
Работа в группах. Чтение с заданием.
– Мы с вами выяснили, что космонавты должны обладать трудолюбием, чтобы достичь высоких результатов. Трудолюбие это очень важное качество для любого человека. Сейчас мы с вами тоже будем воспитывать в себе это качество. Вы будете сами добывать знания. Каждая группа получила лист с текстом и заданием. Читаете текст про себя и готовите ответы на вопросы. Затем мы будем обмениваться полученными знаниями друг с другом. А также надо выбрать слова, которые являются в вашем тексте ключевыми.
Примерные тексты.
1 группа. Космическая орбитальная станция.
У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. (космос, космическая станция)
Вопросы:
1. Как называется дом космонавтов? 2. Зачем он нужен? 3. На что похож космический дом?

2 группа. Как работают космонавты.
Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления. (космическая станция, космонавт)
Вопрос: Что делают космонавты на космической станции


3 группа. Животные-космонавты.
Первыми космонавтами-разведчиками были кролики, насекомые, даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. (мышка, кролики)
Вопросы:
1. Какие животные  летали в космос? 2. Что вы узнали о полёте мышки?

4 группа. Собаки-космонавты. 
Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и отважная разведчица умчалась в космос. (Лайка)
Вопросы:
1. Как готовили собак для полёта в космос? 2. Как звали первую собаку-космонавта?

5 группа. Первый космонавт.
12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. (космонавт, Юрий Алексеевич, 12 апреля, «Восток»)
Вопросы:
1. Как зовут первого космонавта? 2. Сколько минут продолжался первый полёт?



6 группа. Скафандр.
В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки.
В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. (скафандр)
Вопросы:
1. Как называется одежда космонавтов? 2. Зачем нужен скафандр?
7 группа. Искусственные спутники.
4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные. Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики. (искусственный спутник)
Вопрос: Что изучают искусственные спутники Земли
VI. Рефлексия
Ребята, пока наш корабль совершает мягкую посадку на Землю, расскажите, что вам запомнилось и понравилось в путешествии?
Дети делятся впечатлениями.
(учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.73, в рамке).)
- Оцените свои достижения на уроке.
Сделал открытие. Активно работал. Было интересно. Хорошее настроение.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VII. Подведение итогов урока.
Ну вот мы и дома.
Все, ребята! Мы вернулись на Землю Сегодня мы с вами совершили интересное путешествие в космическое пространство.